Отправить статью

Типы компаний, или чем отличается коллектив от команды

Генеральный директор Центра позитивных технологий «Unity»
Все в природе триединство. И процесс построения структуры бизнеса тоже не исключение. Мы наблюдаем три формы систем или три типа компаний: две формы коллектива и одну форму команды. Также мы поговорим о портрете управленца компанией каждого типа. О стиле мысли собственника, о стиле его жизни, который накладывается, соответственно, на стиль управления.

С точки зрения транзактного анализа, внутри каждого человека существует три ипостаси: «малыш», «ребенок», он же «мечтатель» = щелочная среда. Нейтральная среда — «нитка в психике» — мужская. Нейтральная среда, безэмоциональная — это взрослый. И «Родитель», «критик» или «стерва» = кислотная среда. Именно на этих характеристиках и строятся системы, которыми управляет собственник. Не важно, какие это системы: частный бизнес или государственное предприятие. Это в целом системы, которые что-то производят, системы с точки зрения деятельности.

Об этом подробно поговорим в данной статье.

Итак, типы компаний.
Начнем с еще недавно близкого и знакомого для нас: «просоветский» коллектив. Но по форме и структуре управления мы можем встретиться с такой организацией достаточно часто и в наше, современное, время. В государственных структурах мало что поменялось. Перейдем к портрету, к «картинке».

Тип коллектива «просоветский», назовем его так. Четкое подчинение, четко выстроенная иерархия и достаточно большая жесткость в управлении. Жесткость с точки зрения не гибкости, с точки зрения четкости, но при этом — твердости.

Второй вариант — западный. Это тоже коллектив. Он достаточно стабилен, абсолютно безэмоционален. И с точки зрения управления все «запилено» на результат. Кто работал в западных компаниях, то никаких там «уси-пуси» нет. Там от тебя четко по инструкции требуется определенный результат. Не справляешься, до свидания — cледующий. А очередь сегодня достаточно большая на рынке труда.

Вот две формы коллектива:

«Просоветский», назовем для представления его так — сравнение с мощной бюрократической машиной. Когда надо пройти через ад, чтобы подписать или что-то согласовать. Как говорил Уинстон Черчилль: «Если тебе предстоит пройти через ад, иди как можно быстрее». Но в такой компании двигаться быстрее не получится. Потому что этот ад тебя поглощает каждой запятой, каждой новой бумажкой. Ты там вязнешь во всем этом и уже забываешь, куда и зачем ты двигался.

Большой разрыв между «верхами» и «низами». Верхам не понятно, кто такие низы, низам не понятно, кто такие верхи; то есть как небожители, которые вообще не понятно чем там занимаются, а противоположной стороне не понятно, как эти живут. Огромный разрыв реальности и достаточно большая машина бюрократическая, управлять такой системой сложно. Она — неподвижная, неуклюжая, неторопливая и негибкая. Необходимо одну бумажку передать на следующий уровень, другую бумажку на еще какой-то там уровень, в общем, писанины и писательства всякого очень много. И ждать, ждать и ждать. Мы в это погружаться не будем. Мне просто надо, чтобы Вы представили портрет такого типа компании.

Западный вариант — системный, абсолютно технологический. Не справляешься с задачами — следующий. Система, выжимающая энергию, ресурсы, потому что технологична и безэмоциональна. А мы знаем, что с точки зрения строения мозга, эмоции = энергия. Такая компания не апеллирует к человеку, там человека как бы нет, потому что там есть технологии. Мы сегодня знаем, куда идет наша четвертая промышленная революция. Мы понимаем, куда пойдет наша цивилизация. Она идет как раз по тому направлению, где человека нет, тем более, что и физически тоже из многих организаций скоро он будет убран.

Люди будут заменены техникой, машинами, системами, искусственным интеллектом. При таком подходе в 50 раз производительность выше, лучше. Нет человеческого фактора. Безошибочное производство. Как говорится, нет человека — нет проблем.
И третий вариант — это командообразующий вариант системы, которая работает через команду. Что такое команда? То есть коллектив это такая поступенчатая иерархия, от земли до неба. В команде там, конечно, тоже существует определенная иерархия, но она существует с точки зрения должностных инструкций и четкого распределения зон ответственности.

Всем понятно, кто что делает и за что отвечает. Но, с точки зрения взаимодействия и взаимоотношений, сохраняются естественные, человеческие отношения. Это не то чтобы кружок по интересам, хотя это можно и так назвать, — но каждый принимает цель, миссию и задачу управленца как свою. Команда отличается уровнем взаимодействия. В команде важна «Agile»-технология. Познакомиться с ней можно в интернете.

Технология управления, основанная на гибких, женских стратегиях.

«Agile»-технология позволяет спокойно, легко, мягко и гибко общаться внутри структуры, внутри системы. Больше того, если у Вас нет вопросов ко мне как к собственнику или руководителю, значит, скорее всего, Вы либо равнодушный — и тогда не разделяете нашу миссию, наши задачи, цели, либо — неумный, неспособный. Потому что у креативных, умных и заинтересованных людей всегда возникают вопросы и есть мысли, которыми они горят поделиться. Вопросы — это ступеньки, через прохождение и разрешение которых Вы двигаетесь вверх. Правильно поставленный вопрос говорит об уровне профессионализма в данной области и еще о многом говорит.

Еще разочек, чтобы Вы правильно поняли, и в западном обществе, в западных странах, и в нашей стране и то, и другое, и третье есть. Я обозначаю этими понятиями разные формы взаимодействия лишь для более яркого представления. Мы сейчас очень активно переняли западную модель управления, а я думаю, что ортобиоз позволит нам перейти в неразрушающий стиль управления.

Концепция «Управленческого ортобиоза» позволит нам перейти как раз на новую модель управления, когда не разрушаются системы и при этом они эффективно и результативно развиваются. Первые две формы управления системой четко работают на разрушение, на отжимание ресурсов, на выжимание ради того, чтобы росли ресурсы компании, ресурсы финансовые прежде всего компании и собственника.

Я только проявляю устройство систем. И у меня нет цели оценивать и сравнивать: кто лучше — запад не запад. Мы едины, мы — unity. И поэтому в мире есть все. Вопрос в том, что лично Вы выбираете, что ближе Вам как управленцу. В мире есть такая модель и вот такая модель, и другая. Вопрос: что выбираете Вы и как Вы выстраиваете управление Вашим бизнесом и как Вы выстраиваете свою жизнь.

Давайте жить в 21 веке. Пусть разум уже начнет преобладать над эго. Любой перебор чего-то, излишек — это отсутствие баланса, а если система не сбалансирована, то рано или поздно она разрушается и умирает. Баланс в 21 веке — значит использовать технологические процессы и не забывать традиции. Вот это баланс, чтобы технологический прогресс нас, как людей, не убил, не уничтожил, не стер с лица Земли. Мы с вами используем технологии, но важно сохранять и сохранить человека в человеке.

Командообразующий способ управления позволяет сохранить человека в человеке, если мы снова с Вами перейдем вот в нашу ту структуру понятия «малышка-ядро» — щелочная биохимия жизни, «нейтральная» — взрослый и «кислотная среда» — это критик, то мы можем посмотреть, что вот эти три системы они так и устроены.

Командообразующий принцип работает, когда мы общаемся через ядро; нам нет необходимости манипулировать, нам нет необходимости обманывать, врать и тому подобное. Мы сохраняем Человеческое взаимоотношение. Если я как собственник своего бизнеса вижу, что мои сотрудники «зашились», то я им рекомендую отдыхать независимо от выходных, потому что они работают независимо — суббота это или воскресенье, утро или ночь. Они работают на результат. И так же как я горят идеей, миссией компании. И если мы проповедуем ортобиоз, то мы сами так же должны жить в этом балансе.
То есть жесткая управленческая модель, которая ориентирована на первую сигнальную систему (первая сигнальная система — это наше тело, физиология и весь тот невроз, который из этого выходит: страх, вина, жалость и т.д.), запускает процесс разрушения на всех уровнях. Такой менеджмент на сегодняшний день неэффективен, он разрушителен и с точки зрения физиологических ресурсов, и с точки зрения компании. Мы видим, сколько бизнесов и компаний на «обочине рынка» не справились с управлением. Потому что они не успели перестроиться и сменить модель. Они как управленцы разрушились в этой «кислотной среде» управления.

Единственный способ сейчас сохранить вот этот ортобиоз и в жизни, и в бизнесе, сохранить здоровье — это перенести управление в командообразующую систему. Когда мы гибко можем корректировать и график работы, и необходимые задачи. Допустим, я по каким-то причинам не успеваю, не справляюсь с работой, но есть еще кто-то, кто может это подхватить и сделать. Командообразующая модель подразумевает под собой коллективное, общественное мировоззрение.

Я только обозначила модель, просто крайние точки, для того, чтобы можно было определить, где Вы находитесь и какой у Вас стиль управления доминирующий. Понятно, что есть и то, и второе, и третье. Как индивидуально возможно сочетать преимущества каждого стиля управления, на этот вопрос сам управленец ответит в зависимости от своего портрета и стиля мысли и жизни.

Стиль жизни и стиль мысли управленца, который назовем условно «просоветский». Условно — это «кислотный» стиль управления.

Стиль мысли следующий: пункт номер один — «начальник всегда прав», пункт номер два — «смотри пункт номер один».

И, соответственно, мне не сильно интересно, что тебя волнует, и вообще не трогай меня, у меня свои государственной важности задачи, что ты со своими мелкими вопросами пристаешь. Стиль управленца он примерно такой же.

Портрет «Бульдозеры»-управленцы. Жизнь у них — не позавидуешь. Они, кстати, очень быстро разрушаются. У них нездоровый образ и мысли, и жизни. Часто, чтоб хоть на время расслабиться, они вынуждены подсаживаться на алкоголь. Так как мы с Вами знаем, что человек, который разрушает другого человека агрессией, он, прежде всего, разрушает себя.

Если мы кого-то разрушаем и у нас есть потребность вот для этого выплеска, это означает, что до этого мы уже разрушили себя. Нет жизненной энергии. Нет радости, вдохновения и жизненных сил. Либо Вы устали и Вам надо наполниться и отдохнуть как минимум, либо Вы в чем-то неудовлетворены, потому что агрессия — это всегда защитная реакция внутренней слабости, это всегда слабость, это не сила. И управление такой компанией, конечно, происходит через ментальную «кислоту». А, как известно, все болезни, в том числе и онкология, развиваются в закисленном организме. Какая здесь будет мотивация? Кнут и пряник. Сотрудники — дети, только большие. Управленец — родитель.

Вторая компания. Условно «нейтральная» среда. Западный вариант, когда надо максимально «отжать». Это тоже коллектив. Он нейтральный. Меня не сильно интересуют твои проблемы, я без эмоций в твою сторону, я робот. И я от тебя требую только того, чтобы ты приносил пользу и прибыль компании и все. Второй вариант западный — нейтрален. С точки зрения транзактного анализа управление осуществляет «взрослый». Это успешные компании, безусловно. То есть западный вариант — это когда мы инстинкты используем с точки зрения манипулирования, чтобы добровольно человек хотел здесь что-то отдать тебе. Чтобы это было не его творческое начало и порыв, а через манипуляции. Когда ты выжался, у тебя нет сил, ты пустой, ты разрушенный и с точки зрения здоровья, и энергии, и ресурсов, разочарованный. Как только это происходит — следующий! И мы сколько угодно видим сейчас таких компаний, когда те же менеджеры просто превращаются в офисный планктон. У них нет энергии. Они все в футлярах. Умы в футлярах, души в футлярах, тела в футлярах. Они даже двигаются как роботы!

И только третий вариант — «щелочной» с точки зрения биохимии жизни. Он творческий, энергосберегающий и ресурсосберегающий, даже если ты работаешь очень много. Ты свою жизнь через творчество наполняешь и сохраняешь. Это не мешает наполнять жизнь ресурсами, и точно так же ты управляешь теми сотрудниками, которые у тебя есть. Вот это управление из «ядра», из «малышки», из внутренней сути. Это — «щелочное» управление. При котором сохраняются здоровье, оптимизм и жизнелюбие. Оно работает по другим законам. «Чем больше отдаешь, тем больше остается». Вообще-то так надо жить во всех аспектах своей жизни, это и есть ортобиоз.
В каждой компании мы можем наблюдать и то, и другое, и третье в системе управления. Но что Вы выберете в качестве доминанты? Только то, что Вы выберете в доминанте, в основе своей и будет наполнять Дух компании.

В своих статьях на «Деловом мире» я планирую детально прописывать именно концепцию «Управленческого ортобиоза» в каждом аспекте управления. Непосредственно в администрировании, в построении компании, в мотивациях, в построение команды.

В этой статье мы рассмотрели разные формы построения компании. Чем они отличаются, проанализировали их плюсы и минусы.

На самом деле эмоции и стиль — это товар 21 века.

Это действительно так.

Я как-то слушала выступление Игоря Стоянова, собственника сети салонов красоты «Персона». Это было четыре или три года назад, и он тогда еще сказал, что сейчас в дефиците будет все натуральное: натуральные эмоции, натуральные губы, натуральные взгляды, натуральные отношения, натуральные продукты, натуральные ткани; вот сейчас это будет в огромном дефиците.

Почему мы в этом нуждаемся? Потому что мы так устроены, в этом наша суть и сущность. Наш «внутренний ребенок», «ядро», то, чем мы и являемся, хочет натуральных слез и натуральных улыбок, радости, то есть натуральных проявлений и честных взаимодействий.

И сохранение Человека в человеке возможно только тогда, когда взаимоотношения происходят из «ядра». И сама деятельность осуществляется из «ядра». Потому что именно там наша энергия, сила. А ум обслуживает и придает форму этому творческому и креативному началу. Такая деятельность возможна в командообразующих компаниях. С определенным портретом собственника и/или управленца и в определенном стиле.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
28 комментариев
Юлия Дмитриева
08 августа в 18:08
Странный взгляд на менеджмент... Если бы было все так просто и примитивно на практике как излагает автор... Ощущение, что переписана какая-то чужая книга или теория мало имеющая отношения к жизни...
-1
+1
Ответить
Юлия, ваше мнение может быть любым. я не занимаюсь переписыванием ни чьих теорий и книг. Каждый видит так как видит. Если Вы увидели приметив, значит вы видите так. В любом случае, благодарю за Ваше видение.
0
0
Ответить
Юлия, часто ли Вы встречали такие "простые и примитивные" компании и руководителей? Ведь скорее всего ни разу. Может быть, именно потому, что это совсем не просто и не примитивно?
0
+1
Ответить
Мария, я сама более десяти лет являюсь топ-менеджером, поэтому полагаю, что могу судить о качестве статьи и содержащихся в ней идей... и их соотношении с реальностью. Что касается качества текста, то лучше почитать Адизеса, Коллинза. Конечно, это глубоко мое личное мнение
0
0
Ответить
Юлия, кому- то нравятся солёные огурцы, а кому- то - конфеты. Что мешает Вам читать Адизиса? Я и сама его очень люблю читать. Читайте. И радуйтесь. Это усиливает силу.
0
+1
Ответить
Ирина, я и читаю признанных гуру менеджмента и Вам этого желаю, т.к. условное деление ВСЕХ КОМПАНИЙ МИРА на 3 группы исходя из принятого Вами одного параметра в моем понимании как -то странно и никакой практически применимой пользы в моем понимании не несет...
0
0
Ответить
Ольга Новая
09 августа в 06:34
Ирина, спасибо за статью! Статья написана женским стилем, поэтому присутствует эмоциональный добрый фон. Это и логично, ведь автор - женщина,

Мне статья понравилась и она правдива. Такой "поссоветский" стиль управления присутствует во многих компаниях и он достал! Требование неукоснительной подчиненности, манипуляция и бюрократия, наказание за инициативу, давление и моббинг признаки , все эти факторы - вот уж действительно "кислотный" стиль управления 😬.

Ирина, ещё раз спасибо за статью! Возможно, если её немного сократить и структурировать , она станет более лёгкой для восприятия для любого возраста и пола.

Вы, Ирина, абсолютно правы
- будущее за командообразуюзими компаниями, с творческим и креативным подходом работы сотрудников, с четким разделением зоны ответственности. Именно эти компании ждёт успех в 21 веке.

Успеха Вам!

0
+1
Ответить
Ольга, благодарю Вас. Эмоции - это энергия. Я включаюсь эмоционально в написание текста в том числе. Для меня - это нормально. Как-то должен отличаться человек от искусственного интеллекта.
0
+1
Ответить
Ольга Новая
09 августа в 06:40
Сорри за смешные ошибки! Отличного всем дня!
0
0
Ответить
Андрей Боловин
09 августа в 08:15
Замечательная статья!
Вы правы Ирина, ведь человек рожден давать положительную энергию.
Поэтому нужно перестраиваться от старых типов мышления и управления
и как можно скорей.
Всем Успехов и только позитивных эмоций!
0
+2
Ответить
Андрей, да. Важно выйти из прокисшего стиля управления, полностью разрушающего все естественные и природные основы.
0
0
Ответить
Мария Кожевникова
09 августа в 10:24
Ирина, спасибо большое за статью!
0
0
Ответить
Мария, благодарю. Продолжаем тему: Управленческий ортобиоз.
0
0
Ответить
Александр Устинов
09 августа в 11:07
Ирина, так держать! Человек — должно звучит гордо, с большой буквы, а то превратились мы во что-то мелкое, и в чужой машине...
0
+1
Ответить
Александр, благодарю за поддержек. Согласна с Вами. Пора человеку стать Человеком во всех своих проявлениях. А люди бизнеса- это зрелые умные люди, способные мыслить не шаблонами.
0
0
Ответить
Елена Сергеева
09 августа в 22:59
Статья супер! Как раз сеголня общалась с руководителеюями департамента на эту тему и вечером прочитала эту статью! В женском коллективе химия, эмоции это главное!
0
0
Ответить
Елена, да. Женская , особенно женская биохимия жизни должна быть управляема. От этого зависит вектор внимания. соответственно - результат.
0
0
Ответить
Михаил Гольдберг
10 августа в 13:24
Как всегда , прочитав написанное Ириной, можно сказать только одно слово : БРАВО !!! И потом добавить : " В ТОЧКУ!" и " СУПЕРАКТУАЛЬНО!"
0
0
Ответить
Михаил, спасибо. Вот только вернулась из под Екатеренбурга из леса, где обучалась у профессора Фролова А.А.его методике "Продуктивное мышление". Поэтому не ответила сразу на комментарий.
0
0
Ответить
Михаил Гольдберг
10 августа в 13:26
Забыл добавить : потом перечитываешь пару раз и рекомендуешь прочитать другим .
0
0
Ответить
Михаил, благодарю за признательность.
0
0
Ответить
Михаил Гольдберг
16 августа в 02:49
Да , если уж женщины начали ездить в лес на учёбу...
0
0
Ответить
Михаил, обучение в лесу - это сказка. По другому выгружается и загружается мозг. Вам, как генеральному директору образовательной структуры, эту идею можно взять на вооружение )))
0
0
Ответить
Михаил Гольдберг
16 августа в 12:17
Спасибо! Как "генеральный директор образовательной структуры" могу сказать : мы ежегодно делаем 2-3 выездные бизнес-лагери на 7-10 дней. Но " в лесу" нам было бы скучно , поэтому выезжаем либо на Алтай ( а там горы + реки + рощи) , либо на Байкал ( тут комменты не нужны) , либо на залив Обского моря ( берегов не видно). Было время, и в Тайланд гоняли, думаю его вернуть . Так что " в лес" нас не затянуть .
0
+1
Ответить
Михаил, чудесно. каждое из перечисленных мест по особому откликаются красотой. Если соберетесь организовывать Таиланд, готова подсказать удивительное, спокойное место. И с радостью приму участие как спикер в любом природном месте. Кстати, в октябре начну под эти цели выстраивать Крит. Там просто чудесным образом вероятное становится невероятным, а невероятное - вероятным )))
0
0
Ответить
Михаил Гольдберг
16 августа в 17:50
Хо-ро-шо !

МАГ
0
0
Ответить
Владимир Зонзов
16 августа в 20:35
Для структур бизнеса есть книга, аналогичная книге Эвклида "Начала" --- это книга Г.Минцберга "Структура в кулаке:создание эффективных организаций". Поэтому, писать о типах компаний, не опираясь на базовые структуры Минцберга - значит проявлять невежество.
0
0
Ответить
Владимир, возможно. С Вашей точки зрения. Безусловно, Вы имеете право так думать.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь