Отправить статью

«Бла-бла-бла…»

Недавно на русский язык была переведена книга Дэна Роэма, в которой описывается один из простых и эффективных путей поиска сути вещей, который он называет «Живое Мышление». Книга «Бла-бла-бла, или что делать, когда слова не работают» скорее напоминает комикс, а не серьезную книгу. Но в этом-то и заключается суть его метода докапывания до смысла!

Ни у кого не вызывает сомнения, что увлечь ребенка книгой можно лишь в том случае, если в ней есть яркие интересные картинки. Важность иллюстрирования информации для подростков я познала на собственном опыте. Когда моя дочь стала подростком, она перестала выполнять мои поручения. Я решила докопаться до сути проблемы и выяснила, что она просто, без всякого злого умысла, забывает о моих просьбах. Тогда я стала писать напоминающие записки и оставлять их на видном месте. Но скоро я поняла, что она, опять же, без всякого злого умысла их не замечает и не читает. Тогда я стала иллюстрировать мои записки смешными рисунками. И, о чудо, дочка начала выполнять мои поручения. Как она сама сказала, «Когда я увидела твой грустный цветочек, мне сразу же захотелось полить цветы».

Но Дэн Роэм пошел дальше в своих логических рассуждениях и предположил, что то, что работает с детьми и подростками, должно работать и со взрослыми. Вот цитата из его книги:

Сколько колес у велосипеда вашего мышления?

«Итак, мы знаем о силе изображений как обучающего инструмента. Еще когда мы не научились читать, нас просили что-то нарисовать. Однако затем работа с изображениями прекратилась. Вся наша система образования постепенно пришла к восприятию изображений как своего рода дополнительных колес: они полезны только для того, чтобы поставить нас на путь чтения, а с момента, когда у нас появляется способность писать, все перестают обращать внимание на рисование.

Это совершенно неправильно. Изображения — часть мыслительного процесса, позволяющая нам двигаться в определенном направлении. Именно «виˊдение большой картины» позволяет нам понять, куда сделать следующие шаги. Изображения — это не вспомогательные колеса. На самом деле ведущее колесо — это изображения».

Но давайте вернемся к названию книги и разберемся, что же такое «бла-бла-бла» в понимании Дэна Роэма.

«На самом деле «бла-бла-бла» означает следующее: мы настолько сильно влюбляемся в свои собственные слова, что начинаем дурачить себя и верить, будто понимаем вещи лучше, чем на самом деле».

Как выбраться из страны Бла-бла-бландии?

Будучи верным своей идеи визуализации, Дэн Роэм рисует наглядную карту поиска сути вещей. Она приведена ниже.

Он предлагает нам выбраться из страны Бла-бла-бландии, которую он описывает следующим образом:

«В сегодняшнем мире, выстроенном вокруг работы и обучения, Бла-бла-бландия стала нашим родным домом. Вам доводилось участвовать в собраниях, идущих подряд друг за другом? Добро пожаловать в Страну Бла-бла-бландию. Покидали ли вы собрание более озадаченным и смятенным, чем до его начала? Приходилось ли вам смотреть двухчасовой выпуск новостей по кабельному телевидению, а затем понимать, что вы знаете об окружающем мире меньше, чем раньше? Доводилось ли вам подавлять один зевок за другим во время очередной презентации с множеством пунктов и разделов? Тогда вы понимаете, о чем идет речь.

Как минимум, в этом мы не одиноки. Чтобы отличить хорошие идеи от плохих, глубокие от поверхностных, креативные от нетворческих, мы должны увидеть суть этих идей. Однако внимательное изучение — совсем не то, чем занимаются в Стране Бла-бла-бландии. Здесь принято скрывать, затуманивать, рассеивать и увиливать. И если мы действительно хотим решить проблему, нам необходимо выбраться из этой страны. И вот тут появляется эта книга. Она показывает путь выхода».

Куда же зовет нас Дэн Роэм? Он предлагает нам добраться до экологически чистого леса «живого мышления», где одновременно можно видеть и лес, и деревья. Как добраться до этого чудесного места и почему автор рисует на карте дорогу назад в Бла-бла-бландию? Об этом и многом другом читайте в занимательной книге Дэна Роэма «Бла-бла-бла, или что делать, когда слова не работают».

Чего стоит один только бла-бламетр — инструмент для измерения количества воды и дерьма в выступлениях и высказываниях! Но его описание довольно объемно и не подходит по формату для статей сайта. Поэтому я выбрала для вас небольшой отрывок из книги с примером того, как работает живое мышление.

Как продать программное приложение к мобильному телефону?

«К примеру, если мы размышляем о разработке нового программного продукта, наша Лиса может употреблять особые слова для описания человека, использующего этот продукт (Лиса называет его «пользователь»), устройства, на котором будет работать программа («мобильный телефон»), или самой программы («приложение для определения местонахождения»). Иными словами, наша Лиса могла бы сказать: «Пользователь имеет мобильный телефон, на котором запускает приложение по определению местонахождения». Это вполне осмысленное и целостное заявление, а идея в его основе вполне понятна. Это не «бла-бла-бла», но это и не назовешь живой речью. Вот почему, произнося все эти слова и связывая их в цепочку, наша Лиса не была одинока. Рядом с ней все время находится Колибри, формирующий образы одновременно со словами, произносимыми Лисой. Колибри активно реагирует на понятия «пользователь», «устройство» и «приложение», однако он видит их, а не произносит. Изображения дают нашему Колибри возможность «сказать свое слово». Именно здесь, на сцене, и появляется портрет.

Когда наш Колибри начинает рисовать одновременно со словами Лисы, мы превращаем «существительные» в нечто более насыщенное смыслом — а кроме того, делаем нашу мысль значительно более понятной. В этом и заключается суть любой живой мысли: какой способ переноса идеи из моей головы в вашу будет самым лучшим, быстрым и внушающим доверие? Однако это всего лишь начало того, на что способно Живое Мышление.

Создав первоначальный портрет, мы можем с помощью визуальной грамматики расширять наши идеи — живо и в любом направлении. Кстати, это самое важное заявление в данной главе, так что давайте-ка его повторим: создав первоначальный портрет, мы можем с помощью визуальной грамматики расширять наши идеи — живо и в любом направлении. Это означает, что если мы хотим исследовать, научить других или продать свою сложную идею, то все, что нам нужно сделать, это выявить ее первоначальный предмет (или «подлежащее»), а затем нарисовать соответствующий портрет. Начав со стартовой точки, мы можем расширить идею, так как в этом нам охотно помогает и мышление Лисы, и мышление Колибри. В идее «приложения для определении местонахождения» мы определили возможного первичного субъекта как «пользователя», так что давайте начнем с него. Мы рисуем его портрет.

Причина, по которой этот пользователь нам интересен, состоит в том, что он несчастен — и поэтому нуждается в нашей программе. Давайте добавим «прилагательное, обозначающее качество» («несчастный») и превратим его в «несчастного пользователя».

Причина, по которой этот пользователь несчастен, состоит в том, что он заблудился. Мы можем нарисовать и это с помощью нескольких простых «портретов» (пары квадратов, напоминающих здания). Теперь у нас появился «портрет пользователя как заблудившегося человека».

Каким образом мы можем помочь ему выбраться из этого положения? Здесь выручит наша программа. Представьте себе, что наша программа работает на устройстве , которое уже есть у пользователя, например, на мобильном телефоне. Мы можем нарисовать и это.

Теперь представьте себе, что наша программа позволяет определить местонахождение пользователя с помощью встроенного в телефон GPS-приемника. Разве это не здорово? Имея в кармане телефон, наш пользователь может точно узнать, где именно он находится. А что, если наша программа превращает внутренний сигнал в визуальный интерфейс , показывающий пользователю его местонахождение на карте? Мы можем нарисовать и это.

Смотрите-ка: с помощью простого телефона, на котором работает наша программа, пользователь в точности знает, где находится! Теперь он счастлив. Мы можем нарисовать и это (ура! У меня есть отличная программа!):

Вот в чем заключается роль портрета в Живом Мышлении: добавляя еще несколько портретов, соединенных стрелками, простое изображение любой части нашей идеи становится начальной точкой для живого исследования всей идеи целиком».

Дэн Роэм советует нам использовать визуализацию

  • для прояснения собственного сознания, понимания и уточнения своих мыслей,
  • и для более эффективного донесения своих мыслей до окружающих.
Если у вас в голове все понятно и ясно, и вы в состоянии передать эту ясность понимания другим людям, — вы приближаетесь к сути вещей, становитесь более эффективным и успешным человеком.

Ирина Толмачёва — "Успех"
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и