Сорок лет назад молодой математик по имени Джим Бенджел поступил на работу в отдел исследований и разработок Procter&Gamble. Как и все сотрудники этого отдела, Джим ежемесячно отправлял руководителю отчеты об исследованиях за прошедшие тридцать дней.
Однажды Джим решился на эксперимент. Вместо скучного отчета он написал историю и назвал своего главного персонажа Серьезным Инженером. Также там были герои с дерзкими, но весьма красноречивыми именами: Эд Зекутив — президент (executive — англ. «исполняющий», игра слов); Макс Профит — финансовый директор (maxprofit — «максимальная выгода»); Сэлла Кейс — директор по продажам (sell — «продавать» и case — «дело»). И все подавалось в форме захватывающей истории. Необычный отчет оценили по достоинству.
После пяти лет таких отчетов Джим был назначен официальным корпоративным рассказчиком. Так рядовой стажер стал чуть ли не самым влиятельным человеком в P&G — и все потому, что однажды вместо отчета о научно-исследовательской работе создал интересную историю.
1. Истории неудач и триумфов очень полезны.Это вечные, как мир, истории на темы: «Как мы обыграли конкурентов? Как я извлек/ла уроки из неудачи и потом со мной случилось чудо?»Когда CEO или руководитель компании открыто говорит о том, что он/она были в определенный период неправы, поменяли свою позицию, и компания достигла другого результата, стала первой на рынке или обыграла конкурентов — это не может не вызывать симпатии и чувства сопричастности.Когда в компании неважно идут дела, как никогда приходят на помощь истории о терпении и вере на пути к мечте. Тут и история создания лампочки Эдисона, и история Соитиро Хонда, прошедшего через тысячи отказов, истории актеров, пробивающиеся к Оскару десятки лет сквозь нищету.
Злодей за углом
В истории всегда должен быть кто-то или что-то, что мешает: препятствие или враг. Это может быть босс, который обманул вас в Ваших карьерных ожиданиях. Это может быть неодушевленный предмет, например, гора, на которую герой пытается взобраться. Копировальный аппарат, который ему мстит. Это также может быть и ситуация, мешающая герою. Например, рутинный ежемесячный отчет.
Многие рассказчики делают одну и ту же ошибку — не вводят в свое повествование злодея. В результате история получается скучной и бесполезной.
Рассказывая историю о том, какой вы удачливый, вы не обеспечите себе авторитет как лидер и руководитель, так как никто ваш успех не повторит. Нужен злодей.
Рассказы без «злодея» никому не помогут. Герои не преодолевают препятствий. Герои никому не бросают вызов. Они не извлекают уроков. Они просто счастливчики. Кроме того, слушателям просто не нравятся рассказы, если в них нет антагониста. «Аудитория ненавидит неискренность, — отмечает корпоративный тренер и эксперт по развитию Ричард Паско. — И самое ненавистное — это чистое везение и постоянный успех: в реальной жизни все складывается по-иному».
Откуда берутся рассказы
«Я не знаю, где найти хорошую историю», — это самая большая преграда для большинства людей. У них просто нет подходящих историй. Выход есть — не ждать, пока срочно понадобится история, а подготовить ее заранее. Начните коллекционировать их прямо сейчас.
Если у вас есть описания реальных людей, в которых ваши слушатели узнают себя или трудности, с которыми сталкиваются, или примеры, когда один добивается успеха, а второй — нет, — у вас уже есть идеальная основа для истории. В первую очередь следует искать неожиданные уроки или способы их получения.
Если у вас не нашлось идеальной истории, тогда придумайте! Выдумайте персонажей и создайте историю из ничего.
Вспомните истории из своего опыта. Часто люди считают, что хорошие истории рождаются из интересных событий, которые, увы, происходят с кем-то другим. «Откуда такому обычному человеку, как я, взять историю?», — думаете Вы. Неправильный подход!
2. Извлекайте уроки: ошибки поворотные пункты карьеры.95 % времени за рулем мы едем прямо. А вот финальная точка прибытия часто зависит от того, куда и как мы поворачиваем. Очень неправильный поворот или временное отклонение от маршрута — отличный повод к извлечению урока и старту позитивных изменений в жизни. Когда человек не боится признаваться в своей слабости или уязвимости, это всегда располагает. Жизнь любого человека состоит прежде всего из ошибок. И только от того, как мы относимся к своим ошибкам и что с ними делаем, зависит успех.3. Находите и транслируйте то, что обычно пытаются скрыть: уязвимости, слабые места, истории стыда, трогательные истории.Много лет я веду на FB ораторскую группу «Ораторский центр «Спикер». Помогли ее по-настоящему раскрутить несколько ярких историй. Особенно запомнилась трогательная история дружбы, которая произошла у Франца Кафки с маленькой девочкой перед его смертью.Иногда признание своего слабого момента в поведении или бизнесе также помогает приблизиться к сердцам слушателей или читателей.Сколько историй преображений случалось, когда человек испытывал стыд или неудобство, — и шли позитивные изменениям к лучшему! Это относится и к историям, как человек стал увлекаться спортом, как сбросил вес, как компания изменила рынок, просто потому, что оставить все, как есть было невыносимо.4. Представьте в истории будущие переживания: как это могло бы быть и будет.Все хорошие рекламщики знают, что сила воображения у человека очень высока. Нам важно задействовать визуальный ряд и задействовать воображение. Никто не покупает дрель, покупают уют и комфорт в доме. Этот механизм восприятия гениально привносил в жизнь Остап Бенедер с Нью-Васюками, когда продавал свой шахматный турнир.Сторителлеру требуется нарисовать картину будущего: другого, измененного, позитивного. Важно сделать так, чтобы каждый из слушателей смог бы увидеть себя и свой вклад, себя — участвующим в построении нового направления и реализации успешной бизнес-идеи.5. Истории, которые помогают найти новый смысл.Это могут быть притчи, китайские стратагемы, истории знаменитых личностей, метафоры, ваш личный опыт или опыт сотрудника, истории из ваших любимых кинофильмов или книг. Поданные под интересным углом зрения, эти истории помогут найти новый смысл, посмотреть с непривычного ракурса, разорвать устойчивый шаблон мышления, приблизиться к новой идее.
Иногда нам кажется, что смысл определенного бизнеса — заниматься красотой, например, а оказывается, что основатели бизнеса вкладывают совершенно другой смысл. И об этом мы узнаем через истории. Браслеты PuraVida начали с идеи предоставления рабочих мест для ремесленников в Коста-Рике, продавая свои браслеты в интернете. С тех пор компания расширилась благодаря своей благотворительной коллекции: она помогает более 100 благотворительным организациям по всему миру.
Когда клиенты покупают браслет, который поддерживает благотворительные акции, 20 % направляется в фонд помощи.
Часто, когда мы себя назначаем героем истории, пропадает конфликт, а это недопустимо в сторителлинге. Конфликт движет историю, ведет ее к кульминации и развязке.
Итак, мы с вами нашли историю. Как же проверить, годится ли та или иная история, которую вы хотите вставить, в ваше выступление? Для этого нужно использовать характеристики работающих историй. Вот они:
- аутентичность;
- конфликт;
- смысл;
- идентификация с персонажем;
- мораль.
Как была подана кульминация?
В своей книге «Шаги в направлении экологии разума» Грегори Бейтсон пишет о человеке, который хотел узнать все о разуме. Что это такое? Будут ли когда-то компьютеры такими же умными? Этот человек ввел в самый мощный компьютер следующий вопрос: «Сможешь ли ты когда-нибудь мыслить как человек? Компьютер подумал, потрещал, помигал, затем на долгое время выдал ответ. Человек выхватил бумагу ее из принтера и прочитал: «Это напоминает мне одну историю».
Делитесь своим опытом
Вы наверняка слышали: «Надеюсь, вы мне простите, если я расскажу историю из личного опыта…» Некоторые, выступая, даже просят у зала разрешение: «Могу ли я рассказать вам историю?», — и продолжают только после пары утвердительных кивков из первых рядов. Такой подход сигнализирует о том, что вы не очень цените свою историю. Если бы она действительно была интересной, выступающий вел бы себя иначе, рассуждает слушатель. Если это так, то вам лучше пропустить рассказ и сразу перейти к «ключевым моментам на слайде №72».
Поверьте, ваша история может быть очень ценной для слушателей: они счастливы, что вы потратили время на ее сочинение, хотите поделиться ею, и почерпнут для себя что-то новое.
Если вы считаете, что ваш рассказ уместен в данной ситуации — просто расскажите его. Лидеры не спрашивают разрешения на то, чтобы быть лидером. Они просто действуют как лидеры. Они рассказывают свои истории, будучи уверенными в восхищенной реакции слушателей.
Важное — в мелочах
Стерлинг Прайс работал поваром в PizzaHut. «Как-то одна женщина поинтересовалась, есть ли у нас сэндвичи с фрикадельками, — рассказывает Стерлинг. — Когда я ответил ей отрицательно, она чуть не расплакалась. Я счел нужным ее успокоить: я могу сделать сэндвич, не предусмотренный в меню. Она обрадовалась и объяснила, что ее муж тяжело болен, совсем потерял аппетит. И вот сегодня попросил у нее сэндвич с фрикадельками.
Она была в нескольких кафе, но безуспешно. Мы последнее место, куда она решила зайти, прежде чем вернуться с пустыми руками. Я сделал ей сэндвич и быстро забыл про нее. На следующий день она позвонила в PizzaHut и сердечно поблагодарила меня — мужу очень понравился сэндвич. Потом она сказала, что муж тихо скончался ночью.
У него был рак четвертой стадии. Мой сэндвич помог ему скрасить последний день его жизни. С тех пор прошло много лет, но эта история по-прежнему трогает меня. Представляете, оказывается, любая мелочь, которую мы делаем для других людей, может иметь решающее значение!»
Похожие истории, к счастью, не такие трагические, учат людей тому, что отзывчивость по отношению к клиентам всегда запоминается.
Рецепт повествования в деловом стиле
Хорошая история похожа на сложное блюдо: нужно соединить компоненты так, чтобы получилось вкусно и хотелось добавки. Основа состоит из трех элементов: контекст, действие, результат. Это каркас истории.
Контекст
О нем часто незаслуженно забывают, а ведь без контекста ваша деловая история не зацепит аудиторию. Контекст побуждает интерес и создает связь того, что вы рассказали, с реальностью. Этот элемент отвечает на четыре ключевых вопроса: где и когда, кто главный герой, что он/она хочет, кто/что препятствует герою. Перед началом рассказа ответьте себе на эти вопросы. Установите время и место истории, определите героя (чаще всего это сам рассказчик), объясните намерения героя.
Действие
В каждой истории есть динамика — взлеты и падения, неудачи, конфликты, сражения. Это факторы, которые помогают извлекать уроки из случившегося.
Результат
Не забывайте, что вы добиваетесь рассказом определенной цели. У всех историй есть мораль — то, что аудитория должна была понять и вынести для себя. Подведите аудиторию к этому пункту тонко.
Хорошие рассказчики знают, что недостаточно только интересной истории, для того чтобы захватить внимание аудитории. Сторителлингу нужно учиться. Научитесь слушать и слышать людей, впитывайте знания. Практикуйтесь, репетируйте свои истории перед зеркалом или в узком кругу друзей/коллег, записывайте на видео, пересматривайте и снова рассказывайте.
Что еще
Наиболее важный первый шаг на пути к успеху в искусстве рассказа — это, безусловно, переход к практике. Заикание, паузы, слова-паразиты вроде «э-э-э» и «как бы» — это нормально. И это пройдет. Главное — тренируйтесь.
Писательница и поэтесса Майя Энджелоу однажды заметила: «Нет большей муки, чем носить в себе нерассказанную историю».
«Увлекай, убеждай, вдохновляй» — девиз нового времени. Прочитав книгу, и вы почувствуете непреодолимое желание поделиться своими впечатлениями или знаниями. С этого момента вы будете знать, что истории — ваши верные помощники. Действуйте!
Спасибо, было очень интересно!
Был очень разочарован тем, что это пересказ книги Пола Смита "Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй." которую именно сейчас и читаю.