Время от времени каждый из нас попадает в ситуацию, исход которой трудно прогнозировать. Не всегда поступки окружающих, равно как и наши собственные, поддаются рациональному объяснению. Порой нам трудно ответить на вопрос: почему одни люди оставляют нас равнодушными, а другие с первой встречи вызывают антипатию или, наоборот, симпатию и живой интерес? Возникает ощущение, что сама ситуация развивается по определённому сценарию и выбирает среди нас нужных участников, которые играют предписанные им роли. Психологи утверждают, что ощущение нас не обманывает.
- Да её Эльвира отчитала, грозила премии лишить.
- Это из-за отчёта? Она же не виновата. Валентина опять напутала с учётом, а Марина попала под раздачу.
- Ты, Витя, Эльвиру знаешь, она долго разбираться не будет. Виноват – получи.
- Надо пойти и всё объяснить!
- Не надо. Не поможет. Эльвира Валентину в прошлом квартале наказала за прогул. Теперь Маринина очередь. Будешь высовываться, станешь следующим. Вспомни, из-за чего Николай ушёл.
- Не ушёл, а «ушли». Эльвира не простила ему выступления на совещании – «вынес сор из избы». Но Маринку жалко. Ни за что пострадала.
- Вот и помоги ей! Только не лезь на рожон, я тебя прошу…
Этот ключ называется архетип. Термин «архетип» предложен для обозначения универсальных мифологических или сказочных сюжетов, которые проявляются в поведении людей. Оказывается, в наших жизненных ситуациях отражаются сюжеты, известные из древних мифов и сказок. Мы ломаем голову над тем, как поступить в том или ином случае, остро переживаем случившееся и в то же время неосознанно повторяем перипетии языческих богов и сказочных героев. Нам кажется, что ситуация развивается спонтанно и непредсказуемо, а выходит, что можно заранее предугадать и поступки её участников, и то, чем дело кончится. Так может, упростить задачу и сразу посмотреть готовый ответ? Не зря же говорится: сказка – ложь, да в ней намёк…
Всего известно около 30 архетипов. Каждому из них можно сопоставить определенный стиль поведения человека, тип эмоционального переживания и прогноз развития событий. Власть архетипа такова, что человек, проявляясь в своём прирождённом амплуа, неизбежно вовлекает в игру весь ролевой состав, предусмотренный мифологическим сценарием. Например, наша ситуация хорошо «укладывается» в известный сказочный сюжет: благородный рыцарь спасает принцессу от гибели в когтях дракона. Особенно характерна для нашего менталитета вариация этой темы в русской сказке. Иван-царевич (Спаситель) освобождает Царевну (Жертва), побеждая Змея Горыныча (Дракон). Этому подвигу предшествуют неудачные сражения, в которых погибает старший брат Ивана-царевича (Неудачник). Ивану-царевичу сопутствует удача, потому что ему помогает Серый волк (Помощник).
Посмотрим с этой точки зрения на нашу ситуацию. Начальница Эльвира (Дракон) наказывает Марину (Принцессу). Виктор (Иван-царевич) готов сразиться с Драконом, чтобы спасти Принцессу. Владимир (Помощник) пытается предотвратить необдуманный поступок, напоминая об участи Николая (Неудачник).
Скоро сказка сказывается…
Эльвира остро реагирует на людей, угрожающих устоям. Её архетипный сюжет – борьба с нарушителями порядка: бестолковыми и недисциплинированными «Принцессами» и непрошенными «Борцами за справедливость».
Владимиром движет симпатия к таким бескорыстным героям, как Виктор. Он испытывает потребность предостерегать от излишне прямолинейных «героических» действий.
Долг Владимира – помочь Виктору избежать печальной участи Николая.