Отправить статью

Чем полезен сокращенный рабочий день?

Людей, искренне желающих посвящать себя работе днем и ночью, не особо много. Количество приверженцев коротких рабочих дней растет из года в год. Сложившаяся ситуация беспокоит многих работодателей, нацеленных на получение внушительного результата.

Данная тема привлекла внимание многих организаций и светил науки, которые провели в свое время много опросов и исследований. Короткий рабочий день уже официально принят в некоторых государствах, а многие западные компании дошли и до пяти-шести часового рабочего дня. С сожалением приходится констатировать, что в решении данного вопроса российские работодатели отстают от иностранных коллег. Рядовым сотрудникам остается завидовать гражданам, проживающим за рубежом.

Позитивные стороны введения сокращенного рабочего дня


Западные бизнесмены умеют считать деньги. Это утверждение уже давно воспринимается как аксиома. В большинстве случаев предпринимательство не ассоциируется с благотворительностью. Введение 5-6 часового рабочего дня кажется неразумным лишь на первый взгляд, что подтвердили многие крупные компании, оказавшиеся в выигрыше. Наблюдения подтверждают, что человек способен эффективно работать на протяжении 4 часов в сутки. Оставшееся время растрачивается на создание видимости работы, обсуждение новостей, распитие чая/кофе, походы в курилку и т.д. Что интересно, в данном случае идет речь не о лени, а об исчерпании внутренних ресурсов организма. В силу данной особенности последний нуждается в отдыхе и пополнении энергетических запасов.

О пользе сокращенного рабочего дня свидетельствуют и опубликованные The Lancet в 2016 году аналитические сведения, согласно которым у людей, работающих 55 и более часов в неделю, гораздо чаще возникают проблемы с сердцем. Риск инсульта у сотрудников этой категории выше на 33% (по сравнению с людьми, посвящающими работе менее 40 часов в неделю). Из других неприятных моментов следует отметить низкую устойчивость к стрессам и эмоциональное выгорание. В соответствии с обнародованным журналом Sleep исследованием люди, не превышающие 40-часовой предел, быстро погружаются в сон, дольше спят и покидают постель отдохнувшими.

Выводы ученых говорят о том, что при большем количестве выходных фиксируется более высокая результативность работы. Указанная особенность легла в основу эксперимента, который провела одна из бостонских консалтинговых фирм. Руководством предприятия было принято решение о предоставлении некоторым сотрудникам дополнительного выходного дня в середине рабочей недели. По истечении 5 месяцев клиенты организации заговорили о повышении качества услуг. Что интересно, положительных отзывов удостоились сотрудники, работавшие меньшее количество дней в неделю. Люди, проводившие на работе 50 и более часов в неделю, подобными результатами похвастать не могли.

Как показывает практика, сокращенные рабочие дни способствуют сохранению баланса между столь важными для человека понятиями, как «жизнь» и «работа». Помимо карьерного роста и профессиональных достижений люди остро нуждаются в свободном времени, которое они могут расходовать по собственному усмотрению (на семью, отдых, хобби, самосовершенствование, решение бытовых и личных вопросов и т.д.). Отсутствие дисбаланса между двумя составляющими — залог пребывания в хорошем настроении и отличной физической форме. Люди, умеющие совмещать работу и личную жизнь, гораздо чаще чувствуют себя счастливыми.

Укороченные рабочие дни могут рассматриваться в качестве идеального мотивирующего средства, способствующего вовлечению сотрудников в деятельность компании. А как была бы признательна за подобные изменения в графике женская половина коллектива! Ведь женщины постоянно сталкиваются с нехваткой времени на семью и себя. Благодарные и удовлетворенные сотрудники лучше работают. Это факт. Приятным бонусом станет улучшение атмосферы на рабочем месте. Как известно, в комфортной обстановке даже монотонная работа выполняется гораздо быстрее.

Приемлемой альтернативой может стать и организация хоум-офисов. Постоянно, либо периодически работающие удаленно сотрудники могут порадовать работодателя высокой продуктивностью труда. Проблем с контролем подобных работников в наши дни не возникает. Постановку задач и отслеживание их выполнения облегчает специализированное ПО. При таком подходе компания получает дополнительные экономические выгоды, обусловленные отсутствием необходимости содержания рабочего места. Объясняется это снижением коммунальных затрат и исключением других расходов, в число которых вошли зарплата уборщицам и охранникам, транспортировка к месту работы, предоставление компьютера и т.п. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые люди не способны сконцентрироваться в домашней обстановке. Работа у них ассоциируется с пребыванием в офисе и принятием активного участия в жизни и деятельности коллектива. Вот здесь могут возникнуть некоторые сложности на пути к переводу персонала на удаленный режим работы.

Скептики сокращенного рабочего дня настаивают на том, что вся работа не может быть выполнена на протяжении 5 часов. Руководители, заботящиеся о своих подчиненных, успешно доказывают обратное. Они учат сотрудников правильно ставить и делегировать задачи, знакомят их с азами тайм-менеджмента и не боятся ослаблять контроль. При таком подходе изменяется система мотивации. Люди стремятся сделать как можно больше на протяжении короткого рабочего дня. Они осознают важность хорошего отношения к себе и дорожат своей работой. На первое место выходит не процесс, а результат, что подтверждает эффективность вовлеченности и внутренней мотивации.
У сокращенного рабочего дня имеется множество выигрышных сторон. Хочется верить, что положительные изменения в данной области не заставят себя долго ждать! Вопрос только в том, почему же до сих пор наши руководители все никак не отважатся ввести короткий рабочий день?
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
24 комментария
Любовь Крицких
21 сентября в 04:28
Дарья, я согласна с Вами в части работоспособности. Вся основная работы выполняется в первой половине дня, а потом уже идет отсидка времени. Но есть другая сторона: зарплата. При сокращенном рабочем дне и зарплата сокращается. Вот работники и отсиживают положенное время
0
+3
Ответить
Виктор Гришин
21 сентября в 08:14
".. Наблюдения подтверждают, что человек способен эффективно работать на протяжении 4 часов в сутки."
Какой человек? Законченный лентяй из "офисного планктона"?
В любом случае, эффективная работа неравномерно распределяется в течении суток.
Сокращение рабочего дня, действительно, проведено в некоторых странах (Франция) под угрозой массовой безработицы и, возможных социальных бунтов.
Нет там возможности занять всех и надолго.
У нас другая ситуация, степень эксплуатации работодатель смело раздвигает во времени и пространстве "если к утру не будет сделано.."
Поэтому статья о будущем, когда надо будет имитировать занятость.
-1
+4
Ответить
Сергей Нестеров
21 сентября в 09:32
Добрый день, здравствуйте Дарья! Прошу прощения, но о наших предпринимателях Вы достаточно хорошо думаете. Данная схема 3-4-5 часовой рабочий день в нашей организации работает уже около 12 лет и только для ухода от налогов. Во всяком случае у нас в районе такая ситуация в большинстве организаций всех форм собственности. При всём при этом люди вынуждены работать в среднем по 54 часа в неделю, тоже борясь с инсультами, инфарктами и пресловутым ВВП.
0
+1
Ответить
Натэлла Злобина
21 сентября в 09:41
Мечты, мечты...
0
0
Ответить
Владимир Зюзько
21 сентября в 09:42
Вопрос далеко не такой однозначный. Ну хорошо, сократили рабочий день с 8 до 5-6 часов. Как когда-то сократили с 12 до 8. 5-6 часов стало нормой. Что дальше? Сокращаем до 3-4?.
Опять же, работа бывает разной. Механической и интеллектуальной. Сокращать всем?
А как живут люди увлеченные своей профессией? Например, ученые, которые вообще не измеряют свой рабочий день количеством часов?
И еще. Ну надоели сравнения с Западом. Почему на них опять нужно равняться? Может это Западу нужно на нас равняться? Запад исчерпал свои полезные ископаемые благодаря свободному предпринимательству, живет за счет других. Россия ресурсы сохранила, она самодостаточная.
Пусть Запад на нас равняется.
0
0
Ответить
Дарья Пантюх
21 сентября в 09:54
Коллеги, благодарю за комментарии. Согласна что и работа бывает разной, и что сокращение рабочего дня используется для "ухода от налогов", но речь здесь немного о другом. О "честном" сокращение рабочего дня, то есть, в случае, если такая потребность в коллективе существует, и это может стать одним из моментов нематериальной мотивации, то почему бы это не сделать, заодно и от налогов уйти), но эта цель будет второстепенна
0
+1
Ответить
Алексей Баталов
21 сентября в 10:08
А вот лично бы я с удовольствием работал в режиме хоум-офис и пару раз в неделю катался в офис, но увы.
0
+1
Ответить
Леонид Хандурин
21 сентября в 10:55
Что-то статья совсем не о том, хотя автор и старается. Повышайте производительность труда и работайте хоть по два часа в день. А при той производительности труда, которая у нас сегодня, о сокращённом рабочем дне и мечтать нет смысла. Особенно сокращённый рабочий день выглядит смешно, когда время в пути "на работу" измеряется часами. Тогда "сокращённое" рабочее время будет равняться времени в пути "на работу". В таких условиях никакая мотивация нас не спасёт. Да ещё, если приходится добираться на нескольких видах транспорта. И надо знать, что "на Западе" почасовая оплата труда (до 12-18 дол/час), а не МРОТ.
0
0
Ответить
Александр Устинов
21 сентября в 11:33
Да, еще Сталин писал об этом, и сокращение рабочего дня до 5-6 часов было в его планах... ну, а про ежегодное снижение цен здоровой экономики СССР при его правлении (вместо инфляции больной экономики) надеюсь все знают.
0
+1
Ответить
Роман Середенко
21 сентября в 12:47
Дарья, вы пишете про сокращенный рабочий день. Сокращенный по отношению к какой продолжительности? 40 часов в неделю? Ок, почему тогда приводятся результаты сравнения с 55 и более часами в неделю? Нужно приводить результаты сокращения с 40 часов, тогда это будет информативно.

"О пользе сокращенного рабочего дня свидетельствуют и опубликованные The Lancet в 2016 году аналитические сведения, согласно которым у людей, работающих 55 и более часов в неделю, гораздо чаще возникают проблемы с сердцем. Риск инсульта у сотрудников этой категории выше на 33% (по сравнению с людьми, посвящающими работе менее 40 часов в неделю" - что тут особеного? 55 часов в 5-дневную неделю - это 11 часов в день! Не удивительно, что такие последствия, при такой нагрузке сдохнуть можно. Это и без исследования понятно. Я допускаю, что такое может быть, но к такой ситуации нужно применять не сокращеие рабочего дня, а приведение продолжительности рабочего времени к нормальному значению, например 40 часов в неделю.

"Что интересно, положительных отзывов удостоились сотрудники, работавшие меньшее количество дней в неделю." - здесь пишете о количестве дней в неделю.
"Люди, проводившие на работе 50 и более часов в неделю, подобными результатами похвастать не могли." - здесь уже о количестве часов в неделю.
Так что привело к хорошему результату, сокращение рабочих часов или количество рабочих дней? Ведь 50 часов в неделю можно и за 4 рабочих дня сделать. Тогда где сокращенный рабочий день? Или там получилось 4 рабочих дня по 6 часов, итого 24?

Существующая логика похожа не то, что крокодил больше зеленый, чем длинный, т.к. длинный он только в длинну, а зеленый и в длинну, и в ширину:))

А еще возникают вопросы:
1) при сокращении рабочего времени оплату труда оставлять прежней в почасовом измерении (сумма к выплате меньше) или повышать ее (сумма выплаты не меняется)?
2) куда же денется непродуктивное использование рабочего времени (перекуры, и прочее), если рабочее время сократить?
3) что делать с повышением непродуктивного использования времени на проезд в к месту работы и обратно в соотошении с рабочим временем?

Что-то подсказывает, что в бостонской фирме просто перераспределили рабочее время по дням. Т.е., если у них раньше был рабочий день 10 часов, то при еще одном выходном стал 12, 5 часов. (это если говорить о тех самых 50 часах).

Кстати, все таки крокодил более длинный, чем зеленый, т.к. зеленый он только сверху, а длинный и сверху, и снизу :))
-1
+1
Ответить
В статье говорится о топ-менеджерах, работающих 5 дней в неделю. А если Вы управленец круглосуточного производства, то сокращение рабочего времени -просто формальность , которая нужна компании для "оптимизации затрат".Конечно в идеальном варианте подчиненные настолько организованы, что можно и планировать свое время рационально, без перегрузок, хотя в этом случае возникнет вопрос целесообразности руководителя... Но с другой стороны автор старался указать положительный вектор...Спасибо.
0
+1
Ответить
Олег Жуков
07 октября в 15:47
Однажды, когда нашего президента спросили по поводу повышения пенсионного возраста и он ответил, что вы предлагаете после выхода на пенсию сразу в гроб. Здесь тоже самое. Работаешь 5 дней в неделю по 8 часов. Если оглянуться, то почти вся жизнь проходит на работе. А если посмотреть по факту, то абсолютно согласен со статьей. Мы эффективно работаем меньше чем 8 часов в день. Остальное время просто высиживаем. Можно говорить сколько угодно о лени "офисного планктона" (но если честно не приемлю вообще такое выражение. Считаю, что только недовольный своей работой человек может так отзываться о людях и только от зависти). Но всю работу за день не переделаешь (на то она и работа). А если работник не успевает сделать намеченное за половину рабочего дня, то он плохой работник. а по поводу пересмотра почасовой оплаты, то здесь повод работодателю задуматься о том, как бы сделать так, чтобы при сокращении рабочих часов работали эффективнее и достойно зарабатывали. Если работодатель заинтересован в повышении производительности труда и в том, чтобы сотрудники шли на работу с удовольствием, а не с мыслью "опять на работу", то он создаст достойные условия для этого. А вот после этого можно и спросить за проделанную работу в полной мере, не делая ни на что скидок. А по поводу вопроса "А как живут люди увлеченные своей профессией?" - не вижу никаких проблем. Если хочешь оставаться и работать круглосуточно - вперед. Никто не запрещает.
0
+3
Ответить
Леонид Хандурин
07 октября в 16:18
А нет желающих измерить напряжённость труда на конкретном рабочем месте и сравнить их между собой? Например, сталевара, оператора башенного крана, водителя 25-тонного БелАЗа, шахтёра, секретаря-машинистки, кассира, продавца и т.д. А после этого подисскутируйте об установлении продолжительности рабочего дня с ними. Ведь рабочее время устанавливается не просто "с потолка" (если это серъёзно), а таким, чтобы и работодатели не были в накладе, и работники могли восстанавливаться для следующей рабочей смены. А в инициативном порядке делайте, что вам взбредёт в голову, в пределах законодательства и официальной договоренности с работником, не нарушая предельных норм.
-1
0
Ответить
Олег Жуков Леонид Хандурин
07 октября в 17:16
Нет работы, выполняя которую полноценно, человек бы не уставал. Каждый загружен по своему и каждого своя обязанность. Зачем сравнивать водителя БелАза и секретаря-машинистку? У каждого своя задача и каждый устает не меньше других. Мое сугубо личное мнение - сравнивать загруженность людей разных профессий удел детей в первом классе. Хотите сравнить загруженность? Вперед. Но людей одной профессии. А в остальном я свое мнение высказал. Повторюсь "Если работодатель заинтересован в повышении производительности труда и в том, чтобы сотрудники шли на работу с удовольствием, а не с мыслью "опять на работу", то он создаст достойные условия для этого. А вот после этого можно и спросить за проделанную работу в полной мере, не делая ни на что скидок."
0
+3
Ответить
Леонид Хандурин Олег Жуков
07 октября в 18:39
Уважаемый Олег, не просто так придумали выход на пенсию в 40-50-60 лет. В некоторых профессиях организм вырабатывается значительно быстрее и результатом обычно являются хронические заболевания. и никакими килокалориями , и никакой зарплатой здоровья не восстановишь. Я понимаю, что у начальников есть своё мнение, а у всех остальных - ошибочное. Хотите манипулировать рабочим времене - вперёд, можно на офисных работникакх (я понимаю, что здесь большинство таких), а с производственными профессиями, работниками опасного и тяжелого труда не надо в эти игры играть. И спрашивать за проделанную работу у некоторых профессий не надо, она к концу смены всегда на колёсах или на стапелях. В развитых странах укороченный рабочий день по причине экономии человеческих ресурсов, уменьшения фонда заработной платы или по каким-то другим причинам, но не из чувства "сострадания".
-1
0
Ответить
Олег Жуков Леонид Хандурин
08 октября в 10:04
Леонид, я не берусь судить почему, как Вы говорите, в развитых странах укороченный рабочий день. Не знаю и строить предположения не буду. Исходя из аналогии, которую Вы провели по сокращенному рабочему дню, то наша страна не попадает, по Вашему мнению, в категорию развитых. Жаль. Я всегда считал и считать буду, что наша страна одна из самых развитых на нашей планете. Как Ваша страна - не знаю. Решать Вам. Это первое.
Второе. Спрашивать за проделанную работу надо всегда и со всех. И абсолютно все равно на колесах она или на стапелях. А не спросишь - колеса отвалятся и стапеля переломятся. И еще по поводу производственных профессий. Вы вначале их спросите, а потом уже говорите нужно или нет.
0
+1
Ответить
Леонид Хандурин Олег Жуков
08 октября в 16:49
Уважаемый Олег, в экономике пафос - излишняя роскошь. И логика у Вас страдает тем, что Вы приписываете Ваши умозаключения мне. Я нигде не делил страну на вашу и нашу ибо у нас она едина. И на то, что Вы считаете, я не покушаюсь. Мне бы только хотелось, чтобы в стране глупостей не делали. Это - первое.
И второе. За работу не спрашивать надо, а платить надо и платить хорошо. Если Вы и сторонники Ваши этого не поймут, то никому хорошо не будет, какой бы продолжительности рабочий день ни устанавливали.
-1
0
Ответить
Олег Жуков Леонид Хандурин
09 октября в 13:53
Уважаемый Леонид! Вы очень интересно пытаетесь перевернуть свои же слова. Вот Ваша фраза "В развитых странах укороченный рабочий день....". И именно на это я Вам сказал, что не знаю как Вы оцениваете свою страну, но я свою оцениваю, как одну из самых развитых в мире. Это первое)))
И второе))). Еще раз повторюсь "Если работодатель заинтересован в повышении производительности труда и в том, чтобы сотрудники шли на работу с удовольствием, а не с мыслью "опять на работу", то он создаст достойные условия для этого. А вот после этого можно и спросить за проделанную работу в полной мере, не делая ни на что скидок."
Обратите внимание на то, что я говорю. Если работодатель заинтересован производительности - он создаст для этого условия. И соответственно условия будут, как моральные, так и материальные. И еще раз. За работу надо спрашивать всегда. Если за работу не спрашивать, то она никогда не будет сделана качественно.
0
+1
Ответить
Леонид Хандурин Олег Жуков
09 октября в 14:17
Уважаемый Олег, Вы продолжайте повторять свою мантру про "работу с удовольствием" по 4 часа и меньше и да будет Вам счастье. Помню во время перестройки некто Горбачёв "разрешил" работать по 18 часов и больше, что из этого получилось, все знают. Теперь другая крайность - предложение уменьшить рабочий день в два раза. А вам известно, что все системы транспорта и жизнеобеспечения всего общества расчитываются на оптимальное время продолжительности рабочего дня. И теперь, что, всё это ломать? Вы представляете, во что это обойдётся госудпрству. Только что закончились "сражения" по изменению часовых поясов. Вы хотя бы слодили, что об этом высказывались люди? А теперь новые потрясения предлагаются. Если это надо одному предприятию, то никто не запрещает на свой страх и риск, а для всех... это как предложить, чтобы луна светила днём, а не ночью. А какая разница?... пускай будет Солнце и Луна!
-1
0
Ответить
Олег Жуков Леонид Хандурин
10 октября в 07:04
Леонид!
Вы опять о своем непонятном. О том, что где-то, кто-то и что-то рассчитывает. Я Вам уже на эту тему отвечал. Давайте зададим этот вопрос тем, кто работает по утвержденным нормам. И послушаем их мнение (а то про часовые пояса вы пишете, что были высказывания разного толка, а про то что скажут те, кому непосредственно работать не по утвержденным нормам Вы молчите. Как то однобоко Вы пытаетесь доказать свою правоту).
И еще раз. Я не предлагаю всех перевести на сокращенный рабочий день официально. Каждое предприятие должно это делать самостоятельно. А государственных предприятий должны просчитать те, кто этим занимается и взвесить все за и против. И только потом принимать решения.
А по поводу того, что "... все системы транспорта и жизнеобеспечения всего общества расчитываются на оптимальное время продолжительности рабочего дня. И теперь, что, всё это ломать? Вы представляете, во что это обойдётся госудпрству."
Вообще не вижу проблемы. Работу посменно еще никто не запрещал. И если один человек следил за работой систем 8 часов, то я думаю, что 2-ое справятся, если будут следить за системой по 4 часа))


0
+2
Ответить
Леонид Хандурин Олег Жуков
10 октября в 07:18
Олег, идею, которую Вы защищаете, я слушал вчера по "Евроньюс". Один в один. Так что придумайте что-то своё, российское. Это будет более полезно.
-1
0
Ответить
Олег Жуков Леонид Хандурин
10 октября в 09:13
Леонид, к счастью не смотрю "Евроньюс" вообще. Поэтому намек на плагиат не принимается)))
0
0
Ответить
Лариса Николаева
09 октября в 00:12
На западе по 5 часов работают студенты и семейные женщины - на полставки. Или во время кризиса из-за отсутствия заказов переходят на укороченный рабочий день, - , соотвественно и зарплата укороченная.
Пятичасовой западный рабочий день - это фантазии.
0
0
Ответить
Татьяна Гусева
22 апреля в 19:16
Очень полезная статья, особенно хорошо бы это знать руководителям и работодателям.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь