Тема цифровой экономики и цифровых технологий является одной из наиболее обсуждаемых в последнее время, а словосочетания «цифровые технологии» или «цифровая экономика» все чаще используются в средствах массовой информации как в России, так и за рубежом.
Цифровые технологии оказывают влияние на все виды искусств, а также являются основой новых видов и направлений художественной деятельности, активно развиваются новые цифровые искусства. На данном этапе, например, интенсивно формируется направление интерактивных музеев, появляются голографические изображения, имитирующие произведения искусства, развивается трехмерная анимация, цифровая музыка («drum‘n‘bass», «хаос», «easy», «techno» и др.), сетевое искусство, нет-арт, браузер-арт, нано-арт, био-арт, дигитограф, веб-дизайн и VJ-инг (виджеинг), код-арт и др. Уже существуют цифровые компьютерные графика, скульптура и живопись.
Цифровые компьютерные технологии трансформировали саму структуру изобразительного искусства, лишая его произведения объективации в материале, но сохраняя основные модусы визуализации и характер художественной коммуникации. Новые технологии дают искусству как новые возможности, так и новые сложности. Интересной особенностью цифрового произведения является оригинальность всех его программных файловых копий, в отличие от традиционного, когда каждое произведение уникально. Традиционное искусство все больше музеефицируется и теряет связь с современной культурой.
Прежде та или иная технология выступала средством в творчестве художника, ее роль была посреднической между замыслом художника и его воплощением. Теперь же порой технология поднимается до уровня сотворчества, а то и до соавторства, искусство все больше становится искусственным. Посредством цифровых технологий осуществляется автоматизация творческого процесса. Художественный рендеринг позволяет имитировать приемы и техники различных художественных форм и направлений и даже индивидуальную манеру конкретного художника. Алгоритмизации и программной реализации сегодня подвергается не только технический процесс, но и эстетические компоненты творческого процесса, и даже само художественное мышление.
Современное искусство, уподобляясь науке, все больше приобретает экспериментальный характер. Изобретаются и апробируются все новые технологизированные художественные языки, исследуется их влияние на реципиента, при создании перфомансов, энвайроментов, инсталляций учитываются разнообразные нюансы психологии зрительского восприятия. Произведения искусственного интеллекта рождаются не в порыве вдохновения и сильных эмоций, а в результате работы алгоритмов и строгой математической последовательности.
Искусственный интеллект является мощным средством обработки данных и может находить решения сложных задач быстрее, чем традиционные алгоритмы, написанные программистами. Можно утверждать, что в ближайшее десятилетие степень его вовлеченности в творческие процессы будет только возрастать. В целом тенденция такова, что формируется новый тип творца — художника-программиста с новым типом алгоритмизированного художественного мышления.
Одной из ведущих проблем, находящих отражение в современном искусстве, остается проблема информационно-техногенного антроподефицита, соотношение искусственного и естественного. Само художественное сознание также рефлексирует над своим актуальным и потенциальным состоянием, эволюционирует само художественное мышление. Такие существенные трансформации в мире современного искусства приводят к переосмыслению основных понятий и категорий традиционной эстетики, а также к разработке нового типа алгоритмизированной эстетики.
Можно заключить, цифровые технологии повлияли на формирование таких новых черт искусства, как: интерактивность (в том числе во взаимодействии творца и зрителя, его участия в самом творческом процессе), элитарность цифрового медиа искусства (в зависимости от доступности технологий), создание новых художественных средств выразительности, жанров и форм, мультикультурность, диалогичность, прогнозируемость результата творчества, редактируемость, отказ от объективации произведения в материале, коммуникационный характер искусства, оригинальная множественность произведений, автоматизация творческого процесса.
Необходимо отметить, что, помимо прочего, при использовании цифровых технологий присутствуют и так называемые «факторы страха», проявляемые при их внедрении в сфере культуры и искусства:
- низкая цифровая грамотность сотрудников организаций;
- отсутствие достаточного бюджета;
- сложившееся нейтральное или негативное отношение к изменениям, связанным с цифровыми технологиями.
Именно поэтому подготовка квалифицированных специалистов в сфере культуры, искусства и креативных индустрий, обладающих продвинутыми цифровыми навыками, имеет большое значение для современного общества. Научно-исследовательским институтом социальных систем при МГУ им. М.В. Ломоносова разработан междисциплинарный учебно-образовательный курс «Лови будущее!», ориентированный на содействие росту количественных и качественных показателей национальной экономики посредством получения специалистами сферы креативных индустрий компетенций в области цифровых технологий и компьютерных наук.
Мероприятия по реализации проекта осуществляются за счет средств грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив.