Отправить статью

Как принять самое лучшее, оптимальное решение?

Доктор технических наук в области управления, профессор
Успешная деятельность всегда сопровождается выбором. Это выбор самого лучшего варианта развития событий из нескольких альтернатив. Самым сложным в этом вопросе является выбор показателя, который поможет сделать выбор. Проблема состоит в том, что бы это был однозначный выбор на основании единственного показателя.

«Прежде чем подумать о решении будущих задач, руководитель должен научиться справляться с сегодняшними за меньшее время и с большей отдачей и эффективностью», — писал Питер Друкер в своем бестселлере «Эффективное управление».
Здесь речь идет о некоторых, периодически выполняемых задачах или процессах. А технология, с помощью которой эта деятельность улучшается, называется «оптимизацией».

Оптимальный, означает — наилучший. Соответственно, выбор наилучшего выполнения регулярных задач, операций или процессов, помогает максимально быстро повышать возможности развития, а, следовательно, достигать цели управления.

Тем не менее, несмотря на популярность понятия «оптимизация», не только специалисты-практики, но и ученые, которые занимаются вопросами управления, теряются в своих рассуждениях и попытках, пытаясь добиться реального улучшения процессуальной деятельности в практических условиях.

Если обратить внимание на терминологический аппарат, которым «специалисты» оптимизаторы пытаются привлечь внимание, то мы услышим такие хорошо известные понятия как минимизация затрат и экономия энергии.

Можно ли оптимизировать процесс, минимизируя энергопотребление или затраты?

Обычно, когда я слышу от специалиста рассуждения по поводу минимизации затрат или ресурсопотребления, то просто предлагаю остановить деятельность предприятия. В этом случае, в глазах у предлагающего решение вопроса, путем минимизации затрат, появляется растерянность. «Нет, ну останавливаться нельзя!», — следует, обычно, продолжение.

«Но ведь Вы предлагаете оптимизировать деятельность опираясь на показатель, который имеет минимум именно в этом случае», — говорю я. И здесь, наиболее находчивые, вдруг, вспоминают термин «энергоэффективность». Но, когда пытаешься выяснить, какой показатель обеспечивает максимум энергоэффективности, выясняется, что это тот же минимум энергопотребления.

Тем не менее, не нужно прилагать особых усилий, для того, чтобы разобраться в том, какой показатель необходимо использовать в качестве критерия оптимизации.
Суть оптимизации очень проста. Предположим, у нас есть альтернативные варианты по поводу проведения той или иной операции. Необходимо принять решение о том, какая альтернативная операция лучше.

— А какая операция лучше?

— Лучше та операция, выполнение которой принесет нам больше выгоды.

Все что нужно для принятия такого решения, это наличие показателя, который укажет на такую, самую лучшую операцию. Такой показатель называют критерием отбора, а специалисты по управлению, критерием оптимизации.

Давайте вместе определим, как должен внешне выглядеть такой показатель? То есть, вначале мы определим, какие параметры операции должны обязательно входить в состав критерия оптимизации. Для этого рассмотрим насколько альтернатив.

Все мы знаем, что проведение любой операции требует затрат (З) и занимает некоторое время (Топ). В результате проведения операции мы получает результат операции (Д). Модель операции будем изображать в виде графа (рис.1).


Рис.1 Модель операции

На рис. 2 изображены модели трех операций.


Рис. 2 Модели операций у которых отличаются только затраты

Каждая из этих трех операций отличается только одним показателем, затратами. И если нас попросят выбрать самую лучшую, для нас, самую выгодную операцию, то мы, конечно, выберем первую, поскольку у первой операции самые низкие затраты.
Такой выбор обусловлен тем, что при прочих равных условиях, мы получаем большую прибыль именно от первой операции и при этом от нас требуется минимум вложений.

Таким образом мы можем сделать вывод, что параметр операции «затраты» должен входить в критерий оптимизации.

На рис. 3 мы видим еще три операции.

Рис. 3 Модели операций у которых отличается только доход

Конечно, и здесь не сложно сделать выбор в пользу последней операции, поскольку она имеет максимальный результат (доход). И учитывая, что все остальные параметры операций одинаковые, наш выбор очевиден. Вывод здесь также очевиден. В состав критерия оптимизации должна входить стоимостная оценка совокупного выходного продукта операции.

И, наконец, на рис. 4 мы видим операции, которые отличаются только своей продолжительностью.


Рис. 4 Модели операций у которых отличается только время

Конечно же, самой выгодной для нас является самая короткая операция. Например, за время проведения последней операции, можно осуществить выполнение трех первых операций и получить тройной результат.

Как видим, нет ничего сложного в том, чтобы определить структурные элементы из которых должен состоять критерий оптимизации. Если его обозначить символом А, то можно записать А=f(З,Топ,Д). То есть, показатель А является функцией всех трех базовых параметров операции.
Теперь нужно выяснить, какие известные науке показатели, состоят из этих трех базовых параметров операции. А после того как мы найдем такие показатели, нужно определить, какой из этих известных показателей обеспечивает выдачу правильного результата.

Предположим, мы нашли в литературе два таких показателя. Один из них имеет вид


а второй,


Для того чтобы проверить способности этих показателей, нужно их протестировать. Для этого, используя известные формулы, нужно проверить, как они оценивают эталонные операции. Эталонными мы будем считать пары операций, результат, среди которых, известен заранее.

В таблице приведены пары эталонных операций. Каждая первая операция, из своей пары, лучше второй. Нам остается только определить, какой из показателей правильно решит все поставленные задачи.

Лучшая операция, по «мнению» формулы отмечается затемнением.


Как видим, на последней паре операций, первый показатель «решил», что эти операции одинаковые. На самом деле, то, что первая операция лучше, показывает простой показатель — «рентабельность».
Таким образом, мы смогли найти показатель, который решил все четыре тестовые задачки. Этот показатель (Е) определяет эффективность использования операционных ресурсов.

Полная формула выглядит так:


Здесь Тн — это единичный интервал будущего использования прибыли, полученной в исследуемой операции. Поскольку нам не известно, как используется прибыль в дальнейшем, берется единичный интервал времени, для определения потенциального эффекта. Т.е., Тн всегда равна единице.

Таким образом, критерием оптимизации всегда является показатель эффективности. Чем выше значение показателя эффективности, тем выгодней операция для предприятия.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
27 комментариев
Семен Попов
20 сентября в 13:47
Статье не хватает легкости. Больше похоже на экзаменационный билет. Вопрос, решение, вывод. Читать тяжело. Да и материал тут больше про оптимизацию, а не принятие решений. Без обид. Мое виденье.
0
+2
Ответить
Игорь Луценко
20 сентября в 14:24
Семен, спасибо за откровенность. Одна из причин по которой я размещаю статьи на сайте, это проблемы с восприятием такого материала. Самому сложно судить о том, как воспринимается материал. По поводу принятия решения, Вы не совсем правы. Принятие решения основывается на обработке данных и выборе лучшего, из нескольких возможных альтернатив. Это и есть оптимизация, просто такой термин редко употребляют в том случае, если речь идет решении которое принимает человек, а не система управления. В остальном нет никаких отличий. Все стремятся действовать эффективно. Формула дает возможность получить не приблизительное, а точное решение.
Для тех случаев, когда операции более сложные, существует общее интегральное выражение и специальная программа для его расчета.
0
0
Ответить
Ирина Несивкина
20 сентября в 15:39
«Прежде чем подумать о решении будущих задач, руководитель должен научиться справляться с сегодняшними за меньшее время и с большей отдачей и эффективностью», — писал Питер Друкер в своем бестселлере «Эффективное управление».

ЗА ЭТО - ОТДЕЛЬНОЕ СПАСИБО. Я все думаю, что же это такое, так много нового делаю, скорость изменений большая, а в целом изменений не происходит. Теперь понятно. Прямо инсайт для меня.
Статья правда интересное. Вам в партнеры по написанию текстов нужно эмоциональную женщину, умную безусловно , и тогда легкость придет.
Поделюсь открытием. Так само случилось. Перед тем как здесь писать статьи , мы встречаемся с невероятно мудрым и умным человеком Игорем Дубовским и обсуждаем тему. И материал, который стал в результате выходить и интересный , и структурный , и важный, и нужный. А главное, легкий и понятный для восприятия.
Мы все как-то дополняем друг друга и помогаем.
0
+1
Ответить
Ирина, спасибо! Осталось найти эмоциональную и умную женщину, если, конечно, Вы не согласитесь :). Такой положительный опыт уже есть у Роберта Киосаки, который самые успешные книги написал в соавторстве с Шарон Летчер. В частности, Богатый папа бедный папа. А что касается инсайта, то материал, который здесь изложен, был опубликован в открытой печати только в 2014 году. Теперь и над легкостью восприятия можно поработать :-)
0
+2
Ответить
О! Игорь! Вы не представляете, какое количество таких, подходящих для Вас, женщин. Невероятно огромное. Я по роду деятельности веду тренинги и вебинары , часто именно для женской аудитории. Наши Российские женщины, не избалованные и самостоятельные, просто чудесные! Я нисколько не преувеличиваю. Это правда! Посмотрите внимательно по сторонам.
Творческих успехов.В этот четверг выйдет моя статья. Истоки мастерства или Переход, точка бифуркации. Буду рада узнать Ваше мнение.
0
0
Ответить
Ирина, спасибо! Обязательно почитаю статью и выскажу своё мнение :-)
0
0
Ответить
Фердаус Кадыров
20 сентября в 17:00
Согласен с выводами автора.Применительно к оптимизации бизнес-процессов, необходимо учитывать целесообразность с экономической точки зрения. Другими словами, стоимость оптимизации должна быть соизмерима с экономией или прибылью, которая будет приносить данная оптимизация. И в конечном итоге затраты должны вернуться в виде экономии или прибыли. Поэтому предлагаемая любая оптимизация должна иметь экономическое обоснование, чтобы руководство компании могло принять верное решение. Предлагаемый алгоритм действий конкретизируется под вид деятельности.
0
+1
Ответить
Да Фердаус, оптимизация должна приносить отдачу, а не обеспечивать экономию средств. В статье я постарался использовать экономическую терминологию. Но оптимизировать, чаще всего, приходится внутренние процессы на предприятии. Так, например, затраты и доход, это не совсем корректное определение тех категорий которые в это случае нужно использовать. Вместо затрат лучше говорить о стоимостной (экспертной) оценке входных продуктов технологической операции, вместо дохода - стоимостная (экспертная) оценка выходных продуктов операции, вместо прибыли - добавленная ценность. Но, и так, как Вы видите, материал считают тяжелым для восприятия :-)
0
0
Ответить
Игорь, согласен с Вами.Сама статья вызывает большой интерес.Вы подошли к оценке оптимизации более шире чем, я высказался.Для восприятия необходимо несколько раз внимательно прочитать статью, и тогда все будет понятно. Удачи Вам.Жду новых публикаций
0
+1
Ответить
Большое спасибо, Фердаус. Очень важно чтобы работа была полезной коллегам!
0
0
Ответить
Леонид Хандурин
21 сентября в 11:46
Понятия лучшее, оптимальное, эффективное - это не однозначные понятия. Одни качественные показатели, другие - количественные, причём, некоторые из них вероятностные. Тем более, что поиск этого решения и его конечное принятие, тоже будут отличаться. Лучше заранее прсчитывать эффективность принимаемого решения, а это будет обязательно вероятностный вариант, где самое главное - накопленный опыт.
0
0
Ответить
Леонид, добрый вечер! Выбор оптимума не может опираться на качественную характеристику, поскольку тогда нельзя будет сделать выбор. Качество всегда выступает в качестве ограничивающего параметра. Процесс останавливается тогда, когда качество достигнуто. А вот какой ценой? Это оценивается показателем эффективности, который является критерием оптимального управления. Оптимум - это максимальное значение эффективности :-)
0
0
Ответить
Уважаемый Игорь, простите, что надоедаю, но предыдущим комментарием Вы ещё более усложнили задачу. Теперь мы имеем понятия: лучшее, оптимальное, эффективное и качественное. и для всех необходимы определения, прежде чем их использовать. Приведу пример для эффективности. Чтобы ею воспользоваться необходимо иметь единицу измерения эффективности. Если Вы знаете, как это сделать, то решите задачу, а если нет, то, простите... Тогда всё здесь сказанное, чистая теория, которую сложно применить. В этих направлениях существуют целые теории и многочасовые курсы в учебных программах по многим специальностям. Это всё к сведению.
0
0
Ответить
Леонид, мне очень странно слышать такое именно от вас. Прямо здесь в статье обоснована структура критерия эффективности. Она должна зависеть от трех глобальных параметров E=f(RE, Top, PE). В общем случае: RE-экспертная (стоимостная) оценка входных продуктов операции, PE - экспертная (стоимостная) оценка выходных продуктов операции, Top - время операции. В статье приведены две формулы (известные на сегодня) которые опираются на эти три параметра. На конкретных примерах операций, эффективность которых априори известна, эти формулы проверены. Последняя формула в статье прошла все проверки. Если Вы не обратили внимание, она безразмерная. Если среди известных многочасовых курсов учебных программ Вы найдете формулу которая позволит решить те простейшие задачки, которые приведены в данной статье, я сниму перед Вами шляпу. Если не найдете, то эти все кусы просто... :-)
0
0
Ответить
Уважаемый Игорь, структура критерия эффективности обоснована давным давно (вместе с теорией вероятности) и широко используется в управлении запасами, исследовании операций, расчёте авиационных комплексов и т.д. и т.д. Трудности не в расчёте самой эффективности, а в выборе основных параметров факторов влияющих на эффективность. а тот факт, что триаду рассматриваем в квадратах или в линейной зависимости, существенной роли не играет. А вот теория качества - вообще другой разговор. Так что ничего странного в том, что мне приходится здесь комментировая, я не вижу. Я же не виноват, что некоторые участники дискуссии впервые встретили этот "совершенно уникальный инструмент". Как же до сих пор летали самолёты и ходили корабли без расчёта их эффективности?
0
0
Ответить
Уважаемый Леонид. Для того чтобы самолёты летали, а корабли ходили, формула эффективности действительно не нужна. Она нужна для того, чтобы определять, например, наиболее выгодную траекторию разгона и скорость перемещения. Чего до сих пор не делается, ввиду того что формула эффективности была опубликована в 2014 году. Вот так они летают и ходят, выполняя свою функцию как бог на душу положил. А вот Вы, уважаемый Леонид, если считаете что структура формулы эффективности обоснована вместе с теорией вероятности и широко используется в управлении запасами, не сочтите за труд, дайте ссылочку на книги и страничку, где я могу эту формулу увидеть.

С уважением, И.Луценко
0
0
Ответить
Уважаемый Игорь, прежде чем спроектировать самолёт или корабль (даже на уровне дипломного проекта), просчитывается его эффективность. Что касается этой формулы эффективности, то в таком виде в разных вариациях она давалась в специальных дисциплинах во всех авиационных вузах (раз речь зашла о самолётах), примерно с 60-х - 70-х годов прошлого века. Что касается ссылки, то по поисковику по ключевым словам "эффективность" или "управление запасами" можно набрать множество литературы. С уважением Л.Хандурин.
0
0
Ответить
Леонид, большое спасибо! Поскольку я профессионально занимаюсь вопросами эффективности, оптимизации и управления, то читаю абсолютно все что пишут по этим вопросам на русском и английском языках. Да, очень много формул, который называются формулой эффективности, но такими не являются поскольку не проходят даже простейшую проверку (см. тесты в статье). Большое спасибо за не содержательную и бесполезную дискуссию.. :-)
0
0
Ответить
Игорь, см. Пестов М.Д. Боевая эффективность и надёжность ЛА. Методы расчётов. М. 2002 г.
И специалистам такого уровня нельзя быть настолько самоуверенным.
0
0
Ответить
Была в Советское время передача, где жен просили хвалить своих мужей. Одна из них говорит: «Мой такой сильный, умный и самоуверенный». Ведущая не растерялась и поправила: «Да, уверенность в себе это хорошее качество». Леонид, я осмеливаюсь утверждать некоторые вещи только в том случае, когда владею достаточно полной информацией для таких выводов.
Что касается Пестова. Я неспроста просил Вас указать страницу в книге. Проще всего бросить бездоказательную фразу, типа: «Вот книга в ней это есть». Я могу привести названия десятков книг, содержащих в себе слово «эффективность». Дальше что?
Смотрим с. 62 Пестова. Курсовая работа по курсу «Эффективность и надежность ЛА». Какие показатели определяют в этой работе? Вероятность и среднеквадратичное отклонение. Эффективность где?
Леонид, Вы не собираетесь разбираться в вопросе, поэтому мне не интересно вести с вами диалог. Прощайте.
0
0
Ответить
Игорь, а хамить-то зачем?
0
0
Ответить
Леонид, хамство это грубый и наглый способ общения. Я всего лишь не хочу терять свое время в процессе вот такого взаимодействия с Вами, поскольку с Вашей стороны были НЕ АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ возражения. Стиль таких возражений говорит о том, что целью собеседника не является попытка разобраться в вопросе. Я так и написал. Если я ошибаюсь, покажите конкретный пример, где с Вашей стороны был бы конкретный пример неправильной работы формулы, неправильной аргументации в публикации, сравнительный анализ двух выражений и т.д. Вот в таких случаях я с удовольствием пообщаюсь с Вами. Ради такой конструктивной критики я и публикуюсь здесь. Вы же видите, я не зарабатываю на тренингах. Просто отрабатываю свои свои научные теории.
0
0
Ответить
Уважаемый профессор Игорь, а я Вам стараюсь мягко намекнуть (тоже теряя время), что такой подход в этой "научной теории", взаимствование уже известных разработок, но Вы уполрно не желаете этого понимать, а это уже "не аргументированное выражение", хотя я не сторонник обвинять Вас в "зарабатывании на тренингах". Думаю, что, если Вы не покините ДМ, то к этому "вопросу" мы ещё вернёмся. А о "неправильной работе формулы" я не упоминал, я только говорил, что такой подход определения эффективности (критерия эффективности) уже известен и ею активно пользуются с конца 60-х годов прошлого века. С уважением.
0
0
Ответить
Ольга Сердюк
21 сентября в 13:36
По-моему, формула эффективности, представленная Вами это совершенно уникальный инструмент, позволяющий одной цифрой дать оценку понятиям, которые до сегодня сложно было представить в виде единого числа - ЭФФЕКТИВНОСТЬ и ОПТИМАЛЬНОСТЬ. Мне кажется метод может широко использоваться в практике управления. Но иногда принятие решений требуют настолько быстрого ответа, что нет времени заниматься математическими вычислениями. Хотелось бы нажать на кнопку и получить быстрый результат...:)

p.s. я намекаю на то, что лучше эту идею модернизировать и воплотить в виде программного продукта.

Спасибо за полезную статью.
0
+2
Ответить
Игорь Луценко Ольга Сердюк
21 сентября в 19:45
Спасибо, Олечка! Вы как всегда правы. Давайте Вы напишете статью в Деловом мире о том, как рассчитывать эффективность сложных операций с использованием программы :-)
0
+1
Ответить
Олег Галицкий
22 сентября в 11:56
Прекрасная полезная формула. Просто здорово
0
+1
Ответить
Игорь Луценко Олег Галицкий
22 сентября в 17:36
Олег, спасибо! Мне очень важно знать Ваше мнение.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь