Отправить статью

Опыт понимания понятий

Тренинг Студия М.Ю. Эльтермана
Трудно переоценить значение гуманитарных представлений современного человека. Не только с точки зрения физического выживания, но и форм, способов возможного существования. Вопрос не нов. Еще в конце 19 века Ф. Ницше указывал на то, что познание само по себе, как и наука ради науки, гибельны без осмысления результатов применения их достижений: «Всякая истина, угрожающая жизни, это вообще не истина. Это ошибка...Факт возможности науки в том виде, в каком она практикуется сегодня, доказывает, что элементарные инстинкты защиты жизни перестали действовать»(1). Речь идет о том, что технологические достижения истинны только в том случае, если они представляют собой выражение определенных жизненных ценностей. Само по себе понятие технологии подразумевает безличность, унификацию, повторяемость. Задача человека разумного – привнести в технологию смысл, одухотворить, т.е. дух её сотворить, если угодно.

С этой точки зрения, можно сказать, что в рамках концепции «Life science», актуальной в западной науке последнего десятилетия, происходит объединение достижений в области науки, управления рыночными отношениями и современных гуманитарных идей. Уже название концепции, которое можно перевести как «Науки о жизни», «Живые науки» подразумевает осмысление таких понятий как «жизнь», «живое». Как отмечает Е.Я. Бурлина, «В русской культурной традиции «живое» - своего рода «дао», совпадение материального и духовного, природного и культурного, органического и этического» (2). Рассмотрим тезис об осмыслении указанных понятий более подробно, так как, по нашему мнению, контекст восприятия в значительной степени определяет его воздействие.

Для этого обратимся к самому понятию понимания. Воспользуемся подходом, изложенным Л.Витгенштейном:


«Мы ведем речь о понимании предложения в том смысле, в каком оно заменяемо другим, говорящим то же самое; но и в том смысле, в каком его не заменишь каким-то другим. ...Так выходит, слово "понимать" имеет здесь два различных значения? Я бы предпочел сказать, что эти способы употребления слова "понимать" образуют его значение, мое понятие понимания.


Ибо мне нужно (ich will) применять слово "понимать" во всех этих случаях» (3).

Итак, по Витгенштейну понимание предполагает принятие воспринимающим одновременно уникальности и универсальности понятия. Универсальность создает возможность комментирования, рефлексии своего восприятия, уникальность устанавливает этому процессу пределы. С этой точки зрения прокомментируем те предложения, которыми в Толковом словаре Даля разъясняются значения слов «Живой», «Жизнь», «Жить» (4). Комментарий можно рассматривать как попытку ответа на два вопроса: «О чем идет речь в данном предложении?» и «Что это значит для нас?» Последовательность и совокупность, таких реплик, реакций на предложение и образует его значение. Предложения и комментарии к ним представлены в таблице №1.


Таблица №1. "Словарь Даля"


ТекстКомментарий
ЖИВОЙ
кто жив, кто живет, живущий, в ком или в чем есть жизнь;

Жизнь - это нечто, что делает существующее живущим.

о душе: одаренный духовною, бесплотною жизнию, или же не погибший во зле и лжи, спасенный.

Зло и ложь несут гибель. Живой тот, кто избежал их, у кого есть кое-что кроме плоти.

Живой ребенок, резвый, непоседа.

Живой разум, живое воображение, острый, проницательный; игривое, впечатлительное.

Живая вера, искренняя, горячая, любящая, обнаруженная делами; голая вера, мертвая. Живые глаза, черты лица, обличающие горячую душу, ум; острые и веселые глаза.

Живой цвет, краска в лице, свежий, здоровый, цветущий.

По настоящему живого человека характеризуют подвижность тела и ума, развитое воображение, способность к игре, к получению впечатлений. Лишь тот жив, кто делом обнаруживает свои убеждения, а иначе его вера – мертва, как и он сам. Удел живого – ум и веселость в сочетании со свежестью и здоровьем.

Живой вопрос, современный, занимающий все нынешнее поколение.

Живое вызывает интерес, будит любопытство, побуждает к размышлению.

Живое сходство, близкое, точное.

Живое есть правильное, верное, т.е. соответствующее вере.

Живая вода, ключевая, проточная. Живой родник, сам собою пробившийся на поверхность земли.

Живое – то что находится в движении, источником которого оно само и является и потому способно преодолевать препятствия.

Живой огонь, самородный, лесной, деревянный, царский, вытертый из дерева.

Потому огонь живой, что жил уже в дереве и как бы сам возник.

Живой огонь в лице, в глазах, огонь жизни, выразительная теплота и порыв. Небо живым огнем загорелось, зарделось при восходе или закате солнца

Огонь – символ живого: он теплый и двигается, цвет его – рдяный. Он делает живым то, что освещает.

Живая земля, материк, нетронутая земля, ненасыпная.

Земля тогда живая, когда сама образовалась, ее не насыпали.

Живое серебро, ртуть

Двигается ртуть – вот и живая.

Живая сила, механ. действующая, не пропадающая даром; общая сила движенья теряет часть, от тренья, на одоление сопротивления машины, это мертвая сила; остаток от нее - живая.

Лишь та часть силы, что полезна людям, что приводит к движению, живая. Остальная, пропадающая попусту – мертва.

Живое урочище, природный знак для межи, как речка, гребень, овраг

Никто не выкапывал овраг и речку, не насыпал гребень. Они сами появились и потому – живые.

Живой забор, живая изгородь, состоящий из живых растений, напр. боярышника, терна, шиповника, ветлы, березы.

Забор вырос сам, его не сколачивали, он живой.

Шить на живую нитку, стегать наскоро, временно, приметать редкими стежками. Делать что на живую нитку, на живую руку, кой-как, непрочно. Сделай живой рукой, живо, скоро, спешно.

Что живо, то непрочно. Что само появилось, само и исчезнет, пропадет.

Живое мясо, собств. мясо, мышцы, говоря о ране, для отличия от кожи, клетчатки и пр. Задеть за живое, поранить при стрижке ногтей, срезке мозоли;
*оскорбить, обидеть кого.

Живое – то что в глубине, сокровенно, т.е. сокрыто. Живое – то что болит, если его задеть. Быть живым – значит, быть готовым к боли.

Ахти мне, кабы девка мне: при девушке, я живой бы человек!

Девушка делает человека живым.

Живая кость мясом обрастает

Живое – нечто очень важное. Если оно есть, остальное – образуется.

Жива - наша; умерла - Богова!

Творец в жизнь не вмешивается. Живой сам за себя отвечает.

Жив да негоден. Жив, да покойника не стоит.

Требуется обладать некоторыми свойствами, кроме самого существования, чтобы считаться живым.

За ум хватился, умер: хоть стыда нет на живой голове!

Жить надо правильно, по уму. Иначе правильно будет – умереть.

Сидит живая живуличка на живом стульчике, теребит живое мясцо? Младенец у груди.

Средоточие, символ живого – мать, кормящая грудью младенца.

ЖИЗНЬ
ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. Жизнь человека, век его, все продолжение земной жизни его, от рождения до смерти; также
род и образ жизни его, быт, деяния, поступки, похождения и пр.

Жизнь это и состояние личности и то, как это состояние проявляется в поступках, образе жизни. Человек в течении своего существования своими деяниями создает этот образ, обращенный и внутрь, к личности и вовне, к другим. Образ жизни сотворен самим человеком, который в этом смысле творец, т.е. обречен заниматься творчеством.

Это не жизнь, а каторга!

Жизнь не должна быть каторгой, т.е. должна быть свободной. Некаторжность – условие, признак наличия жизни.

Не рад жизни, терплю много горя.

Жизнь подразумевает радость. Терпение горя – отсутствие жизни.

В обществе нет жизни, нет движения, беседы, удовольствий, все живут одиноко, сходятся равнодушно.

Сходиться надо неравнодушно, жить не одиноко, получать по возможности удовольствия, например, беседовать, двигаться физически и умственно – тогда в обществе будет жизнь.

Жизненок, - ночек. яросл. жизточка об. милый, любезный, желанный, жадобный, жизнь моя.

Любимый – это и есть жизнь. Нет любви – нет жизни.

ЖИТЬ

живать, о предмете одушевленном, существовать, быть, быть живым или в живых; противопол. умереть, быть мертвым.

Человек живет телом на земле, духом на небесах.

Предмет начинает жить, когда в него душа вкладывается, когда он одушевляется.

Тело и дух образуют целостного живого человека.

Содержать себя, добывать пропитание, кормиться. Живем своими руками. Чем живешь? Долгами. Вести род жизни. Он живет беспутно. Жить день и ночь, разгульно. Как живешь, так и слывешь.

Образ жизни включает в себя и способ добывания пропитания и соответствие неким правилам. Невозможно быть одним, а казаться другим. Образ жизни не разделить на внутренний и внешний.

Жить для себя, на себя, заботиться только о самом себе; жить на людей; для их пользы. Уметь жить, жить бережно, по силам: жить рассудительно; успевать во всем, уживаясь с людьми.

Живет - небо коптит.

Надо как-то уживаться с людьми и пользу им приносить. При этом успевать не торопясь. А кто живет только для себя – от того в небо копоть поднимается, а небо должно быть чистое, там ведь души обретаются.

Жить на правую копейку, честно.

Без копейки – не прожить, но она должна быть правой.

Пьем, людей бьем; как не живем?

Человек склонен находить объяснение и оправдание своим поступкам: тот, кто "пьет и бьет" именно такое поведение считает признаком жизни. А кто этого не делает, тот, по мнению этого человека, и не живет.

Жить у естя, не у нета, в довольстве.

Жить в довольстве – значит обращать внимании на то, что есть, а не на то, чего нет.

Живут люди, не наживутся, так хорошо.

Если человек живет хорошо, ему жить никогда не надоест.

Живет не живет, а проживать проживает.

Существование недостаточно для жизни.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

То, как жить хочется, может расходиться с тем, как жить надо. Поэтому лучше хотеть должного.

Коли б жил покойничек, так бы и не помер.

Нельзя одновременно жить и не жить. Рано или поздно придется определяться.


Таким образом, Даль в своих примерах фиксирует способы употребления понятий "живое", "жизнь", "жить", а наши комментарии демонстрируют варианты их восприятия, понимания значений данных понятий. Можно сказать, что нет никаких причин, по которым нельзя было бы продолжить эти цепочки разъяснений, т.е. предложений, в которых говорится о том же самом. Ограничить универсальность понятия может только осознание его неповторимости, уникальности, невозможности выразить другими словами то же самое.


Особенно ярко уникальность употребления слов обнаруживается в художественных произведениях. Представляется поэтому интересным сравнить значения понятий, образовавшиеся в наших комментариях словарных статей Даля с тем, которое появляется, в результате аналогичного комментирования художественного текста. Речь идет о знаменитом монологе "Быть или не быть" из трагедии "Гамлет" У. Шескспира (5). Принц рассуждает на темы, которые, по нашему мнению, непосредственно связаны с самыми насущными вопросами существования: структурой ценностей человека, грани между жизнью и проживанием, платой за право жить достойной жизнью, готовностью эту плату заплатить. На этот раз, последуем за текстом не пропустив ни строки. Структура монолога детерминирует структуру комментариев, последовательность которых, по нашему мнению, также влияет на формирование понимания.


Результат такого подхода приведен а таблице №2.


Таблица 2. "Быть или не быть"


ТекстКомментарий

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Благороднее ли молча терпеть пращи и стрелы яростной судьбы, или поднять оружие против моря бедствий и в борьбе покончить с ними?

Речь не о том, жить или не жить, а о том, быть кем то или им не быть. Есть вопросы, в решении которых не может быть середины. Для Гамлета это вопрос о том, как поступить тому, кто видит все несовершенство мира: смириться или быть готовым умереть. Критерий его выбора – благородство.

Умереть - уснуть - не более того. И

подумать только, что этим сном закончится боль сердца и тысяча жизненных ударов, являющихся уделом плоти, - ведь это конец, которого можно от всей души пожелать! Умереть. Уснуть

Море бедствий сулит верную гибель тому, кто станет ему противиться. Удел живой плоти – чувствовать боль бесконечных ударов. По сравнению с этим, смерть – всего лишь сон. Как же не желать его?

Уснуть, может быть видеть сны; да, вот в чем препятствие. Ибо в этом смертном сне какие нам могут присниться сны, когда мы сбросим мертвый узел суеты земной? Мысль об этом заставляет нас остановиться. Вот причина, которая вынуждает нас переносить бедствия столь долгой жизни.

Но человеку не дано знать, что ждет его за порогом жизни. Во всяком случае, мысль его перед этим порогом останавливается. И следующий за этой мыслью человек, привыкший, подобно Гамлету, иметь ясные, научные обоснования настоящего и будущего, остается терпеть бедствия жизни.

Ибо кто стал бы выносить бичи и насмешки жизни, несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных, если бы можно было самому произвести расчет простым кинжалом?

Любовь и частная жизнь, политика и государственные учреждения – повсюду человек может столкнуться с непреодолимыми проблемами. Перечень бедствий мало изменился за последние 400 лет. Вопрос Гамлета – готов ли человек заплатить высшую цену за свои высшие ценности? Ведь значимость ценности, в конечном счете, определяется ценой, которую за неё готовы заплатить.

Кто бы стал тащить на себе бремя, кряхтя и потея под тяжестью изнурительной жизни, если бы не страх чего-то после смерти -

неоткрытая страна, из пределов которой не возвращается ни один путешественник, - не смущал бы нашу волю и не заставлял бы скорее соглашаться переносить те бедствия, которые мы испытываем, чем спешить к

другим, о которых мы ничего не знаем?

Воля человека смущена страхом неизвестного. Вероятность страданий еще более тяжких, чем суждены при жизни – вот что заставляет нас принять условия земного существования.

Так сознание делает нас всех трусами;

и так врожденный цвет решимости покрывается болезненно-бледным оттенком

мысли, и предприятия большого размаха и значительности в силу этого поворачивают в сторону свое течение и теряют имя действия.

Причина трусости – сознание, а мысль – это то, что умертвляет решимость. Человек, который живет лишь из боязни непостижимого, не способен на решительный поступок, который не нуждается в обоснованиях.

Но тише! Прекрасная Офелия! Нимфа, в твоих молитвах да будут помянуты все мои грехи!

Трудно расставаться с теми, кого любил. Последние слова Гамлета, в которых еще слышится искренняя нежность, обращены к Офелии.


Монолог Гамлета, порождает у читателя череду образов, которые можно рассматривать как примеры опосредованного употребления интересующих нас понятий. Комментарий есть наделение этих образов определенным значением.

Разъясняя определения Даля, мы не могли избежать привнесения элемента художественности. Сам по себе высокохудожественный, принципиально неоднозначный, текст Шекспира при комментировании, напротив, привел нас к неизбежному снижению уровня неопределенности. По нашему мнению, подобная ситуация характерна и для современного способа понимания гуманитарных понятий в целом. Строго упорядоченные подходы сочетаются сегодня в науке со стремлением к открытости, неоднозначности и неопределённости как основной ценности художественного восприятия понятий. Акцент делается на самом процессе познания, на признании возможности сосуществования множества определений понятия. Такое признание является гуманитарной основой толерантности, одного из основных понятий концепции "Life science". Нельзя не согласиться с мнением У.Эко о том, что "условием нашего выживания как существ мыслящих как раз и является способность развивать свой ум и восприятие – так, чтобы всякий новый опыт обогащал и изменял наши установки"(6).


Список литературы


1) Фридрих Ницше. Веселая наука, М.:Мысль, 1990, с.158

2) Е.Бурлина. "Науки о жизни" и коммуникативные образы: "докторы", "Живаго", "живая природа" Ч.Айтматова//"Науки о жизни": информационно-аналитический альманах.-Самара.:Самараское книжное издательство,2007

3) Витгенштейн Л. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Избранные работы. Часть 1. М., 1994, с 38

4) В.И. Даль. Толковый словарь русского языка, М.:Астрель, 2003

5) В. Шекспир. Трагедия о Гамлете, принце Датском, цит. по кн. М.М. Морозов, Избранные статьи и переводы, М.: ГИХЛ,1954, с.331

6) У. Эко. Открытое произведение:Форма и неопределенность в современной поэтике. – Спб.:Академичекий проект, 2004, с.162

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
0 комментариев
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь