Почему мне нравится иудаизм? Среди множества ответов, есть и такой: иудаизм предполагает наличие у человека свободы выбора и здравого смысла. Свобода выбора делает его ответственным за принятые решения, здравый смысл помогает избежать крайностей. Например, в вопросе о том, насколько стоит доверять своему разуму.
Думать или не думать — вот в чем вопрос
Если хочешь и можешь использовать свои мыслительные способности — отлично, иудаизм даст достойную пищу самому изощренному уму. Думай над первоисточниками, попробуй понять размышления мудрецов, потративших на это дело целые столетия, используй свой мозг на 100%, в любом случае, можешь быть уверен — все равно до конца не разберешься. Зато узнаешь где граница твоей способности к пониманию. Это полезно само по себе, кроме того, умственные усилия развивают мозг не хуже, чем гантели — мышцы.
Но не стоит печалиться, если понял мало или совсем ничего: ведь в иудаизме главное — делать. Разум человеческий ограничен, у каждого из нас свои убеждения, предрассудки, способ мышления, стереотипы и т.д. Если ждать окончательной ясности по каждому вопросу, то просто с места не сдвинешься. Недаром девиз еврея — «Делай, потом поймешь». Мало того, не подкрепленное делами, знание — мертво, им запросто можно отравиться. Собственно, главные еврейские тексты категорически не рекомендовано читать «теоретически», непременное условие их правильного понимания — определенное поведение, то есть избегание одних поступков и совершение других. Например, нельзя сплетничать, а вот с глазу на глаз деликатно указать другому еврею на его промахи — прямая обязанность.
То есть, с одной стороны, не использовать интеллект для понимания первоисточников — значит пренебрегать своим даром, то есть подарком свыше. С другой — необходимо быть приличным человеком совершенно независимо от уровня своего понимания причин этой необходимости. Так формируется здравая самооценка, где скромность и примирение с собственными ограничениями, естественным образом сочетается с самоуважением и оптимизмом. И это касается самых разных сторон жизни. Например, душевных качеств личности.
Меж легкомыслием и отчаянием
Иудаизм исходит из очевидного факта: человек далек от совершенства. И это замечательно. Почему? Любой бизнес тренер, даже не еврей, знает ответ: недостаток — лишь повод для стремления к лучшему, это верный признак наличия так называемого «ресурса развития». А если есть куда развиваться, значит, все не так плохо. К счастью, в иудаизме и цель развития и способ ее достижения подробно описаны, человеку остается лишь свободную волю проявить. И это — честно. За тебя большая часть работы сделана, так внеси уже свой личный вклад в общее дело. Общее, потому что лучший способ решить собственные проблемы — помочь ближнему решить свои.
А если ты не праведник — так что ж, праведность — довольно редкий дар. Гениальные художники и музыканты тоже встречаются не часто, но, это не повод для печали: как известно, при должном желании и усердии, любой может научиться вполне сносно рисовать или играть на фортепьяно. Тем более, имеет смысл напрячься и достичь максимума из реально достижимого, когда речь идет о собственной личности. Поэтому легкомысленное отношение к своим недостаткам столь же глупо как и отчаяние по поводу их наличия. В иудаизме есть даже такое понятие — «дух глупости». Именно он мешает человеку понять что есть хорошо, а что — плохо. Поневоле вспомнишь язычника Сократа, который полагал, что «никто по умыслу не зол», то есть люди поступают дурно лишь от того, что не обладают знаниями о добре. Впрочем, пересечения и расхождения греческой и еврейской мысли — отдельная увлекательная тема. Здесь же можно лишь повторить: и зацикливаться на своих проблемах и игнорировать их — значит поддаваться духу глупости. Такой же взвешенный подход можно обнаружить и в еврейском отношении к бизнесу.
Соотношение труда и отдыха — шесть к одному
То, что бизнес — область повышенной неопределенности, известно всем. При том, что рекомендаций по эффективному ведению дел — хоть пруд пруди. Однако, любой предприниматель знает: как ни старайся, сколько ни учись, всех рисков все равно не учтешь. Это не значит, конечно, что на обучение и расчеты можно махнуть рукой, просто стоит смириться с мыслью, что не все от тебя зависит. Еврейская мудрость по этому поводу гласит: «Есть три опасности при зарабатывании денег. Неправильно заработать, неправильно потратить и относить свой финансовый результат исключительно на свой личный счет». Это значит — будь честен с сотрудниками и клиентами, разумно относись к расходам, не слишком гордись достижениями и не впадай в отчаяние от неудач. И тогда заработаешь столько, сколько тебе полагается. В иудаизме доход человека предопределен свыше и по этому поводу не стоит слишком сильно заморачиваться. Знай себе трудись, труд — почетная обязанность, но главное — «помни день субботний», то есть, по крайней мере, седьмую часть своей жизни трать на нематериальные достижения.
Ведь область твоей ответственности — именно область духа. «Все во власти небес, кроме страха перед небесами», говорят мудрецы. Здесь, конечно, имеется в виду не страх поражения молнией на месте за совершенные прегрешения, а боязнь нарушить правила, которые не ты придумал, но которые сам считаешь правильными. Некоторые называют эти правила совестью. Иметь ее или не иметь — свободный выбор конкретного человека. А вот обстоятельства, в которых он принимает это решение, от него зависят мало. Например, от человека не зависят место и время рождения, наследственность, ситуация в мире, стране и даже в городе, где, порой, уже мэра себе нельзя избрать. На этом фоне полагать, что твой результат в бизнесе зависит только от тебя — значит идти на поводу у пресловутого «духа глупости». Старайся заработать, учись этому постоянно, стань настоящим мастером своего дела, но не делай из бизнеса идола, а из бизнес гуру — кумира и тогда твои деньги сами тебя найдут.
Отделять главное от второстепенного, различать цель и способ ее достижения, не бросаться в крайности, принимать на себя ответственность за свой свободный выбор, не отчаиваться — это лишь немногое из того, чему меня учит моя еврейская вера.
Я бы ввёл в школе отдельно предмет, основанный на еврейских принципах бизнеса.
У меня когда-то был начальник еврей, отличный человек, грамотный начальник. У него была коронная фраза "У меня зубы болят, когда я вижу, что кто-то ничего не делает"
Требовательный был до жути! Но и неожиданный, однажды он случайно узнал, что у меня есть способности к английскому, и настоял, чтобы я продолжила его изучать.
А надо учесть, что работала я в КБ на ЭРА (такой себе ксерокс советских времен), и не на постоянной основе, а временно, на период декрета.
Разве обычному среднестатистическому начальнику могло бы прийти такое в голову?