Отправить статью

Болезнь роста или есть ли у вашей компании скелет?

Стратегический бизнес-терапевт. Эксперт. Модератор. Основатель компании «TopMinin»
В комментариях к первой колонке задали вопрос: если компания — это организм, логистика — ноги, а отдел продаж — руки, то что собой представляет скелет?

Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд, еще и потому, что здесь лежит различный подход к компании как таковой — со стороны собственника компании и со стороны наемного работника.

Глобально у каждого человека или организации внутри есть «миссия», «предназначение», «цель». Кто-то ее осознает, кто-то нет. У кого-то цель великая, у кого-то бытовая. У наемного работника цель — дойти до конца месяца/года. У собственника компании цель совершенно другая.
Какая? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному: добиться признания, что-то доказать себе самому или кому-то (родителям например) или даже банальное — сделать мир лучше. Сколько людей, столько и ответов, причин, заставляющих их утром подскакивать и двигаться вперед.

Попробую объяснить. Когда человек утром просыпается и едет на работу он может это делать по ряду причин. У наемного работника — это стремление заработать деньги. Кто-то едет, чтобы присутствовать формально, кто-то действительно работает, в ожидании годовой премии, но в любом случае — это история всегда про обмен времени и знаний на конкретные вещи: ипотека, кредит, другие потребности. Работа — это промежуточное звено между временем жизни и новым смартфоном.

По-другому думает собственник. Для него «работа» — не очень верное определение, возможно, лучше употребить слово «бизнес» — это именно то, что его поднимает утром с постели и заставляет двигаться вперед. И это точно не только деньги.

В некотором смысле вот эта «цель» или «миссия» и есть скелет.

Скелет структурирует организм. Он делает компанию цельной. Он объединяет систему ценностей людей, которых компания собрала в одном месте для выполнения одной задачи.

Бывало с Вами такое, что и компания, в которой Вы работаете, вроде бы положительная со всех сторон, и люди неплохие, но «не ваша» это компания? Возможно, это как раз потому, что вы не разделяете ту систему ценностей, что принята в компании, не видите «цель», не понимаете «миссии».

Как и в любом организме, скелет компании возникает не сразу, он формируется одновременно со всеми другими органами-отделами компании. И здесь важно понимать, что «недостаток витаминов», генетические заболевания или суровая внешняя среда могут привести к тому, что если скелет не сформируется правильно, то и весь организм будет ущербным.

Приведу такой пример. Я работал в большой логистической компании. Компания создавалась в девяностые и, как и многие в те годы, хваталась за все. Учились всему на ходу, методом проб и ошибок.
Когда рынок более-менее устоялся, и появились критерии оценки эффективности бизнес-модели и другие инструменты, мы провели анализ и поняли, что самой перспективной нишей на нашем рынке является «работа с западными компаниями».

Но работа с западными компаниями предполагала определенные изменения: нужно было внедрять прозрачные схемы работы, «белые» зарплаты, отказаться от«черного нала». Мы приняли эти правила игры и перестроили свои бизнес-процессы под те требования, которые нам предъявляли.

Позже, постфактум, мы поняли, что эти изменения были своеобразными витаминами, которые укрепили «скелет» компании. А это повлекло за собой то, что и весь организм начал расти правильно и гармонично развиваться.
Естественно, в процессе этого развития мы столкнулись и с тем, что кто-то из партнеров не желал идти на подобные изменения. Но выгоды, которые мы приобретали — здоровый рост, соразмерность и крепкая структура — были больше, чем минусы от потери нескольких клиентов.

Постепенно стали «выздоравливать» и другие наши партнеры и клиенты. Глядя на нас, «принимая те же витамины», они вырастали вместе с нами из нескладных подростков в гармоничных развитых представителей общества.

Но самое главное, что миссия компании — прозрачные схемы, белые услуги и чистая репутация — в какой-то момент стала тем продуктом, который компания и стала продавать. Не просто логистику, потому что таких компаний на рынке было уже много, а именно вот эту логистику с прозрачными схемами, чистой репутацией и достойными услугами.

Ровно поэтому мне, как бизнес-терапевту, всегда важно понимать цель и миссию компании. Что лежит в основе всего этого процесса? Что заставляет людей просыпаться утром и идти на работу? Но я так же понимаю, что эти цель и миссия не могут быть прописаны в гимнах или расписаны на главной странице сайта. Они должны быть внутри компании. Они должны быть ее скелетом.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
31 комментарий
Борис Рупенко
30 мая в 14:37
Не получил из статьи полезной информации
0
+1
Ответить
Борис, спасибо за отзыв. Чем Вы занимаетесь в бизнесе? Какова Ваша специализация?
0
0
Ответить
Михаил, я директор по продажам в дилерской компании. Сфера - инструмент.
0
+1
Ответить
Борис, то есть вы наёмный сотрудник или одновременно владелец бизнеса?
0
0
Ответить
Цель и миссию действительно можно считать костяком или скелетом компании, так как без него ничего не имеет смысла. Все что-то делают, а для чего и каков должен быть результат никто до конца не понимает. Работают на автопилоте и все. А вот достигать чего-либо: показателей, окончания строительства или проекта - вот это движет о объединяет.
0
+4
Ответить
Алексей, поговорим об этом в будущих моих статьях ;-)
0
0
Ответить
Текст из серии "совмещаем понятия". Аллегории сильно помогают процессу совмещения. Что положительно отражается на дальнейшем взаимодействии. Тут не могло быть рецептов в формате "бери и делай". Но лично меня Михаил заставил ещё раз задуматься: а что является скелетом моей компании, моего бизнеса?..
0
+2
Ответить
Константин К.
30 мая в 17:53
Картинка к статье, реально НАПУГАЛА! Лучше бы не череп, а ствол дерева с большой и пушистой кроной из костюма вырос (шутка). А о миссии компании никогда лишним не будет подумать, спасибо. Только это очень и очень сложная штука, миссия, и просто переходом в белую, её невозможно создать, возродить, вылечить и т. п.
0
+1
Ответить
Константин, спасибо за отклик. Переход в "белую" это уже реализация и следствие, тактические действия. А источник описан в статье. Миссия главная и сложна штука, но на неё как на скелет прикрепляется всё остальное. Об этом в следующих статьях...
0
0
Ответить
Сергей Ми6
30 мая в 22:48
Статья - как азбука начала "правильного" открытого бизнеса. Все правильно замечено и выставлено, понимаю, что материал укорочён, так как это только "входная группа" перед большим проектом.
Реально сталкиваешься в жизни с таким положением дел. Приходишь в компанию в возложенной миссией развития в современном рынке, и конечно же необходим анализ.
Всегда собственникам и Руководству стоит задать вопрос: "Как Вы понимаете, для чего Вам такие или такие перемены?", "Как Вы лично видите дальнейшее положение дел и чего ожидаете?".
Первый сценарий: Иногда можно получить грамотные ответы и все становиться на свои места и работа идёт интересней, инициативней, и с полной отдачей, а самое главное результат получается во благо компании и это реально видно после внедрения процессов.
Второй сценарий: не могут сказать и структурно обьяснить для чего, но в дискуссии мы определяемся - т.е. это так же выход, для начала плодотворной работы и получения нужного результата.
Третий сценарий (сложный): не могут, не знают, не уверенны, не понимают, но где-то слышали или читали (не вдумчиво) - очень тяжело проходит в таких обстоятельствах проект, при чем любой, так как есть не понимания, даже когда все переводишь в цифры и суммы. Тяжело убедить для чего это нужно, в ответ только слышно "это легко, мы бы и сами могли". Но позвольте, сделав анализ и вывод "Вы 10 лет работаете, и не сделали, и не знали что теряете-просто буксовали!". В этом сценарии тяжело что-либо объяснять и доказывать.
Во всех трёх сценариях находишь такие "скелеты", что иногда лучше пройти мимо, но в первом и втором сценариях это воспринимаеться естественно и мгновенно исправляется ситуация. А вот в третьем сценарии зачастую "скелет" портит весь менеджмент и может разрушить, что потом не соберёшь.
Вывод очевиден, Михаил правильно развернул и это реально только начало большого прорыва на пути развития. Из своей практики скажу, что иногда встречаешь собственников и Руководсво компаний (на полках которых ежегодный "Форбс" с сотней в России), которые не любят или нехотят слушать (но те кто на полке в "Форбс" зачастую не то чтобы слушали, а учились-делали засучив рукава), хотя в компанию нанимают очень грамотный персонал от специалистов до ТОПов, которые с инициативой начинают, но сталкиваясь с молчанием на предложения и оооооочень долгим принятием решений - просто тухнут и опускаются руки. Образуется глушь, текучесть кадров, и большие расходы на поиск, что бьет по бюджету и не приносит продвижения. Развитие потенциала персонала, правильное делегирование, и хорошая обратная связь внутри компании, где каждое предложение можно изучить-обсудить-провести эксперимент-внедрить ЭТО ХОРОШАЯ НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ которая даст результат в развитии.
Не вся та мотивация важней, которая мериться деньгами!
Статья класс! Но чувствую это только начало хорошего проекта или курса!
0
+1
Ответить
Сергей, благодарю за обратную связь. Вижу, что у Вас есть свой чёткий, возможно даже прямолинейный взгляд на то, что "правильно" для чужого бизнеса. В жизни же всё не так очевидно и уместно. Буду писать и об этом в следующих статьях.
0
0
Ответить
Михаил, спасибо! Я не имею ввиду понятия "своё - это правильно" для чужого бизнеса, здесь наверное проблемы с которыми сталкиваешься (иногда и не в каждом регионе) при разработке и внедрении естественных процессов.
0
0
Ответить
Елена Басавина
30 мая в 23:13
В целом мое мнение совпадает с автором статьи. Есть только небольшое уточнение. Я бы не объединяла полностью цель и миссию. Миссия - это причина ради которой создан проект, в ее основе то, что мы хотим сделать для других людей и зачем. Цель (долгосрочная) - это больше про то, какую форму (глобальную) в итоге должен иметь проект, она должна иметь финансовые показатели, сроки достижения, размеры компании национальная, международная, локальная), товары и услуги, которая она оказывает.
0
+2
Ответить
Елена, спасибо за отзыв. Вы имеете ввиду миссию и видение? Если, да, то именно видение это то, что Вы здесь описываете под термином "цель".
0
0
Ответить
Михаил, я скорее имела ввиду стратегическую цель на год, 5 лет. Ну и видение тоже необходимо, куда без него))))
0
0
Ответить
Елена, это цель и есть видение.
0
0
Ответить
Виктор Иванов
31 мая в 00:12
Все верно, в целом понравилось!
0
+1
Ответить
Сергей Бурых
31 мая в 09:31
Прошу прощения, но я ничего не понял в этой публикации - о чем она вообще и для кого.
Да, автор что-то пишет о своих ощущениях важности происходящего, а я прочитал и что?
Выслушал, как вежливый собеседник попутчика в поезде, но мне пора выходить - моя остановка.
0
0
Ответить
Сергей, счастливого пути! У всех своя дорога и свой взгляд. ;-)
0
0
Ответить
Зоя Воронова
31 мая в 13:07
Прочитала все комментарии, некоторые меня изумили!!! Что ж здесь непонятного?
Применяя статью к сегодняшней СВОЕЙ ситуации, пришла к выводу, что для меня статья пожалуй в точку!!! Кратко о СИТУАЦИИ: переехали с семьей в другой город. Соответственно сейчас работаю в новой компании. В компании конфликт. Опускаются руки. Вот и думаю, что не так? Вроде бы и правда, хорошие люди, давно работают. Конечно, кризис тоже влияет...Но можно что-то предпринимать, действовать. Я имела счастье открывать ИП. Закрыла через год. Но жалею...Поэтому , чувствую себя как на стороне наемного работника (оооо, у меня большой в этом опыт) и на стороне руководства. Так вот эта статья ответила на часть вопросов, и еще дополнение от Мишнева Сергея прямо в точку!!! Спасибо!!! Буду ждать другие ваши статьи и комментарии.
0
+2
Ответить
Зоя, чувствую вы еще откроете свое дело))) Зуд предпринимательства - это "такая зараза". Что касается компании где вы работаете, то здесь еще важно сколько лет она существует, т.к. есть закономерности развития бизнеса и на определенном этапе это может происходить. Важно сколько собственников, могут ли они договориться между собой, есть ли общее видение. если собственник один, то он тоже должен иметь четкое видение, миссию, стратегическую цель. Все это должно быть донесено до сотрудников, чтобы они понимали куда и с какой скоростью идет компания. Скорее всего этого нет и сотрудники пытаются сами регулировать процесс, как умеют. Любая компания - всегда отображение собственника, что в ней то и у владельца в голове. Чаще всего одни операционные задачи на уме. Для бизнеса жизненно необходимо, чтобы собственник руководил со стратегического уровня, была описанная оргструктура, бизнес-процессы, существовали схемы взаимодействия между персоналом. Тогда и конфликтов не будет, каждый сотрудник будет четко знать свой функционал, кому он подчиняется, к кому и по каким вопросам нужно обращаться.90-е закончились и вместе с ними "бизнес на коленке", основанный на интуиции. Сейчас на ней одной далеко не уедешь. Это новая реальность, ее нужно понимать и учитывать, чтобы бизнес был успешным, приносил собственнику деньги в нужном количестве и оставлял время на личную жизнь.
0
0
Ответить
Статья полезная, сложность заключается лишь в одном мы все разные люди (воспитание, образование, культура) и что для одного является нормой, другой не приемлет. Руководителю и тем более владельцу бизнеса, порой бывает очень сложно донести свою идеологию, миссию до рядовых сотрудников, у которых к сожалению другие цели ( получить з/п, расплатиться по счетам....). А те кто явно болеет работает и принимает все условия игры в данной компании делает карьеру.
0
+1
Ответить
Маргарита, сколько работал, причём в самых разных компаниях, ни разу не сталкивался с тем, чтобы тех кто "болеет" за дело "двигали"вверх. Чаще всего "растут" те, кто выполняет функцию языка у начальничьей задницы. И почти повсеместно присутствует принцип " кто везёт, на того и валят". зачем человека повышать ежели он на себе всё тащит, кого вместо него поставить?
-1
0
Ответить
Маргарита, спасибо за отклик! Сложности не только в одном, они во многом и в разном. О том, как их преодолевать буду писать в следующих статьях. Мы поговорим об иерархии "частей" общего организма в различных бизнес ситуациях, а также о методологии взаимодействия для его
общего здорового состояния.
0
0
Ответить
Марат Мифтахов
31 мая в 16:14
Спасибо автору за работу, полностью согласен с ним, что цель и миссия один из самых важных аспектов деятельности компании в наше время. Продажник, который не знает и не понимает, что же он продает и зачем. Обречен на поражение.
0
+1
Ответить
Марат, а причем тут скелет компании? Кстати, настоящий продажник не продает сверло, например, с супер свойствами, из супер металла и т.д. - он продает покупателю дырку в стене, которую он может просверлить именно этим сверлом, а остальное от лукавого.
0
+1
Ответить
Екатерина К.
31 мая в 16:19
согласна в автором. Это те отношения между работниками и работодателем, к которым нужно стремиться в любой компании.
0
+1
Ответить
Роза Макашова
31 мая в 17:05
Спасибо, так своевременно прочитала. Есть над чем подумать.
0
+1
Ответить
Роза, рад быть полезным!
0
0
Ответить
Андрей Петров
07 июня в 01:23
Комментарий удален модератором
0
0
Дарья Подъелец
13 июня в 11:56
Спасибо автору!
В современных условиях, для качественного развития бизнеса, необходимо мыслить категориями ценностей и целей, так как именно объединение всех подразделений компании вокруг единой цели обеспечивает внедрение изменений, поддержание высокого уровня сервиса, победу в конкурентных войнах, развитие в условиях неопределенности и т.п...
Вопрос в системности и последовательности при постановке в реализации целей)))
0
+1
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь