Отправить статью

Фридрих Ницше и автоматизация учета. Опыт прикладной философии

Тренинг Студия М.Ю. Эльтермана
Попытка в краткой статье представить идеи выдающегося мыслителя, во многом определившего развитие философской мысли 20 века, может показаться легкомысленной. В оправдание сошлемся на самого Ницше, который считал, что:

«Высказанное кратко может быть результатом долгих размышленийИбо я рассматриваю глубокие проблемы так же как купаюсь в холодной воде: быстро туда, быстро – оттуда. То, что при этом нельзя погрузиться достаточно глубоко, нельзя достичь глубин – это предрассудок страдающих водобоязнью... В самом ли деле вещь остается непознанной и неузнанной, если её освещают просто на ходу? Неужто абсолютно необходимо сначала усесться на нее и сидеть на ней как на яйцах.

Вооружившись таким подходом, перечислим основных участников процесса автоматизации учета. Это Законодатель, Разработчик, Внедренец и Пользователь. Каждый из них вносит свой вклад в общее дело. Законодатель определяет правила учета. Разработчик создает модель правил учета. Внедренец продвигает модель правил учета. Пользователь использует результаты продвижения модели правил учета.

При этом между всеми участниками возникают непростые юридические, экономические и прочие отношения. Разработчик осмысливает то, что создал Законодатель и продает результат своего размышления Внедренцу. Внедренец добавляет к приобретенному продукту свою добавочную стоимость, результат сложения оплачивает Пользователь, имея свои представления обо всех предыдущих участниках и надеясь возместить затраты за счет своих Клиентов, которые, таким образом, тоже поневоле включены в общую цепочку автоматизации. В то же время, Разработчик, Внедренец и Пользователь, не говоря уже у Клиенте, являются избирателями Законодателя, теоретически существующего за счет налогов, т.е. части денежных потоков, циркулирующих между остальными участниками.

Можно предположить, что в этих условиях процесс автоматизации, а тем более, его результат, есть нечто, плохо поддающееся формализации, т.е. описанию с помощью логических конструкций. Признание подобной сложности может быть облегчено, если вспомнить слова Ницше: «Иррациональность какой то вещи – не аргумент против ее существования, скорее, его условие». Действительно, каждый, кто не понаслышке знаком с проблемами современного учета, легко согласится с великим философом в том, что: «Тот, кто смотрит вглубь, знает, что каковы бы ни были его поступки и суждения, он всегда ошибется».

Ницше считал, что за любым суждением и определением лежат бессознательные установки и тайные желания рассуждающего. Поэтому при чтении обращенного к нам сообщения, например, Налогового Кодекса, можно задать себе соответствующий набор вопросов:

Почему предлагается подобный способ рассуждения?

Какие бессознательные желания и представления лежат в его основе?

Какие цели по отношению к тому, кому предлагается этот способ рассуждения преследует тот, кто предлагает?

Представим себе художественный фильм «Тайные желания и цели разработчиков системы налогового учета». Каков будет жанр этого фильма? Мистический триллер? Эротическая комедия? Боевик с элементами мелодрамы? Оставим эти вопросы без ответа. Как говаривал Ходжа Насреддин: «Твоя способность задать вопрос вовсе не означает способности принять ответ».

С другой стороны, сами свойства текста предлагают читателю определенный способ рассуждения. Читатель как бы приглашается в мир, предполагающий следование определенным правилам, что может для него не пройти бесследно. И потому читатель вправе задать себе вопросы:

Какой предлагается способ рассуждения?

Какие допущения при этом предполагаются?

В каких рамках заведомо будет находиться результат рассуждения в этом случае?

Что происходит с тем, кто примет этот способ рассуждения?

Как этот способ соотносится с ценностями того, кому предлагается?

Что происходит с человеком, помещенным в мир, где названия предметов не соответствуют их сущности? Где Единый налог – отнюдь не един, НДС не имеет к добавленной стоимости никакого отношения, а упрощенная система совсем не проста? Что происходит с мировоззрением тысяч участников процесса автоматизации, погруженных в тексты законодательных актов? Кем они себя ощущают? Что они при этом думают о тех, кто это создал? На ум приходит анекдот о вопросах и ответах:

«- Отец мой, объясни, в чем смысл жизни?

- Сын мой, ты задал прекрасный вопрос. Неужели ты хочешь променять его на мой ответ?»

Чего не признавал Ницше, так это логических выводов. Свободные фантазии по поводу будущего – другое дело: «Как облака показывают нам направление ветра высоко над нашими головами, точно так же тенденции легчайшего и свободнейшего духа предсказывают нам будущую погоду».

Предскажем же и мы времена, когда в основе формулировок и алгоритмов будут лежать взаимопонимание и уважение к свободе личности другого человека и даже групп людей. Представим, что законы излагаются стихами или, по крайней мере, художественной прозой. Эти тексты, обращены к лучшему в человеке, потому что их авторы исходят из своей бессознательной уверенности в том, что каждый их читатель достоин лучшего.

Создатели учетных программ соревнуются между собой за удовлетворение художественных вкусов своих пользователей. Интерфейсы напоминают картины величайших художников. Интерактивная помощь предоставляется в виде музыкальных произведений различных жанров и направлений – от рок-опер до классического балета. Линию консультаций озвучивают любимые актеры, а руководства пользователя создаются мастерами пера, то есть мыши и клавиш.

Глубоко удовлетворенный пользователь радостно создает отчеты, похожие на венки сонетов, где каждая строка находит свое отражение в другой, и, читая их, налоговый инспектор, повторяет вслед за Ницше: «Настоящие мысли настоящих поэтов всегда выступают под покрывалом как египетские женщины».


Жил на свете Ницше, странный гений.

Он не занимался 1С,

Но к судьбе дальнейших поколений

Проявлял живейший интерес.


Карточек не знал НДФЛ-а,

От налогов не заначил рубль,

Но душа его больная пела

Лишь для тех, кто смотрит прямо вглубь.


Что свобода выше принужденья,

Мир утонет в капельке воды,

Жизнь проходит без предупрежденья,

Оставляя лёгкие следы.


Облака у нас над головами -

Компас не для умных дураков.

Все, что происходит между нами -

Лишь предназначенье наших слов.


Если вы – поклонники системы,

Не печальтесь о добре и зле.

Тем, кто избегает этой темы,

Тоже хватит места на земле.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
2 комментария
Михаил Эльтерман
01 декабря в 11:01
Спасибо, Ольга Анатольевна за вопросы и мнение. Постараюсь ответить как смогу. Законодатель - источник законов, которые есть объект автоматизации. Именно законы разводят названия и сущность. И с законодателя в первую очередь следует спрашивать, как мне кажется. Поэтому он у меня в цепочке первым упомянут. Но, с другой стороны, все участники образуют замкнутый круг и кого в этом кругу поставить первым, наверное не важно. Поэтому вовсе не претендую на правильность. Последнее слово, должно быть за читателем, а не за автором:).
Что до второго вашего замечания, то признаю, что мысль, возможно, в стихе выражена недостаточно ясно, так то ж стих:). Если приходится объяснять свою позицию, то зачем было стих писать? Но все таки скажу, что речь идет именно о поклонниках системного подхода, которые не печалятся о том о сем, но и им места на земле и в земле хватит. Поэтому я настроен миролюбиво. Буду рад ответить на вопросы, если еще будут.
0
0
Ответить
Михаил Эльтерман
05 декабря в 12:55
Андрей, спасибо за развернутый комментрий. Не скажу, что полностью понял все ваши соображения, поэтому отвечу возможно невпопад. просто обращая внимание на некоторые фразы. Я совершенно далек от мысли вырывать кому либо ноги и никому не желаю погибели в любом виде.И опять же как я могу передать что либо невменяемым, если они невменяемы, тем более, честно говоря, не совсем понимаю кого вы имеете в виду. При этом мне нравится ваша метафора, что поэзия - набег на неясно выраженное. Иной раз и прозой то ясно выразиться трудно, не говоря уж о стихах. Поэтому - да здравствует поэзия и здравый смысл!
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь