Отправить статью

Приказывать необходимо уметь

Руководитель проекта «ТОП-Результат в продажах»
В последнее время публикуется много материалов по вопросам управления людьми. Существует большое количество точек зрения по степени жесткости применяемых технологий. Кто-то голосует за жесткие методы управления людьми, кто-то голосует за демократические методики воздействия на сотрудников, а кто-то выбирает архимягкие способы донесения своих мыслей.

На самом деле, стратегии донесения информации до подчиненных могут быть самыми разными. Все зависит от характера руководителя. Но...
Вот, что точно должен уметь любой руководитель, не зависимо от своего характера — уметь отдавать приказы.

Что такое приказ?


Приказ — это способ донесения своей мысли, при котором обсуждение не возможно в принципе. Приказ — это способ брать ответственность на себя, без оглядки на мнение окружающего мира.

Почему необходимо уметь приказывать


Бизнес — это креативный мир. Существуют ситуации, когда мнение подчиненных может носить конструктивный характер и оно может быть принято к сведению руководителя. Но бизнес — это мир жестких рамок и конструкций. Бывают ситуации, где требуется ставить точку и не факт, что точка будет приятной для окружающих.

И в таких ситуациях приказ — это единственный способ решения проблемы. Руководитель приказывает, сотрудники исполняют. Без лишних вопросов и рассуждений, не зависимо от того, нравится данный приказ или нет.

Когда приказ может быть решением:
  • Сокращение персонала;
  • Изменение мотивации сотрудников;
  • Смена руководителей (внутренние ротации);
  • Изменение стратегий и форматов.
Ситуаций может быть множество и руководитель должен уметь показывать свое право власти.

Оговорюсь. Необходимо разъяснять суть своих действий для подчиненных. Безусловно, чем детальней Вы разложите по полочкам логику своих мыслей, тем больше шансов, что подчиненные сделают все правильно. Речь не об этом.
  • Сотрудники всегда будут сопротивляться изменениям. Тем более тем изменениям, которые необходимо воплощать в жизнь для дальнейшего прогресса.
  • Сотрудники всегда будут недовольны. Сложно угодить. И не всегда это требуется.
  • Сотрудники всегда размышляют личными интересами (в большинстве случаев). Что не всегда полезно для бизнеса.
Именно поэтому стоит регулярно тренировать приказную форму работы. Главное — не перегибать палку.
Любой руководитель, не зависимо от стиля управления, должен уметь приказывать. Это, чаще всего, определяет конечный результат управления.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
37 комментариев
Рашид Ибраев
10 мая в 16:16
Суть ясна. Руководство для тех, кто не пользовался до сих пор командным голосом. Для тех кто сможет тем самым оправдать, экзальтированные действия руководителя, ссылаясь на статью." К маме, так к маме" - как некогда обыгрывалась в рекламе желание мужа доминировать при фактическом подчинении командным требованиям жены.
0
0
Ответить
Рашид, а можно проще мысль изъяснить?
0
0
Ответить
Антон, демократия есть процесс осознанной необходимости также как и в случае со свободой.Если проще:Горячо поддерживаю Вас по смыслу статьи
0
0
Ответить
Рашид, )))... спасибо за ответ. Я завис немного в расшифровке изначально.
0
0
Ответить
Вообще-то, приказы должныбыть юридически обоснованы, а значит приказы должны отдаваться в фиксированной форме, на каком-то из носителей: бумажно, электроном или каком другом. То, что отдаётся в устной форме - это приказание, которое всегда можно оспорить. Руководство приказным порядком можно, разумеется, использовать, но тогда работники напрочь утратят личную инициативу и превратятся в роботов, приобретя их недостатки и утратив их достоинства, так как это всё-таки люди
-1
+2
Ответить
Леонид, всегда ли приказы должны быть юридически обоснованы? В идеале..ДА, в реальности... НЕ ВСЕГДА.

Приказ - это один из инструментов, которым должен владеть руководитель. ОДИН ИЗ! И форма его не всегда важна.
0
0
Ответить
Лариса Мане
10 мая в 16:26
Я за жесткое управление, но без раздачи дурных приказов.
0
0
Ответить
Лариса, это да. Важно блюсти грань.
0
0
Ответить
Тимур Саидов
10 мая в 16:57
Реально грамотное управление начинается гораздо раньше - на этапе подбора команды. И, если команда подобрана правильно -ни несогласия, ни сопротивления не будет.
-1
+1
Ответить
Тимур, как часто такое бывает на 100%?
0
0
Ответить
Я согласен с Леонидом Хандуриным да и приказание можно оспорить только после его исполнения если не исполнить можгут рассудить как саботаж.
0
0
Ответить
Приказ - это способ донесения информации руководителя и получения необходимого результата через действия сотрудника(ов). Конечно важно соблюсти все юридические требования, но в целом я согласен с автором статьи. От себя добавлю из своего опыта - сколько не разъясняй суть своих действий подчиненным, если вопрос касается ущемления их интересов то в их лице ты навсегда останешься "нехорошим человеком". Важно самому не менять своих решений (приказов). Трудно бывает только несколько раз. Дальше - проще.
0
+1
Ответить
Василий , способов и форм донести информацию до подчинённых очень много и чем эта форма дальше от приказной, тем она эффективнее. Апрказная форма должна иметь место, но чем меньше она будет применяться, тем эффективнее будет руководство. Это только в армии существует единая форма приказа (приказания), так как там надо не только выполнить приказ, но и доложить о его выполнении, но в гражданских условиях это уже лишнее. Люди должны быть инициативными и у них должен культивироваться энтузиазм. При приказных отношениях это невозможно.
0
+1
Ответить
Леонид, отчасти согласен. Способов донесения информации действительно много, но важен еще результат, иногда быстрый результат. Понятно, что действуя только приказным методом всего не добьёшься, необходима методологическая "бизнес-лазанья", в том числе с учетом развития инициативы и энтузиазма членов рабочего коллектива. Данная статья об умении и необходимости приказывать и я согласен с ее автором.
0
0
Ответить
Леонид, не передергивайте. Никто не говорил в статье о единой форме управления в приказном стиле. Но руководитель должен уметь приказывать. Это не всегда, но необходимо.

Инициатива необходима...факт!. Но и рамки необходимы... тоже факт. И именно приказы позволяют держать рамки. Иногда условно, а иногда реально.
0
+1
Ответить
Антон, цитирую Вас: "Приказ — это способ донесения своей мысли, при котором обсуждение не возможно в принципе".
К Вашему сведению, Приказ это сложная форма донесения каких-то результатов до исполнителей. Приказ состоит из нескольких частей (преамбула, ..., приказная часть) и, как правило в нём должно быть разъяснение по какому поводу этот приказ появился, чтобы чувствовалось, что он обсуждался перед его оформлением. А при "не возможно в принципе" только может быть у Бога.
Я стараюсь не "передёргивать", но, к сожалению, Вы в статье "подставляетесь" и я этим пользуюсь. Уж простите.
0
0
Ответить
Леонид, приказ есть приказ. Вы пошли в учебники для чего? Разговор ради разговора? Давайте еще в устав вооруженных сил залезем. Там тоже сесть чего почитать на эту тему.

Не знаю в каком Вы бизнесе живете, но в моем мире иногда необходимо кулаком по столу: Будет так и никак иначе. Увы.

Хотя... я же не предлагаю обмерять по себе. Фантики тоже необходимы. Факт.
0
0
Ответить
Антон, по Вашему варианту: "...руководитель должен уметь показывать свое право власти" - это к бизнесу никакого отношения не имеет, это "демонстрация" власти силовым методом. и если можно "в вашем мире кулаком по столу", то дойдёт и до мордобоя, приходилось видеть и таких руководителей.
И Вы на сайт поместили стать, чтобы её обсуждать, а не петь Вам диферамбы, но как только иное от Вашего мнения появляется - Вы "кулаком по столу". Это точно не бизнес, а пиратство какое-то.
0
0
Ответить
Леонид, я всего лишь выразил свое мнение. При чем здесь диферамбы?

Руководитель обязан периодически показывать право власти и к бизнесу это имеет прямое отношение. Вертикаль должна быть. Иначе никак.

Вы вычленили из статьи момент, не прочитав ее полностью. Увы. Помимо 'кулака' там еще много чего написано.

Обсуждайте объекттвно. Хотя...каждому свое.
0
0
Ответить
Отличная статья, спасибо Антону.
Осталась декомпозиция, а это - самое сложное, ибо Дьявол в Деталях.
Придётся снизиться до специалиста по учётным политикам, документообороту и внедрению процессов и правил :)))
А это - уже не яркий Берсерк с мечом и щитом, а рядовой боец невидимого бизнес-фронта.
0
+1
Ответить
Александр, это уже другая история. Там уже щит и меч не поможет. Только ювелирная огранка.
0
0
Ответить
Антон, Да. Согласен на 100%
0
0
Ответить
Лариса Мане
10 мая в 22:05
Ребята, что вы как дети в песочнице? Суть совсем другом. Посматрите на сегодняшний бизнес...Куча руководители которые ничего не знают и ничего не умеют не то что приказы отдавать, они бизнес не знают. Папа создал компанию он руководит приказ какой-то отдал потому что ему так хочется а почему так нужно делать он и понятия не имеет. Приказ это своего рода распоряжения руководителя ну каждый руководитель должен знать почему нужно делать именно так, а не иначе, вот когда он знает тогда его распоряжение и выглядит как приказ... И даже никто не обсуждает, главное иметь в команде подчиненных, которые знают как выполнить то или инное распоряжение(приказ) руководителя и им не важно почему и для чего нужно это делать... Повторюсь, это парафия руководителя.
0
0
Ответить
Лариса, спасибо. Вы наш "миротворец". Только вот мыздесь не о тех, кто "...ничего не знают и ничего не умеют". О таких и говорить не стоит. Речь идёт о "вменяемом" бизнесе. Но всё-равно, спасибо.
0
0
Ответить
Лариса, стыдно, но я не знаю, что такое "парафия" :(((
0
0
Ответить
Лариса Мане
10 мая в 22:07
Извините за грам. ошибки. Нет времени писать... Такое распознание речи ( надиктовала)))))
0
0
Ответить
"...Сотрудники всегда размышляют личными интересами (в большинстве случаев). Что не всегда полезно для бизнеса".С этим утверждением не согласен.Для бизнеса ВСЕГДА именно что полезно, когда интересы компании и владельцев бизнеса полностью (или в большей степени) соответствуют индивидуальным планам сотрудника.Это еще иногда называется "формирование эффективной команды".
0
0
Ответить
Андрей, кто же спорит. Я всего лишь указал на то, что иногда индивидуальные интересы не идут на пользу бизнесу. Например, когда компания вынуждена сокращаться. Здесь уже не до личных интересов. Здесь первую скрипку играет интерес бизнеса. Приходится идти поперек личных планов. И по другому никак.

А в 'мирное' время...безусловно все должно идти параллельно. Согласен.
0
0
Ответить
Юлия Кротова
10 мая в 22:43
"Что такое приказ?

Приказ — это способ донесения своей мысли, при котором обсуждение не возможно в принципе. Приказ — это способ брать ответственность на себя, без оглядки на мнение окружающего мира."
Четко, емко, по существу.
У всех отзывается что-то свое;) наболевшее. На мой взгляд здесь нет обсуждения ни адекватности руководителя, ни команды..
В сути самого определения могут быть разные трактовки и прочтения. Одно из-принятие ответственности за результат.
Руководителю важно помнить о способности брать на себя ответственность.
Если приказывает один, а ответственность возлагают на других-будут и саботаж, и все остальные последствия...
И, как сказал автор, это ОДИН ИЗ приемов управления!
0
0
Ответить
Юлия, так и есть. Важно брать на себя ответственнность за принимаемые решенния (без оглядки на популярность или непопулярность). Взвешенность должна быть во всем. Но иногда требуется 'жестко' ставить точки. Не все умеют, но всем необходимо учиться. И это действительно всего лишь один из приемов... Один из огромного количества приемов, которыми должен владеть управленец.
0
0
Ответить
Игорь Сырбу
11 мая в 07:21
Ошибка, как мне кажется кроется в определении слова приказ.
Приказ это не способ, как утверждает автор.
Приказ является результатом принятия решения, который доводится до подчиненных и он не должен обсуждаться, а принят к исполнению.
Другое дело содержание приказа, но это отдельная история.
А насчет Устава Вооруженных Сил, зря вы так пренебрежительно относитесь к его содержанию.
Почитайте, нигде я больше не встречал такого емкого и грамотного алгоритма принятия решения и формирования приказа.
0
+1
Ответить
Мне кажется. уметь приказать важно не только на работе.но и в жизни. Это как красота -какая-то разновидность гипноза.
0
+1
Ответить
Ольга Нахабина
11 мая в 11:49
Отличная статья. Кратко и по делу. Руководитель должен уметь отдавать приказы- это одна из его функций. Причем независимо от организационной структуры управления. В коллективе должен быть главный, который несет ответственность. Если руководитель не умеет приказать- его просто не будут уважать и воспринимать как главного. Соответственно появится неформальный лидер либо будет "анархия - мать порядка". И не надо про демократию. Должна быть вертикаль власти (но без самодурства). Тогда все подчиненные будут четко понимать что они делают и за что отвечают.
0
+1
Ответить
Создаётся впечатление, что комментирующие начали делиться на тех, кто "наглотался" приказных ситуаций и на тех, кому нравится приказывать (или подчиняться приказам). Да ещё просматривается разделение по половому признаку. Что касается приказа, как "красоты", то это зависит от ситуации, чаще всего "приказные ситуации" не такие красивые, как кажется. Ведь приказ - это крайняя мера. Зачем приказывать, если руководитель создал коллектив, который понимает его с полуслова даже со взгляда при полном молчании. И уж абсолютная нелепость, что руководителя не будут уважать и воспринимать, если он не умеет приказывать. Возможно в военных коллективах и в некоторых семьях так, но в большинстве ситуаций "приказные отношения", это, когда все остальные формы взаипонимания исчерпаны.
0
0
Ответить
Леонид, c полуслова и со взгляда при полном молчании понимают авторитетных руководителей, которые от приказов тоже не отказываются. Возможно вы приводите в пример коллектив-семью. Но...это частный случай. С полуслова понимают и самодуров (а в душе ненавидят и стараются навредить при каждом удобном случае). А в большом коллективе без четких указаний ну никак. Или слесарь должен от станка отойти, чтобы молчаливый взгляд начальства поймать? Не говорите ерунды. В нашей российской действительности без приказа в руководстве не обойтись- даже в творческих коллективах. Так что не вводите людей в заблуждение. Если не будет соблюдаться субординация-толку не будет. Именно умение давать четкие указания (в том числе и приказы) должно являться непосредственной функцией руководителя. Об этом и статья. А не о взаимопонимании в коллективе- это вообще отдельная тема.
0
+1
Ответить
Ольга, я представляю, за какие "приказы" Вы ратуете, если используете сленг: "понимают и самодуров", "не говорите ерунды", "не вводите людей в заблуждение". Думаю, дай волю, то весь этот текс войдёт в тексты приказов. В литературе приведены тексты приказов Г.И.Котовского, можете отыскать в Инете и поинтересоваться. Но ему простительно, это было "на заре советской власти". А Вы предлагаете в современных условиях "ратуете" за те же формы. А о чём статья, я знаю, никак читать обучился.
0
0
Ответить
Бетал Нагаев
29 июня в 17:56
Это естественно. Если твой бизнес, твой вложения, на тебе ответственность если даже ты просто управляющий. Единственно не надо преподносить так чтобы ущемлялось чье-то достоинство. Увольнение это не ущемление достоинства. Может это не его и найдет лучшее место. Уменьшение з/п тоже не проблема, если вы завтра обанкротитесь, то вообще всем будет 0. Пусть уволятся и найдут достойное место. Если сотрудники хороши, то урезать з/п не захочется. Поэтому все к лучшему. И т.д. и т.п.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь