Отправить статью

«Торговые центры у нас строят с экономией 30-40%»

Генеральный директор ООО «Аладокс»
Я занимаюсь проектированием и монтажом систем безопасности более 15 лет. Как человек, знакомый с этой темой, хочу высказаться о трагедии в Кемерово.

На мой взгляд, виновата система. Наша, российская, которую строит наше правительство и мы вместе с ним. Объясню:

У нас в стране прописаны нормальные правила пожарной безопасности. Долго писались, была куча недочётов, но если им следовать и соблюдать все регламенты и рекомендации — такого как в Кемерово в принципе бы не случилось. Но что происходит на самом деле?

Профессионализм не в чести

Строится объект, по госзаказу или коммерческий, неважно — и там, и там работают одинаковые люди. Готовится проект по «пожарке», куда входят куча разделов — пожарная сигнализация, водяное пожаротушение, рассчитываются ширина коридора и количество и расположение пожарных выходов, система эвакуации при пожаре с указателями выхода, система дымоудаления, речевое оповещение… Много всего, что призвано спасти жизни.

Потом начинается реализация проекта. И начинается экономия на всём, что можно — датчиков поменьше, двери не огнеупорные, динамики не по 30 Ватт, а по 5… Причём это касается аукционных закупок в большей степени. Как можно уронить первоначальную стоимость на 30-40% и сделать хорошо? Скажу — никак! А это на аукционах постоянно. Есть смета с ценами на оборудование и с расценками на работу. Есть оптовая маржа на оборудование (в ОПС она 10-20% по-хорошему). Есть возможность скинуть на работу, ну, пусть те же 20%... Но если посмотреть на итоги аукционов — 30-40% — статистика. А заработать-то хочется.

Тогда монтажники, иногда не знающие русского, прокладывают кабель дешёвый, а не специальный негорючий и бездымный, положат его как попало, часть датчиков не повесят, остальные не подключат, систему настроят как попало и сдадут объект. И его примут! Не имея специалистов в штате, подгоняемые сроками, с лапшой на ушах о том, что всё будет доделано — примут.

Всё, что написано про «пожарку», касается и электриков в полной мере.

Собственники экономят на обслуживании и обучении

Дальше идёт другая экономия — на обслуживании. О регламенте проверок оборудования вообще мало кто слышать хочет, работает, да и ладно. Кое-как? Ну, авось пронесёт… Некоторые подписывают акты не проверяя, потому что это нужно для инспектора МЧС, некоторые вообще не заключают договора на обслуживание. В кармане денег больше зато у хозяев и начальников.

Экономят и на обучении персонала. У охранников и всех работников в здании должны быть чёткие инструкции как на случай пожара, так и на случай террористической угрозы. Должны быть, но для многих руководителей не обязательны.

Где-то в параллельной вселенной

Как было в Кемерово, мы все знаем из страшных репортажей по ТВ. А как должно было быть, в соответствии со спецификой здания и контингента, а не статусом «малого бизнеса» у хозяев?

  • Должна была чётко отработать АПС (автоматическая пожарная сигнализация), подать управляющие сигналы на другие системы. Когда пожарные датчики определяют задымление или высокую температуру, автоматически подаются сигналы на включение вспомогательных систем, указанных ниже, и вызывается служба МЧС (почему, если верить ТВ, охранник должен был нажать какую-то кнопку, для меня непонятно). Вручную систему тоже можно активировать, для этого есть специальные коробки с кнопкой под крышкой, и они должны стоять по всему зданию возле выходов.
  • Должна была сработать система водяного пожаротушения — трубы с распылителями (сплинкерами), которые как из душа поливают помещение водой с потолка, захватывая всю площадь. Обычно она работает автономно, и хотя срабатывает не так быстро, как АПС, но тушить начинает всё равно раньше приехавших огнеборцев.
  • Должна включиться система дымоудаления, управляемая АПС, которая убирает дым с угарным газом из зон эвакуации и даёт приток свежего воздуха.
  • Должны автоматически открыться все двери запасных выходов (да, они должны открываться автоматически, открываться наружу и иметь специальные ручки-толкалки (такая перекладина в ширину двери, которая изнутри открывает дверь). Да, она стоит не как простой замок, но ее стоимость явно не дороже жизни детей.
  • Должны были ярко гореть табло с указанием направления эвакуации. Причём табло бывают со стрелками, с помощью которых можно направить людской поток. Работать они должны даже при отключении здания от электричества, используя автономное питание.
  • Должна громко, чётко и разборчиво cработать система оповещения. Давно есть оборудование с записанными речевыми сообщениями для разных событий, которые запускаются, опять же, от АПС. Никакое участие охранников не требуется, или только как дополнительный фактор. И если в простых системах оповещения ставят просто сирены, то для подобных объектов предусматривается раздельное голосовое оповещение по этажам, чтобы выводить людей не скопом и не дать развиться давке.
  • Персонал должен был организовать «коридоры» с людским потоком в сторону ближайших выходов. Это одно из основных действий в случае ЧП. Есть куча инструкций на разные типы событий, от пожара до захвата террористами, знание оных должно входить в обязаловку не только для службы охраны, но и для персонала в здании — кто и что должен делать. Это если работа поставлена правильно. Но… Подойдите к охраннику на вахте в школе, куда ходит ваш ребенок, и спросите про инструкции, интересно, какой ответ будет? И это реальность.

Знаете, ничего сверхъестественного в перечисленном нет. Это всё есть в правилах, которые действуют в РФ. Но… смотрю я на большую часть населения — работать, думать головой и что-то делать стало «немодным». И, как бы жёстко это не звучало, всем нам, всей стране, стоит задуматься: как делать свою работу, чтобы не было подобных ситуаций?

Кто должен быть наказан?

У нас сейчас, как обычно, найдут пару крайних. Но только ли они виноваты? Вот мой список:

  • Главный энергетик здания (или кто там у них за главного электрика) — за подключение дополнительных нагрузок без расчёта.
  • Строители, если выяснится, что кабель проложен не по проекту и не той марки.
  • Пожарный инспектор и начальник городского МЧС — за такие проверки и вообще, за саму возможность появления такой ситуации.
  • Мэр и главный архитектор города — за допуск к эксплуатации подобных помещений в таком виде.
  • Фирма-подрядчик, которая обслуживала пожарную систему — если вы видите, что там всё так плохо — орите! Пишите в прокуратуру, куда угодно, но не закрывайте глаза! Если были ошибки при монтаже — тоже кричите!
  • Руководство и владельцы ТЦ — это их хозяйство. По поводу арендаторов — все зависит от договора аренды — на ком висит ответственность за поддержание работоспособности оборудования. Но если видишь проблему и не говоришь о ней — ты тоже преступник.
  • Руководство охранной фирмы — за таких «обученных» и подготовленных к ЧП охранников. Да и сами охранники могли бы мозги включать, хоть иногда.

Как вы думаете, кого из них накажут? Всех? Вот и мне грустно...

Половина объектов в России пожароопасны

По опыту могу сказать, что больше половины (я оптимист) объектов в России имеют недостатки по пожарной безопасности. Потому, что это система.

Нежелание делать своё дело или делать его как попало, постоянная экономия на безопасности людей ради своего кармана, неадекватно работающая система аукционов и отсутствие специалистов, которые бы принимали в эксплуатацию объекты, надежда на авось, местничество и кумовство, безразличие ко всему, кроме своей персоны, в конце концов, обыкновенная тупость (я про подключение превышающей нагрузки и закрытые выходы, и не только)... Это то, в чём мы живём. И, к огромному сожалению, такие системные события (а они случаются всё чаще и чаще, в прогрессии) становятся правилом. А не хотелось бы.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
16 комментариев
Валерий Седов
30 марта в 05:56
На 100000% согласен с автором. Занимаюсь электромонтажом и обслуживанием электросетей и не раз становился свидетелем "умышленных" нарушений. Желание сэкономить отключает мозги некоторых руководителей ( и исполнителей). На все вопросы "может сделаем правильно" один ответ "нет денег". А потом получаем вот такие трагедии. Жаль людей. Но это урок нам всем, как НЕ надо делать свою работу.
0
+3
Ответить
Олеся Виноградова
30 марта в 06:13
абсолютно согласна!
0
0
Ответить
Курасова Татьяна
30 марта в 07:03
Бастрыкину передать список "Кто должен быть наказан" и время СК пусть не тратит. А то в разговоре с президентом, были обозначены сроки расследования от 4 до 6 месяцев. Постараются побыстрее. А тут уже все готово. Работай СК.
От произошедшего сердце почернело.
0
0
Ответить
Игорь
30 марта в 07:36
Кроме госзакупок, всё верно. Падают на аукционах, потому что начальную аукционную цену заказчики умышленно завышают! Если не то оборудование смонтировано, не принимай работы, штрафуй подрядчика.
0
+2
Ответить
Алексей Падом Игорь
30 марта в 08:50
Игорь, про аукционы из личного опыта. Не все заказчики изначально завышают. Выставляют сметы к проектам, прошедшие гос контроль и там розница на оборудование и работы по ТЕРам региона. Сам играл, обсчитывал, ниже 20-25% не спускаюсь, и "аукционные войны" наблюдал не раз и не десять. С другой стороны изначальное значительное завышение сметы тоже не есть хорошо со стороны закона.
0
0
Ответить
Пётр Бабенко
30 марта в 07:57
СистемУ ГАРАНТИЙ НА ПРОИЗВЕДЁННУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЛИ УСЛУГУ НАДО ЗАКЛАДЫВАТЬ В АУКЦИОННОМ ОТДЕЛЬНЫМ ПУНКТОМ.
0
0
Ответить
Наталья Титова
30 марта в 23:16
Отличная статья.
0
0
Ответить
все правильно. плюс еще отделочные материалы, которые не только горят, но и ядовитый дым выделяют. к ответу необходимо привлечь еще и чиновников, которые согласовали и принящли объект в эксплуатацию.
0
+1
Ответить
Виктор Гришин
02 апреля в 09:40
Автор статьи поставил собственников последними в "расстрельных списках". Но именно владельцы бизнеса определяют "на берегу" будущую затратную часть и принуждают остальных участников, в т.ч. и надзорные органы согласиться с "пожарными рисками". Как это делается -отдельная тема, но поверьте -устоять могут не многие. Предлагаемый сейчас выход - ужесточение надзора со стороны Пожнадзора МЧС -не выход. Приведёт только к увеличению размера взятки. Более разумно -страховая экспертиза перед обязательным страхованием (аналог ОСАГО). Ну и самое главное лицензирование (сертификация) не компаний а людей. И дисквалификация - то же. Тогда у наёмного директора появится дополнительный стимул подумать, прежде чем соглашаться собственником ставить "Болид", ведь "таких не берут в космонавты".
0
0
Ответить
Виктор, Если бы надзорные органы не были так "гибки" по отношению к требованиям закона и не брали взятки - то и собственники, зная, что не "прокатит на шару" запустить ТЦ, а придется все сделать по правилам - закладывали бы все необходимые средства на пожарку. Но так, как игроки (и владельцы/директора бизнеса и проверяющие и строители) играют в рамках одной устоявшейся СИСТЕМЫ, то и результаты налицо.
Введение персональной ответственности - я ЗА. Экспертиза здания перед запуском в эксплуатацию независимыми экспертами (возможно с другого города, с хорошей оплатой и тоже с персональной ответственностью) - тоже ЗА. Надо искать новые пути, ибо это болото сейчас побулькает, побулькает и вернется в состояние стазиса.
0
0
Ответить
Алексей, про надзорные органы (все) вопрос скорее социально -политический не имеющий скорого решения. Новые пути (хорошо забытые старые) уже озвучивают. В своё время участвовал в разработке и внедрении системы мониторинга критически важных и потенциально-опасных объектов. Там данные (и видео) собирались в интересах МЧС со всех объектовых систем безопасности в интересах МЧС. Так вот, категорическим требованием руководителей этих объектов стало не устанавливать видеокамеру в диспетчерскую, отражающую состояние сотрудников дежурной смены. А надо! "Азиатский" способ хозяйственной деятельности (личная и коллективная лень и безразличие, помноженная на низкий уровень неприятия коррупции) требует присутствия "черных ящиков", как первый шаг, на всех объектах массового пребывания. В дальнейшем -обработка и анализ данных о безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта. По результатам анализа -"К полёту не готов!", что влечет закрытие объекта на время или навсегда. Или платить за погибших.
0
0
Ответить
Виктор, со словами "личная и коллективная лень и безразличие, помноженная на низкий уровень неприятия коррупции" соглашусь на все 100. На основании Ваших комментариев пришла вот такая мысль - https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.change.org%2Fp%2F%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25B8%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582-%25D1%2580%25D1%2584-%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%258C-%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BC%25D1%2583-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D0%25B8-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%258A%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BD%25D1%2583%25D1%258E-%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C%3Frecruiter%3D424159346%26utm_source%3Dshare_petition%26utm_medium%3Dcopylink%26utm_campaign%3Dshare_petition&post=6749317_813&el=snippet. Ее и реализовал.
0
0
Ответить
Поддержу. За экспертам должно стоять экспертное сообщество, что то сродни адвокатскому. Иначе, давление можно оказать и на экспертов, "отловив по одиночке". Лучше, если экспериза нанята страховщиками.
0
0
Ответить
Владимир Баранов
02 апреля в 17:44
Некоторые комментарии по разделу "Кто должен быть наказан?"

"Главный энергетик здания (или кто там у них за главного электрика) — за подключение дополнительных нагрузок без расчёта."
- торговые центры, как правило заключают договор на комплексное с обслуживающими организациями. Соответственно своего главного энергетика или электриков в торговых центрах нет. Вопрос в том, кто давал команду подключать дополнительную нагрузку сверх расчетных норм?

"Строители, если выяснится, что кабель проложен не по проекту и не той марки"
- пока не известно на какой стадии были допущены данные нарушения. На стадии строительства или на стадии эксплуатации.

"Пожарный инспектор и начальник городского МЧС — за такие проверки и вообще, за саму возможность появления такой ситуации"
- пожарный инспектор и МЧС не праве были проводить проверки, согласно ФЗ от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства. Вопрос в другом, почему не исключили из этого закона объекты с массовым прибыванием людей? Каким образом громадный ТЦ воспользовался этой "лазейкой" и попал в субъект малого предпринимательства?

"Фирма-подрядчик, которая обслуживала пожарную систему — если вы видите, что там всё так плохо — орите! Пишите в прокуратуру, куда угодно, но не закрывайте глаза! Если были ошибки при монтаже — тоже кричите!"
- когда Вы видите на стадии проектирования и монтажа экономию на системах пожарной безопасности, Вы обращаетесь в прокуратуру??? У Вас нет возможности влиять на сумму заложенных затрат на систему пожарной безопасности. В результате - применение более дешевого оборудования и материалов, которое приводит к нестабильно работающим противопожарным системам...

"Руководство охранной фирмы — за таких «обученных» и подготовленных к ЧП охранников. Да и сами охранники могли бы мозги включать, хоть иногда."
- в законе о частной охранной деятельности четко прописаны виды деятельности, относящиеся к охране имущества. ЧОПы считаются предприятиями с особыми уставными задачами, поэтому им запрещено все, что не разрешено в законе о ЧОД.

P.S. Считаю, что какие бы законы и устрашительные акты не принимали, это не поможет преодолеть человеческую жадность и безразличие. Нужен системный подход к этой проблеме. Прозрачные законы и обязательное страхование объектов с массовым прибыванием людей, с БОЛЬШИМИ страховыми коэффициентами за нарушение противопожарных норм и требований. Пример, немецкие гипермаркеты "ОБИ", где работает страховая система. Противопожарные системы находятся в идеальном состоянии, ежемесячное ТО, ежеквартальные проверки всех систем ППБ. Они бояться страховщиков больше всего, т.к. знают, что за любой недостаток связанный с безопасность людей собственник будет платить деньгами из своего кармана, через повышение коэффициента страховки.

Бизнес должен контролировать другой бизнес, через прозрачные и понятные законы.
0
0
Ответить
Владимир, главное, что бы правительство услышало, что что-то нужно менять и вводить новые условия игры на этом рынке. Затронув тему и пообщался со многими людьми и услышал много разных мнений и пожеланий. И пришел к выводу для себя, что нужна система страховки и независимой экспертизы работающей совместно. Ссылка на петицию по экспертизе выше в комментах, надеюсь, что найдутся люди, которые сформулируют такой же посыл по страховке.
Но есть одно НО, на мой взгляд - Вы говорите о бизнесе и торгово-развлекательных центрах, которые не смогут работать без страховки. А школы и детсады с попиленными буджетами или выполнением под минус 40% от сметы? их тоже страховать? Кто это будет делать? А ведь в школе тоже единомоментно может находится под 500 детей и спортзалы и актовые залы не всегда на первых этажах. Почему все зацикливаются на бизнесе и на ТЦ? Систему надо менять в целом. Именно менять, а не закручивать гайки в очередной раз и не надолго.
И по поводу "- когда Вы видите на стадии проектирования и монтажа экономию на системах пожарной безопасности, Вы обращаетесь в прокуратуру???" - я не берусь делать заведомо плохие проекты. В прокуратуру не обращаюсь, но несколько писем с ответами об отмене аукционов по моим обращениям в разные органы у меня есть. Не много, но есть.
0
+1
Ответить
Владимир Баранов
02 апреля в 22:33
"... я не берусь делать заведомо плохие проекты" - замечательно Алексей, Вы ответственно подходите к делу. Согласен с Вами "Систему надо менять в целом". И тут нужен системный подход на всех уровнях, от гражданского общества до государства. От профилактики до эффективной ликвидации пожаров и их последствий.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен в редакцию: