Несколько лет назад известный производитель смартфонов запустил рекламную кампанию одной из своих флагманских моделей. Суть заключалась в том, что на телефон были сняты клипы таких исполнителей, как Антоха МС, Иван Дорн, АИГЕЛ, RSAC и других. И, вроде как, этот кейс должен был вызвать бум видеоклипов, снятых на смартфон, ведь нам наглядно показали, что имея лишь телефон можно сделать качественный продукт. Но так ли все просто? И почему тогда интернет не заполонили клипы, снятые на обычный телефон?
Съемка клипа всегда считалась дорогостоящим удовольствием, даже в условиях, когда почти каждый располагает хорошей камерой на своем смартфоне.
Камера, на которую снимается клип — это лишь верхушка айсберга при производстве. Свет, локация, актеры, реквизит… все это стоит денег. А в условиях растущих цен буквально на все, — продакшн становится все более дорогостоящим. Возможно ли в наше время снять клип, не имея большого бюджета и спонсоров?
Недавно мы создали клип на песню Тоси Чайкиной «В сердце бахнули стрелы». Для нас это был первый опыт съемок музыкального клипа. Мы специализируемся на рекламных роликах: снимали для Авито, Сбера, Додо пиццы, ВТБ, Calvin Klein и многих других компаний. Но у нас давно была профессиональная мечта реализовать творческий проект. Идею снять клип предложила Юлия Литинская, младший креативный продюсер, которая уже режиссировала другие клипы Тоси Чайкиной. Она предложила взять новую песню Тоси и придумала те образы, которые были реализованы в клипе.
Когда мы прочитали сценарий клипа, были впечатлены масштабом задумки: при прочтении в голове рисовались сцены из «Игры престолов». Это одновременно воодушевляло, но мы понимали, что производство не из легких. Тем не менее мы решили попробовать оставить историю в том виде, в котором она была.
Клип вышел пару недель назад, и вот, чем мы хотели бы поделиться с теми, кто только собирается снять свое первое музыкальное видео.
Ищите единомышленников
Многие профессионалы готовы подключаться к проекту бесплатно или за символический прайс, если они в него верят и идея откликается в них. Так было и в нашем случае: к работе с нами подключился опытный оператор-постановщик, хореограф, дизайнеры, которые создали Тосе белоснежный наряд; около сорока профессиональных танцоров.
Конечно, нужно иметь навыки продюсера, чтобы организовать работу большой команды и запустить все процессы.
Экономьте на локации
Если вы определились с местом съемки, узнайте, кто отвечает за него. Выйдете на контакт с этим человеком или организацией и объясните, что это творческий проект.
Если это локации, которые, например, требуют согласований, можно попробовать оформить разрешение через ведомства или департаменты районов.
Иногда наоборот лучше обходить какие-то высшие инстанции, согласования и стараться договариваться на месте с охранниками или какими-то людьми, кто может предоставить доступ на площадку. Но опять же на съемках рекламы так делать не стоит, потому что если вдруг что-то пойдет не так — это может испортить вам репутацию и оставить негативные впечатления у клиента.
Важный нюанс: официальные согласования — это всегда очень долго, и необходимо учитывать этот момент при планировании работы. Вместе с тем этот вариант самый экономный. Но если вы получаете официальный отказ, то, скорее всего, зайти на локацию не получится даже с помощью людей на месте.
А еще не забывайте фиксировать интересные локации во время прогулок, поездок и путешествий. Возможно, вы случайно найдете интересные фактуры, и в будущем они вам пригодятся для съемок.
Упрощайте, если возможно
Если у вас сильно ограничен бюджет, придумайте историю, которая не требует сложно-постановочных сцен, большого количества локаций, реквизита. Создать оригинальное запоминающееся видео можно за счет интересного графического или светового решения. Не придумывайте сложные постановочные истории, а выезжайте за счет модных приемов, спецэффектов, техник монтажа и так далее. Нет хорошей камеры? Берите VHS-камеру и стилизуйте видео за счет этого. Если нет бюджета на профессиональных актеров — разместите посты с информацией о съемках в соцсетях или профессиональных сообществах. Они, как правило, с радостью берутся за подобные проекты, которые потом становятся частью их портфолио. Нет возможности оплатить работу дизайнера-костюмера — обратитесь в любой дизайнерский вуз, где ребят учат делать костюмы, разместите объявления в релевантных телеграм-каналах или чатах. Бывает даже так, что есть готовая работа, и ребята хотят, чтобы она была где-то снята и продемонстрирована.
Учитывайте ограничения бюджета при разработке идеи
Если при съемке вы планируете создавать подвижные кадры и они должны быть плавными — это сразу плюс к расходам. Поэтому есть смысл изначально делать упор на более статичную камеру, на геометрию, на композицию, чтобы избежать этой статьи затрат.
Если вы хотите снимать «дышащей камерой», с рук или делать плавные наезды-отъезды или пролеты — вам понадобится спецоборудование и технический персонал, обслуживающий его, который никогда не работает на безвозмездной основе. Это связано с тем, что такого рода специалисты не собирают работы в портфолио и не заинтересованы в подобных проектах.
Например, для клипа «В сердце бахнули стрелы» вся съемка происходила на стедикам, что позволило камере быть мобильной и снимать все сцены (например, пробежку по лесу и танцы) в движении.
И помните, даже с бюджетом в пять миллионов можно снять плохой клип, если у вас нет четкой идеи и сплоченной команды.
Вместо заключения
Есть преимущество в работе с ограниченным бюджетом: ты получаешь новый опыт, расширяешь круг исполнителей и заказчиков, находишь единомышленников. Именно при ограниченном бюджете ты со своей командой проходишь огонь, воду и медные трубы, что в будущем хорошо сказывается на коммуникации. К тому же результат работы с минимальным бюджетом может превзойти все ожидания. Например, клип Ильи Найшуллера на песню The Stampede группы Biting Elbows был самым дешевым в его карьере, но получил огромное количество просмотров (10 миллионов на сегодняшний день) и помог принести Найшуллеру известность.
Интересный клип — это в первую очередь идея (это в принципе самое дорогое, что есть на рынке рекламы и творческих сфер). Увы, идее почему-то уделяют мало внимания, поэтому большинство клипов — это банальные любовные сторителлинги или самолюбование артиста перед камерой. Такими видео никого не удивишь, даже если на них потрачено много денег.