Отправить статью

Бизнесмен или ремесленник: как выбрать свой путь развития бизнеса

Основатель школы управления Sherlock Solutions

Есть две категории предпринимателей: бизнесмены и ремесленники. Автор статьи утверждает, что между этими понятиями существует значительная разница, которая зависит от жизненной позиции личности. Чего Вы хотите: развиваться или зарабатывать любой ценой? Что приносит больше удовольствия: успех или качественный продукт? Суть этого антагонизма подробна анализируется в новой статье.

Пост из серии «Крамола». Но крамола не всегда есть ложь. Чаще всего наоборот. Статья предлагается к обсуждению.

Вообще-то, есть один социальный механизм, ведущий к процветанию разумного общества. Это запрет на бизнес в смысле предпринимательства (цели увеличения капитала; прибыли).

В СССР и Китае так и было. В СССР это исчезло по тем же причинам, что и в Китае: сам человек не захотел жить без этого «наркотика». Предпринимательство в природе эго человека так же, как кровожадность у волка.

Обратите внимание, понятия «дело» и «бизнес» не тождественны. Грань определяется лишь одним фактором: стремлением/его отсутствием увеличить прибыль.

Что есть взамен? Ремесло.

Ремесло — это способ предоставить полезность другим людям в обмен, не рассчитывая на увеличение добавленной стоимости. В ремесле нет цели, нет прибыли. Сапожник, гончар, пекарь или знахарь (как ремесленники) не рекламирует себя. Они просто находятся в известном месте — все знают о них (если что). Какой-нибудь китайский или японский мастер боевых искусств или тренировал учеников, или занимался каллиграфией и столярничал. О нем можно было сказать что угодно в смысле грехов человеческих, но никогда об алчности, жадности (предпринимательстве).

А вот система хлебных ларьков в отличие от пекаря — или юрфирма в отличие от юриста — это уже бизнес (стремление получить добавленную стоимость). А с этого момента (с момента появления мыслей о доходе) и начинается конкуренция: зачаток грабежа, раздоров, войн.

У конкуренции неправильный смысл. Конкуренция — это результат определённого положения вещей, а не специальный инструмент улучшения качества. Хорошего мастера определяет жизнь, а не Антимонопольный комитет. Но, когда «стаю волков» (предпринимателей) все же выпустили на волю, конечно, механизм сдерживания их алчности становится востребованным.

Спросите себя сами: если вы начали увеличивать бизнес, то с какой целью? Ответ на поверхности: алчность или страх.

Смысл поста — не обесценить бизнес. Нельзя истреблять «волков» просто потому, что их суть волчья. Но каждый может задуматься: а действительно ли для них бизнес — это путь к счастью. Скажу вам как бывший владелец не одного бизнеса: очень пренеприятное это дело. Как чемодан без ручки. Не думаю, что великий Джобс был счастлив от бизнеса. А если и был, то не от желания его увеличить, а от творчества, новаторства, придумывания, поиска идей улучшить свое дело, даже если это улучшение было пропитано эго.

Мы тут, кажется, не все праведники и пропитаны эго от макушки до пяток. Кстати, многие миллионеры могут подтвердить вам это: они не стремились увеличить... поиметь больше. Просто когда их продукт стал хорошим, к нему потянулись люди. Очередь и создала их бизнес. А потом уже джунгли их поглотили. Многие ещё пытаются вырваться, но отказаться от наркотика может только истинно просветленный. Надеюсь, среди читателей этого поста их нет. Кто-то хорошо сказал: «Чтобы стать свободным, нужно всё потерять». Так что тем, кому хочется делать бизнес, нужно его делать. Как же ещё узнать, что счастья в нем нет?

Вывод. Бизнес и ремесло — это не организационно-правовая или экономическая форма взаимоотношений людей. Это другое. Это раздутое эго людей в первом случае, и их творчество — во втором.

Одно ясно. Детям можно уже рассказывать «что такое хорошо и что такое плохо» (бизнес или ремесло). При всём утрировании, полагаю, что дело Джобса было больше похоже на ремесло, чем любой ресторан, который создаёт сегодня смышлёный коммерсант, который готов легко прогнуться под власть, ибо ему есть, что терять. Ремесленнику терять нечего. Он самодостаточен.

Другое дело — высокое мастерство ремесленника. Вот куда можно стремиться. Оттачивать. А не накапливать.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
45 комментариев
Роман Середенко
04 августа в 15:11
Чистая правда))
0
0
Ответить
Дарья Подъелец
04 августа в 17:09
Спасибо!))
Мне очень по душе Ваши рассуждения!
-2
+1
Ответить
Александр Устинов
04 августа в 17:18
Все правильно, уточню одно: "В ремесле нет цели...", - но есть смысл и есть результат (и они многогранны!).

А еще - мы стали нежизнеспособными из-за прибыли, из-за специализации... а теперь нас собираются выкинуть на помойку с помощью роботизации и искусственного интеллекта...
0
0
Ответить
Александр, результат это и есть цель, в том числе ремесла.
0
0
Ответить
Александр, для кого - как... не соглашусь, что это равнозначные понятия: не все подходят к этому понятию механизировано... и автор пишет о другом - вчитайтесь.
0
0
Ответить
Александр, о равнозначности каких понятий вы имеете ввиду? Мне показалось, что вы цель сравнили с результатом? Не нужно сравнивать путь с конечной автобусной остановкой.
0
0
Ответить
Марат Мифтахов
04 августа в 17:34
Статья очень понравилась все точно и по существу.
0
0
Ответить
Иван Иванов
04 августа в 18:19
Согласен с автором
0
0
Ответить
Константин К.
04 августа в 19:01
Хорошо узнаю в вашей статье ложь чиновников о бизнесе. Именно так коррупция нас и пожирает, думая, что бизнес - это волчья стая!
Могу много чего возразить, просто не хочу терять время. Лишь пару моментов уточню. Во-первых, вы хотите сказать, что "самодостаточный" ремесленник мог бы сам, один, без команды, которую собирает, мотивирует, поощряет и контролирует бизнес (по вашему: "раздутое эго людей"), сделать айфон? Машину? Самолёт? Даже булку хлеба?
И во-вторых, полная чушь: "в ремесле нет прибыли"!!! Есть там прибыль. Сходите, бесплатно к сапожнику почините сапоги. Или к юристу, чтобы грамотное ходатайство составить. Или к тому же пекарю, мяснику и т. д., они вас накормят бесплатно?
-1
+3
Ответить
Игорь Швед Константин К.
07 августа в 18:48
Константин, отлично сказано, в самую точку. Спасибо.
0
0
Ответить
Сергей Лысов
04 августа в 19:07
А сего вы взяли, что ремесленник не может иметь команду? В статье этого нет. Мало того, скажу Вам так. Ремесленник может, и сегодня должен иметь команду. Ремесленник и бизнесмен - это метафоры, смысл которых в статье и изложен. Это не аспект организационно-правовой формы...
0
+1
Ответить
Григорий Антуфьев
04 августа в 19:11
Совершенно не понял к чему необходимо данное размышление, по сути оно верно, с присущей любому размышлению неопределенностью, но К ЧЕМУ ЭТО? )))
0
0
Ответить
Константин К.
04 августа в 19:13
Конечно в статье этого нет, в статье много чего нет, я бы сказал вообще ничего нет, только ложные суждения о бизнесе. Как у вас там, метафоры, аспекты ...
0
+2
Ответить
Елена Аронова
04 августа в 19:40
"А вот система хлебных ларьков в отличие от пекаря — или юрфирма в отличие от юриста — это уже бизнес (стремление получить добавленную стоимость). А с этого момента (с момента появления мыслей о доходе) и начинается конкуренция: зачаток грабежа, раздоров, войн".

По-моему, вывод про то, с момента мыслей о доходе начинаются грабёж, войны и раздоры, весьма алогичен.
0
+2
Ответить
Игорь Швед Елена Аронова
07 августа в 18:47
Елена, абсолютно согласен. На мой взгляд, своей статьей автор оправдывает свои неудачи в бизнесе.
0
0
Ответить
Елена, все верно. Ремесло отобрать нельзя, оно неразрывно связанно с человеком. Рабство не рассматриваем, т.к. и этап пройденный, и уровень ремесла падает.
Деньги (в частности) или любой накопленный ресурс (в общем) отобрать — можно. Любая война — за ресурсы, любой отъем — следствие наличия того, что можно отнять.
0
0
Ответить
Юрий Стрелков
04 августа в 21:25
По сути автор пишет о правильном подходе и не правильном и называет это бизнесом и ремесленчиством , кстати часто так же думаю что люди не понимают друг друга из заиразной терминологии или разных категорий мышления , желаю автору избавиться от боли и обрести позитивное направление мышления, см уважением Юрий
0
+1
Ответить
Александр Шинкаренко
05 августа в 04:53
Миссия любой Компании - увеличение её стоимости. Любой работник Компании - ремесленник своего дела. Суммирующий эффект взаимодействия - синергия.
0
+1
Ответить
Это миссия не любой компании, а тех кто имеет такую миссию. Как раз об этом пост.
0
0
Ответить
Александр Шинкаренко
05 августа в 04:59
Получение прибыли любой ценой - вот это плохо.
0
+1
Ответить
Александр, прибыль:
1) сама по себе - источник инфляция и разрушитель реальной экономики (т. к. не подкреплена созданными ценностями)
2) а отобранная у других... -
вот все источники "прибыли", цена их получения одна...
0
0
Ответить
Александр, скажите, сейчас экономика реальная или не реальная? Что Вы имеете ввиду под словами "прибыль отобранная у других... - вот все источники "прибыли", цена их получения одна... "?
0
0
Ответить
Александр, реальная экономика - это когда деньги получаются за реальные вещи, услуги (имеющие отражение в реальном мире), иначе мы имеем то, что имеем... сейчас все повернуто с ног на голову.
"Прибыль отобранная у других" - если в общем, то посмотрите каков счет прибыли в бухгалтерии пассивный, пассивы - это всегда "не твое"... слишком сильно углубляться не буду, т.к. не вижу смысла (тот кто честен перед собой и окружающими - найдет Истину, остальные - найдут тысячи объяснений и оправданий).
0
0
Ответить
Александр, прошу прощения, Вы не ответили на вопрос, сейчас экономика реальная или не реальная? А так же на вопрос что Вы имеете ввиду под словами "прибыль отобранная у других... - вот все источники "прибыли", цена их получения одна... "?
Про какую истину Вы хотите сказать? Причём тут тысячи объяснений и оправданий?
Александр, мне показалось или Вы решили поучить ? Александр, учить не нужно, постарайтесь, если это возможно сделать вывод своими словами, ну и конечно на доступном языке, спасибо.
0
0
Ответить
Сергей Ермолаев
05 августа в 09:11
Согласен с Ароновой Еленой.
Грабеж, войны и раздор начинаются не от от мыслей о доходе, а от жажды наживы (халявы), от принципа "Прав тот у кого больше прав" или "Кто сильнее, тот и прав".
Хороший ремесленник востребован сам по себе и получает от своего ремесла доход. И размер этого дохода он определяет сам.
"Счастлив не тот у кого много, а тот кому хватает".
0
+3
Ответить
Михаил Минин
05 августа в 11:12
Чёрно-былая история, в жизни и в бизнесе так не бывает.
Мы очень разные, хоть и имеем похожие внешние равные признаки и одинаковые внутренние органы ;-)
Про конкуренцию, добавленную стоимость - оригинальный взгляд тренера личностного роста.

0
+2
Ответить
Сергей Лысов Михаил Минин
05 августа в 13:56
Михаил, оригинальным может быть взгляд и у домохозяйки. Хотя я сейчас тренер, а в прошлом имел несколько бизнесов (торговля импортными винами, юридический, издательство), которые и сейчас живеу. Вопрос не в том, кто делает взгляд, а в том, что он вообще появился. Любая точка зрения - это повод вырасти, а не накинуться на неё, обгладывая косточки ее автора.
0
0
Ответить
Сергей, а Вы не задумывались над тем, что домохозяйка может быть очень образованным человеком, грамотным специалистом.
0
0
Ответить
Александр, мало того... она еще и есть лучший предприниматель!
0
0
Ответить
Сергей Лысов
05 августа в 13:59
"Грабеж и войны"... начинаются с наживы - сказано правильнее. Согласен. Смысл однако именно в этом слове, а не в доходе. Спасибо!
0
+1
Ответить
Сергей, спасибо Вам за статью, которая дала возможность организовать дискуссию и выразить своё мнение.
0
0
Ответить
Сергей, И Вам спасибо за то, что читаете и участвуете...
0
0
Ответить
Игорь Швед
07 августа в 17:52
На мой взгляд, это статья бизнесмена-неудачника. Фраза "Как бывший владелец не одного бизнеса..." все расставляет на свои места, у писателя нет положительного опыта ведения бизнеса, отсюда такая примитивизация темы. Вся статья пропитана неудовлетворенной жаждой наживы. Автор забывает или не знает, что деньги только атрибут достижения своих целей. Бизнес должен приносить радость и удовлетворение клиентам/контрагентам, только в этом случае можно рассчитывать на развитие и процветание бизнеса.
Сами клиенты принесут добавленную стоимость, если бизнесмен будет заботиться о них. Сначала надо дать, чтобы потом получить.
Конкуренция -это благо, это та обратная связь для бизнеса, которая является одной из ключевых механизмов развития бизнеса. Если владелец не обращает внимание на деятельность конкурентов, рано или поздно его ожидает крах, если конечно он не Генри Форд или Стив Джобс, которые меняли образ жизни человечества.
Грабеж и войны - удел неудачников, которые могут только брать, не давая ничего взамен.
0
0
Ответить
Сергей Лысов
07 августа в 17:56
Ваш довод был бы весьма интересен, если бы Вы смогли доказать, что "у писателя нет положительного опыта веления бизнеса". Все остальное могло бы приложиться, если бы Ваши рассуждения не были бы основаны на предположении.
0
+1
Ответить
Игорь Швед Сергей Лысов
07 августа в 18:41
Сергей, бывших владельцев успешных бизнесов не бывает.
Успешный бизнесмен про конкурентов рассуждает как про покойников-либо хорошо, либо никак.
Воспевание ремесленника писателем, говорит о том, что он сам специалист, который думает, что ремесленник, это тот путь, который сделает его счастливым.
Но у автора изначальный посыл неправильный-имея цель срубить бабла, ты придёшь в никуда, потому что бабло это не цель, это то, что сопутствует достижению цели.
Если цель-помочь людям решить их проблему, деньги будут, если цель поиметь клиентов, сдирая с них по три шкуры, результат будет как в статье-волки, войны, грабеж...
0
+1
Ответить
Сергей Лысов
08 августа в 06:26
Решил Вам кое-что написать. А по-большей части, пользуясь случаем, - всем участникам этого интересного бизнес-ресурса.

Чтобы Вы понимали на самом деле успешный бизнесмен - это как раз бывший бизнесмен. Он освобождается от "чемодана без ручки" в момент, когда бизнес начал идти на спад. Кстати ремесленник так не делает. Это разные жизненные. концепции. А вот успешный бизнесмен как раз должен продать свой бизнес именно на пике (ибо у всех бизнесов есть свой цикл жизни). Вы знали об этом? И именно в этом суть успешного, как вы выразились, бизнесмена: он должен успеть его вовремя продать, Но жадность коммерсанта оказывается обычно выше этих его сил.

Но я здесь хочу сказать больше о другом. О человеческих ценностях, которые, будучи в бытности коммерсанта, обычно похожи на те, о которых вы пишите, искажая смысл написанного автором. Понимаете, бывший бизнесмен - это и есть признак успешного бизнесмена! А главное, признак успешного ЧЕЛОВЕКА. Такой человек начинает жить наконец-то полной жизнью. У него, конечно, остаётся его ремесло в терминах статьи, что выше (если он конечно не забывал оттачивать человеческие компетенции, а не продолжал быть "гончей за рублем"), стремясь стать успешным бизнесменом.

Конечно же, деньги - это средство, а не цель, но ведь смысл поста нужно считывать, а не читать буквы, искажая смыслы автора. Я давно заметил этих людей. Они всегда похожи на персонажа из Маугли, который ходил за Шерханом. Очень многим людям с воинственностью и не способностью вести диалог, всегда кажется, что их правда это не просто святая правда, а то, что их оппонент всегда глупец или вообще чмо. Такое существо легко может сказать в глаза типа "статья автора - это статья неудачника". Они не имеют в сердце искры уважения к оппоненту, присущей только воинам, а не успешным бизнесменам. Они не имеют доброты сердца присущей просто стоящим людям, а не просто успешным бизнесменам. Они не умеют слушать, а вторят Шерхану: "А мы уйдём на север", злобно поскаливая на других. Ну, вот скажите, вы, "успешный бизнесмен", - менеджер по закупкам (этим вы кажется занимаетесь), откуда вам знать, что такое успешный бизнесмен? Вы сами его имели, или по книжкам его определили?

Я хочу Вам персонально сказать (может Вам когда-то это пригодится). Вы не умеете уважать других, а с этим качеством ЧЕЛОВЕК навсегда останется клерком, в какой бы организационно-правовой форме это не было бы выражено. Даже, если он будет значится в статусе учредителя какого-нибудь ООО. Пишу это всем, кто здесь общается. Уважение к оппоненту - вот что является прежде всего признаком стоящего человека. А успех в бизнесе - это всё не важно. Это тленно. Не тленно лишь само качество духа человека. Помните об этом. Проявляйте уважение друг к другу. Это кстати, не так легко сделать, особенно когда у вас иная точка зрения. Но, ведь жизнь прекрасна именно в иных точках зрения! Иные точки зоения делают жизнь стоящей, не скучной, развивающей. Только, вот не утонуть бы в пучине злобы и не уважения. Остаться на поверхности разума, доброты и своей, оригинальной точки зрения.
0
+4
Ответить
Константин К. Сергей Лысов
08 августа в 09:11
Сергей, а когда вы, написав эту, как вы выразились "крамолу" о бизнесе, ремесленниках и предпринимателях (ещё коммерсантах сейчас добавили), определяете бизнесменов как стаю волков, наркоманов, которыми движет лишь алчность, страх и жажда наживы, и всегда готовых прогнуться под власть, так как им есть что терять, о каком уважении вы сейчас говорите!!!???
Так, на досуге, для вашего развития, ответьте себе хотя бы на несколько вопросов: кто создаёт рабочие места, кто платит зарплату персоналу, кто даёт возможность людям самореализоваться, кто платит налоги государству, кто не даёт экономике страны шанс не сгинуть в небытии?
0
+1
Ответить
Сергей Лысов Константин К.
10 августа в 20:10
Константин, Вы не уважение и иная точка зрения - понятия, не совпадают по своему объёму. Рабам тоже дают на хлеб. Так что это не серьезный довод. Экономике шанс никто не лает, ибо экономика - это отображение реальности этого мира, а не следствие хорошей или плохой деятельности людей. И ещё. В волках нет ничего плохого. Это ведь образ. Но если вы обижаетесь на образы - предупреждайте население этого ресурса.
0
+1
Ответить
Сергей, спасибо за статью и за рассуждения об уважении.
0
0
Ответить
Мария, И Вам спасибо, что читаете!
0
0
Ответить
Сергей, если бы еще и собственники и руководители высших рангов читали....))
0
0
Ответить
Сергей Лысов
08 августа в 11:29
Указать на факт - это и есть уважение. Или заискивани и ложь по-вашему уважение? И кроме того, не все бизнесмены "волки"... но это если они себя осознают таковыми. А если нет? Тогда молчание об этом я полагаю будет. неуважением. И ещё... Это моя точка зрения. Я ведь никого не назвал "волком".
0
0
Ответить
Валерий Ростовский
12 августа в 01:09
Автор, с Вашим мышлением быть вам ремеслинником средней пробы, жить в деревне, собирать грибы и радоваться жизни.
Бизнес - двигатель прогресса. Большие деньги зарабатываются прежде всего на инновациях и качественных продуктах.
0
0
Ответить
Валерий, что плохого в собрании грибов? Что плохого в людях, которые живут в деревнях? К вашему сведению, инновации это вложение средств, не путайте с инновационным товаром, продуктом произведенным с использованием инновационных технологий и пр. Валерий, вы знакомы с пирамидой Маслоу? Как вы думаете, прочитав ваш комментарий, к какому уровню вас можно отнести, а к какому вы сами себя относите?
0
0
Ответить
Валерий, спасибо!
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь