Отправить статью

Кинорынок: общие тенденции развития кино в России до 2025 года

Уже третий год подряд кинопрокат в России переживает мощный период турбулентности. А с уходом в 2022 году с российского рынка голливудских мейджоров ситуация только усложнилась. Что будет происходить дальше, а также станет ли сложившаяся обстановка отправной точкой роста для всей российской киноотрасли в целом, расскажет эксперт в области медиабизнеса, бывший гендиректор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ Елена Дубовченко.

Кинорынок: общие тенденции развития кино в России до 2025 года
© KAL VISUALS/Unsplash
Эксперт в области медиабизнеса, бывший гендиректор Sony Pictures Television в России, Восточной Европе и странах СНГ

Сейчас наша киноиндустрия претерпевает масштабные изменения, которые послужат отличным толчком для ее глобального преображения в будущем. Ранее отличные кассовые сборы были всегда гарантированы из-за того, что 80% киноконтента в России — это голливудские картины с топовыми западными артистами в главных ролях, а также многомиллионными бюджетами. Но сейчас российская киноотросль вышла из зоны комфорта, огляделась, оценила потери и поняла, какой она имеет технический и творческий потенциал, а также чего ей еще не хватает.

Поэтому только в течение нынешнего года объем заявок на госфинансирование, поступивших в Фонд кино, в два раза превысил количество запросов, поступивших в 2021 году. При этом количество поддерживаемых проектов в 2022 году стало в пять в раз выше, чем в прошлом. В абсолютных цифрах картина менее впечатляющая — 35 проектов с полным финансированием и 60 фильмов с частичным, в то время как отрасли требуется дополнительно 250–300 фильмов для пополнения контентного дефицита.

Налицо не только дефицит контента, но и разобщенность между кинопроизводителем, дистрибутором и кинотеатром. В недавнем прошлом именно дистрибуторы, представляющие голливудские студии, брали на себя все продвижение фильма на рынок, создавая информационный фон в преддверии выхода очередной новинки, чтобы зрители услышали, о чем этот фильм, а затем захотели посмотреть его в кинотеатре.

Теперь, когда независимым дистрибьюторам крупные бюджеты не по карману, то фильму недостаточно быть хорошим, талантливым и зрелищным, чтобы получить массовый успех на большом экране. Это подтверждает и провальный опыт некоторых кинотеатров с пиратским прокатом западных фильмов, например, «Черная пантера» и «Бэтмен», когда наличие на афише громкого названия не привело зрителей в зал.

Здесь можно рассчитывать только на сарафанное радио, потому вряд ли есть что-то более сильное, чем слова друга или коллеги: «Ты должен пойти и посмотреть этот фильм». А вот насколько часто эта фраза будет звучать из уст наших сограждан — задача сценаристов и творческих команд.

Как сейчас себя чувствуют кинотеатры, и что их ждет в новом году

Конечно, у всех российских кинозалов большие надежды на то, что зритель всей семьей придет в новогодние праздники смотреть фильмы. Сейчас этот вопрос для многих прокатчиков стоит особенно остро, так как у некоторых из них уже сейчас существует большая операционная задолженность. Ведь, фактически они с марта 2022 года платят за аренду помещения, коммунальные услуги, заплату сотрудникам и так далее. Поэтому они надеются на пик посещаемости в декабре-январе 2023 года, чтобы хоть как-то покрыть образовавшиеся долги.

К сожалению, вероятнее всего с февраля 2023 года мы увидим закрытие некоторых площадок. Кроме того, есть информация, что ряд кинозалов уже приняли решение о своем закрытии сразу же после новогодних показов.

Как будут выживать кинотеатры, которые останутся на рынке

Кинотеатры находятся в постоянном диалоге с Министерством культуры Российской Федерации. Очевидно, что все стороны заинтересованы в том, чтобы сохранить максимальное количество площадок, к тому времени, когда хлынет поток российского контента, снятого на средства от господдержки. Кстати, произойти это может уже через год. Поэтому в этом изматывающем марафоне, который длится со времен пандемии, выживут только сильнейшие.

Как полное госфинансирование подростковых и детских фильмов поможет российскому кинематографу в целом и будет ли введена цензура

Бесспорно, что на сегодняшний день российская киноиндустрия получила серьезный вызов, так как уже не одно поколение детей в нашей стране выросло на фильмах о Гарри Поттере и диснеевских мультиках. Но чем труднее задача, тем интереснее.

Стремление государства включиться в патриотическое воспитание детей и молодежи через кинематографию обсуждается уже много лет. Так сложилось, что детский контент — самый сложный и дорогостоящий в производстве: требуется построение декораций, компьютерная графика, визуальные эффекты, грамотная и внимательная работа с маленькими актерами, а также их родителями. И плюс ко всему этому фильм может иметь большие риски в прокате, с чем и связана непопулярность данного направления у частных инвесторов.

Кроме того, стопроцентное финансирование не гарантирует картине прокатный успех, ведь в этом случае теряется заинтересованность продюсеров в получении максимального художественного и смыслового результата. Именно поэтому госфинансирование производства детского и подросткового кино крайне актуально, тем более в такие тяжелые для нас всех времена.

Если опираться на опыт производства советского детско-юношеского кино, то чего только стоят такие прекрасные и добрые картины как «Гостья из будущего», «Королевство кривых зеркал», «Красная шапочка», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Мэри Поппинс, до свидания», «Сказка о потерянном времени», «Усатый нянь», «Вам и не снилось», «Чучело»…. Все эти, а также многие другие фильмы, учили детей доброте, честности и ценности дружбы. Поэтому хочется, чтобы и наше юное поколение росло на добрых современных российских картинах, после просмотра, которых в их душах будет загораться огонек надежды, веры в чудо и то, что добро обязательно победит зло.

Конечно, многие боятся, что вернется цензура в самом худшем ее проявлении, но предполагаю, что речь не идет о запретительной цензуре, к тому же все ограничения и так отражены в недавно принятых законах. Так, согласно предложению от партии «Единая Россия» будет проходить некая профессиональная оценка будущего фильма на уровне сценария, а также получение его одобрения в ходе обсуждения с родительской общественностью.

Поэтому, конечно, некий фильтр будет существовать, но бояться его не стоит. Ведь тема детского и юношеского кино — всегда про становление личности и характера юного зрителя, а также его семейных и общечеловеческих ценностей. В конце концов — это формирование нашего будущего, что само по себе уже является высокой целью, поэтому к предлагаемому для просмотра ребенку контенту мы должны подойти со всей ответственностью.

Станет ли благодаря господдержке больше качественных российских картин, которые можно будет сравнить с голливудскими

Активная поддержка государства не только увеличит количество фильмов, но и откроет дорогу талантливым людям, потому что главный дефицит сейчас — это идеи.

Поддержка отрасли также послужит стимулом развития экосистемы кинопроизводства в регионах, а это в свою очередь средний и малый бизнес нашей страны. Кстати, система компенсации расходов на создание фильма (так называемая система рибейтов), которая действует в России с 2017 года, весьма успешна. Примером служат Калининград, экономика которого получила около 1 миллиарда рублей за все время работы системы рибейтов. Также по этой системе поддержку получают в Крыму, Татарстане и Перми. В Перми, кстати, снимался самый кассовый российский фильм 2022 года «Сердце Пармы».

Однако было бы самообманом думать, что голливудские фильмы по художественно-смысловому качеству можно будет заменить быстрее, чем через 5–10 лет.

Вкратце: общий прогноз, что ждет российскую киноиндустрию к 2025 году

  • Закрытие ряда кинозалов.
  • Возврат западного контента через косвенные юридические модели взаимодействия.
  • Постепенное снижение интереса российского зрителя к западному контенту из-за антироссийского содержания новых голливудских картин.
  • Наполнение кинотеатров низкобюджетным кино, как следствие — дефицит зрелищных, высокобюджетных научно-фантастических фильмов.
  • Снижение стоимости производства за счет большей прозрачности расходов и контроля со стороны заказчика в случае госфинансирования.
  • Объем кинотеатрального рынка останется на уровне 2022 года из-за острой конкуренции с онлайн-кинотеатрами, онлайн-пиратами, а также из-за снижения посещаемости торговых центров.
  • В ближайшей перспективе в графике показов кинозалов останутся повторы прошедших премьер.
  • Всплеск жанров, снижающих тревожность: комедии, мелодрамы, документально-развлекательное кино, историко-патриотические и семейные фильмы, а также анимация.
  • Полномасштабный выход российского кино на наши экраны случится не раньше 2024 года.
  • К 2025 году у нас есть все шансы увидеть первоклассное отечественное кино, которое вернет зрителя в кинозалы.

Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
0 комментариев
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь