Отправить статью

Как перейти на легальную оплату труда?

Бизнес-тренер, бизнес-консультант, автор книг
В статье дана простая модель расчёта для принятия решения о целесообразности перехода компании на полностью «белую» оплату труда. «Обеление» ФОТ — скорее психологический, чем экономический вопрос. Оценим затраты и выигрыши. Примите правильное управленческое решение на основе простого расчёта!

История вопроса

Почему до сих пор многие компании платят работникам часть ЗП официально, а часть в конвертах?

Так повелось с 90-х, когда всё платили в конвертах. Работник продолжает числиться в госучреждении, где вообще не платят. Там лежит трудовая книжка. А сам где-то в каком-то ООО, где нет его следов (это зачтётся при начислении пенсии!!!), а денежки — в конверте.

В 2000-х всё постепенно изменилось. ООО начали оформлять людей на работу официально. И официально же платить им 20-30% от реального дохода. Остальное — в конверте.

Сейчас картина радикально иная. По моим оценкам, примерно 30% работодателей (я имею в виду только частный бизнес) перешли на полностью «белую» оплату труда. НО! Это — в основном крупные компании, находящиеся под неусыпным оком Государства. Им иначе нельзя.

А из мелких — средних, на которые, судя по речам Власть Предержащих, сейчас главная надежда, — по-разному. Кто как.

На самом деле «обеление» ФОТ — больше психологический, чем экономический вопрос. Владелец небольшого предприятия рассуждает так: зачем платить лишние налоги? Особенно сейчас, в кризис, когда люди боятся потерять работу. Но мало кто взялся соединить политику (отношение с государством и связанные с этим риски) с экономикой. То есть, определить цену вопроса и выигрыши.

Иными словами: Что мы покупаем за обеление ФОТ, и сколько мы за это заплатим?

Экономика: цена вопроса

Я буду показывать широкими мазками, без деталей. Но в целом ошибусь максимум на 5-7%.

Если модель вам покажется неверной, пригласите своего Главбуха, пусть он(а) пересчитает. Но готовьтесь, что получите оценки до копейки, например, 128 523 руб. 18 коп. Так у них, бухгалтеров, мозги устроены. Я же не оперирую суммами меньше 1 000 руб. Не интересно.

Дано: коммерческая фирма (покупает-продаёт). Средняя ЗП — 50 тыс. руб. Штатная численность — 20 человек.

ФОТ: 50 000 * 20 = 1 000 000 руб. в месяц.

Платим: 50% официально на карточку, столько же — в конверте.

Итого, наш официальный ФОТ 500 000 руб. в месяц.

С него платим налоги:

ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФФОМС — 5,1%, травматизм — 0,2%. Там есть нюансы, но мы их учитывать не станем.

ИТОГО: примерно 30% ФОТ. То есть, 500 000 руб. * 30% = 150 тыс. руб.

Это мы обязаны заплатить, чтобы создать видимость легальности.
150 тыс. — для вас много или мало? Ведь при такой схеме именно эту сумму вы экономите на остальной, «серой части».

Так, да не совсем. Чтобы заплатить деньги в конвертах, их надо обналичить. Не всегда по законным схемам. Обналичка сейчас стоит около 7%.

Получаем: 500 000 руб. * 7% = 35 000 руб. 150 000 руб. — 35 000 руб. = 115 000 руб.

ИТОГО, цена вопроса (в нашей модели): около 115 тыс. руб. Это вы заплатите каждый месяц за «обеление».

Что имеем?


Иными словами, на круг за «обеление» вы заплатите около 10% ФОТ. НДФЛ не рассматриваем, — это дело ваших работников.

А что мы покупаем за эти деньги?
  • Безопасность и предотвращение рисков. Я не буду в деталях рассказывать, под какими статьями Действующего Законодательства вы ходите и что вам за это светит.
  • Сокращение транзакционных издержек. Все «серые» схемы — это двойной — тройной перерасчёт, кривое отражение в бухгалтерской и финансовой отчётности. Всякие юр. лица с разной степенью чистоты, и соответственно, — рисков. Наконец, сама процедура получения налички, распаковки по конвертам и выдачи сотрудникам. При полностью «белых» схемах всё это не нужно. Можете сократить одного бухгалтера.
  • Имидж фирмы для рынка труда. При прочих равных соискатель всегда предпочтёт работодателя с «белой» зарплатой.
  • Имидж фирмы для работников. Объявление персоналу, что компания «обеляется» — это знак, что работодатель устойчив, уверен в себе, и уважает как законы своей страны, так и своих работников.
Оцените, стоит ли всё это 10% ФОТ?

Руководство для решения


Всё сказанное выше — это расчёты. Решать вам, как Владельцу или Генеральному.

Только одно соображение. Если вас не убедила оценка результата и затрат, сделайте по схеме Отца научного менеджмента Фредерика Тейлора.
Найдите 2-3 работников, которые неизвестно за что получают деньги. Они у вас точно есть (у всех есть!). Увольте. А на их место наймите 1-го, реально приносящего пользу. Вот и сэкономите свои 10% ФОТ. Так что «обеление» обойдётся вам даром.

Успеха!

P.S. Если не верите мне, обратитесь к своим Главбуху и HR, если они толковые. Пусть оценят.

А если они бестолковые — см. предыдущий раздел. На них и сэкономите!
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
22 комментария
почему в расчете отсутствует НДФЛ (13%)?... или сохранение текущего уровня зарплат работников считается неактуальным, т.к. им платят слишком много?
0
0
Ответить
...кроме этого, если учесть возмещение НДС при обналичке... то статья ни о чем, т.к. расчет неверен.
0
0
Ответить
Андрей Ишков
06 июля в 10:54
В статье говорится о том, что на обналичивание Вы тратите примерно столько же, сколько и на взносы, связанные с выплатой белой заработной платы. Автор утверждает, что вывод средств с расчетных счетов стоит 8%. Это при использовании "не совсем, мягко выражаясь, законных схем". Но это ложь. При 8% издержках обналичивают средства как раз по белым и абсолютно законным схемам. А при использовании серых схем можно вывести деньги под 4, 5-5, 5% (это и есть средний показатель на рынке серых наличных). Если напрячься, то можно обналичить деньги и под 3%.

К тому же, в статье не рассмотрен вариант предприятия, работающего на ЕНВД и имеющего в обороте достаточное количество наличных средств. В этом случае отказываться от серой заработной платы совершенно не рационально с экономической точки зрения (потому что её выплата не связана с расходами на обналичивание).

Я считаю, что сотрудники должны принимать участие в решении вопроса о цвете заработной платы. Те, кто свято верит в пенсионную систему нашего государства, может получать белую зарплату. Остальные - серую, но большую по размеру.
0
+2
Ответить
Светлана Савина
06 июля в 11:16
Очень насмешил расчет автора - цифра 138000 - названа ценой "белой" ЗП. с арифметикой совсем плохо- это я не про округления и копейки, а про логику расчета
0
+1
Ответить
А по мне эта статья заказная, от правительства, поэтому больше реагируйте на эту провокацию
0
0
Ответить
Владимир, ДА! ВЫ ПРАВЫ, КАК ВСЕГДА!
МНЕ ЛИЧНО ПОЗВОНИЛА НАБИУЛЛИНА И ЗАКАЗАЛА СТАТЬЮ!
0
0
Ответить
Оксана Майорова
06 июля в 12:39
Автор обналичивает 150 тыс - это взносы в фонды.
Но обналичивать-то нужно вторую часть зарплаты - 500 тыс.
-1
+1
Ответить
Оксана, Вы неверно прочли расчет: 150 - это сумма экономии от страховых взносов, которые не платятся с 500 тр, плата за обналичку 500*7% =35тр, итого сумма экономии от выплаты 500тр неофициально = 150-35 = 115
0
0
Ответить
Елена Маханько
06 июля в 15:09
Любая серая схема - головная боль руководителя, в первую очередь. Персоналу же серая схема - лишний козырь в руки при любой конфликтной ситуации. Ну, а автор статьи, к сожалению, не все подсчитал. Хотя в принципе - прав.
0
+2
Ответить
Елена, я и не пытался всё точно подсчитать. Хотел показать, что цена вопроса достаточно мала по сравнению с преимуществами "обеления" ФОТ.
0
0
Ответить
Безусловно тема актуальна. А вот автор не отличается искренностью. То что расчет приведенный в статье что называется "притянут за уши" это видно даже бухгралтеру,
от которого автор предлагает избавиться. Но по существу что такое Белая зарплата?
Белая зарплата - это достойный уровень пенсии и социальные гарантии государства.
Для большинства средних и мелких компаний, выдающих часть зарплаты в конверте -
это способ больше платить своим сотрудникам, а не экономить на налогах государству.
Статья полезна руководителям, бизнес которых имеет высокий уровень рентабельности и они выплачивают заработную плату сотрудникам, обеспечивающую их семьям достойный уровень жизни.И автору статьи - если Вы занимаетесь пропагандой, то не называйте себя бизнес тренером.
0
0
Ответить
Оксана Майорова
07 июля в 11:40

Друзья, у меня сложилось впечатление, что истинная тема нашей дискуссии - "При каких условиях я готов подчиняться Закону?".

Автор кладет на чаши весов деньги с одной стороны, и душевное спокойствие - с другой. Смахивает на компенсацию морального вреда. Меня обидели, вот пусть за это платят.

Любой, кто управляет бизнесом, знает, что 100% уплата всех возможных налогов -увы!- не обеспечит спокойствия. Потому как это вопрос не точности исчисления, а извращенности системы.

Поэтому дело не в Сумме-которая-уравновесит-мое-уважение-Закона, а в ответе на вопрос: "Согласен ли я лично уважать Закон, когда, вероятно, это делаю только я один во всей стране?"
И пресловутые 138 тысяч тут не помогут.






0
+2
Ответить
Оксана, ИМЕННО! Вы, похоже, единственная из читателей, понявшая смысл статьи.
Я ни за что не агитирую.
Просто предлагаю взвесить на одной руке деньги, на другой - массу сложных моральных и прочих факторов....
Спасибо!
0
0
Ответить
50% "серой ЗП" -это еще очень мало, реальная картина 75-90% и думаю, что обналичка куда дешевле обходится, чем в этих расчетах
0
0
Ответить
Светлана, главное - ЧТО вы за эти деньги покупаете. На мой взгляд, оно того стоит.
0
0
Ответить
Владимир Громов
23 июля в 19:43
Есть конечно в статьи спорные моменты, но в целом полезно, доступно и реально!
0
+1
Ответить
1. Не учтен НДФЛ, который платит работодатель.
2. Не учтены иные расходы на персонал, которые также относятся к затратной части: например, обучение по охране труда, аттестация рабочих мест, покупка форменной одежды, предварительные и периодические медосмотры и пр.
3. Рассматривается слишком маленький масштаб организации. Средняя ЗП — 50 тыс. руб. Штатная численность — 20 человек. Официальный ФОТ - 500000 рублей. А если численность 200 человек, это уже 5 млн ФОТ, и тогда налоговая нагрузка будет составлять более 1 млн рублей ежемесячно.

Каждый работодатель решает сам, обоснованы ли подобные затраты, но, на мой взгляд, данная статья недостаточно сильна именно с экономической точки зрения. Также присутствует категоричность: уволить недостойных. А каждый ли работодатель способен объективно оценить достойных и недостойных? Все гораздо сложнее, и "широкие мазки" в подобных вопросах могут скорее навредить, чем помочь.
0
+1
Ответить
Наталья, я не собирался писать трактат по экономике труда. Прочийте, пожалуйста, заголовок статьи.
НДФЛ обычно платит не работодатель, а работник, для которого работодатель выступает налоговым агентом.
Если работодатель не способен объективно оценить достоинства работников, то ему стоит поменять HR, т.к. оценка персонала - достаточно простая процедура.
Удачи!
0
0
Ответить
Александр, заголовок "Как перейти на легальную оплату труда?" подразумевает конкретный инструментарий для этого.
НДФЛ обычно закладывают в налоговую нагрузку или прибавляют к ФОТ. Если этого не сделать, расчеты будут не верны. Приведу пример. Вы берете на работу сотрудника и озвучиваете ему уровень заработной платы 50 000 рублей net. Как Вы поступите с НДФЛ? Заплатите работнику 43 500? Это обман. Заставите его самостоятельно оплатить НДФЛ? Это несерьезно. Заплатите ему 50 000 и дополнительно сверху насчитаете 13%? Тогда это затратная часть работодателя, как ни крути.
Оценка персонала - простая процедура для профессионального HR-специалиста. Вы же предлагаете найти сотрудников, которые неизвестно за что получают деньги. Уже одно предположение, что в организации есть сотрудники, которые неизвестно за что получают деньги, как минимум характеризует руководство этой организации, скажем, не вполне компетентными.
0
0
Ответить
Наталья, давайте ещё пободаемся про 12% НДФЛ.

Вы, похоже, так и не поняли, о чём статья.

Хотя один читатель обвинил меня в "заказности" (хи-хи!), я абсолютно по собственной инициативе заявляю простую тему: ПОРА ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ!

Не согласны, - ладно, пусть ваши уволенные работники имеют, что на вас донести Компетентным Органам, а вы будете продолжать таскать в портфелях нелегальную обналичку и раскладывать по конвертам.

Согласны - скажите, Крымов, ты ошибся в расчётах. Та самом деле так-то и так-то.
Предложите свой вариант. Я (надеюсь и другие) будут вам признательны.
А критиковать - я тоже мастер, мало не покажецца :)))
0
0
Ответить
Александр, тема хорошая и правильная, я не критикую, а хочу разобраться с НДФЛ. Его надо тоже учесть при расчетах, я думаю.
0
0
Ответить
Наталья, компании либо берут на себя оплату НДФЛ (говорят: вот тебе 100 тыс. а руки и доплачивают от себя), либо говорят: у тебя оклад 100 тыс. со всеми вытекающими (т.е., будешь получать 100 тыс. - НДФЛ). Сейчас в кризис обычно легко соглашаются на 2-й вариант, поскольку он обоюдно выгоден. Компания демонстрирует свою "белость - пушистость - надёжность", а человеку есть чего показать в банке при получении кредита и в посольстве при получении Шенгена.

У нас, если честно, 1-й вариант, т.е. платили НДФЛ за людей.

Но опять-же вопрос: ЧТО МЫ ЗА ЭТО ПОКУПАЕМ????
На прошлой неделе 3 хороших кандидата отказались от предложения, узнав про "сложную" систему оплаты :(((

А критиковать - пожалуйста, я с удовольствием, только - по делу.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь