Отправить статью

Зачем менеджеру творить благо? Мотивация: себе - людям - И / ИЛИ?

Коуч, бизнес-тренер, консультант по управлению репутацией

Часто ли вы задумываетесь на вопросами: ЗАЧЕМ? КУДА? КАК?.

Известный философ и психолог Виктор Франкл считал, что «смысл — это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». Следовательно, смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив. И когда происходит совпадение цели и мотива (предмета потребности), то человек выходит из тупика и начинает действовать.

И главная проблема здесь, выражаясь научным языком, — депривация мотива, а если проще, то это когда цели наши поставлены неверно, нет согласия с миром и с собой. Показательно, что чем выше уровень развития психики человека, тем более высокий уровень его потребностей жаждет своего удовлетворения. И тогда эгоистические мотивы, и мотивы удовольствий и развлечений не являются существенными для полноценной связи с миром.

Гедонистическая личность, направляя свои интересы на себя, постепенно подпиливает сук древа жизни, на котором она расположилась. И если на первом этапе он засыхает и прекращает рост, то потом обламывается. И происходит тот самый ОБЛОМ! Глобальный! Кризисный!

Потеря смысла приводит зачастую к различным биохимическим и адреналиновым зависимостям — алкоголизм, наркомания, азартные игры и пр. По Франклу «…гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника — фрустрации другого, более фундаментального мотива».

Значит, цель должна быть значимой не только для нас, но и для других?

Спросите себя: «Если я начну все заново, не станет ли кому-то хуже со мной, не причиню ли я ему зла»? И если ваши помыслы... долго не мог подобрать «правильное» слово, и, наконец, нашел… безвредны (как минимум!) — действуйте!

Итак, для начала раздвинем временные границы возможности начать новую жизнь для достижения счастья, внутренней гармонии и согласия с миром, - это 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 лет. С чего начинается новая жизнь? С ощущения нужности самому себе, другим в другом качестве, в другой роли. И пока это не придет, человек будет находиться в кризисе, а кто-то из него не выйдет никогда.

И если Акелла промахнулся, значит ли это, что его нужно списать из актива стаи и у него нет шансов начать новую жизнь? В социуме, живущем по волчьим законам, пожалуй, да, но в формате адекватного человеческого сообщества он может реализоваться как блестящий тренер, публицист… Да, мало ли какое интересное занятие можно себе найти, если озадачиться этим и не застревать в кризисе, не заниматься мазохистским смакованием прошлых неудач.

Теперь о значимости жизненных целей. Утверждаю, что человек в силу врожденной социальности, будь он трижды интровертом и четырежды аутистом, все равно соизмеряет свои действия с социумом. И даже если в нем закладывается установка на разрушение (мортидо, по Фрейду), а не на созидание, размножение, расширение в этом мире (либидо), то это происходит от бесперспективности, безнадежности, отчужденности, никчемности самоидентификации в сравнении (осознанном или бессознательном) себя с другими. И если ваш выбор - не саморазрушение, а самореализация, значит, вы в хорошем смысле, ОБРЕЧЕНЫ на то, чтобы творить добро, благо, созидать.

Вы думаете легко делать добрые дела? Как бы не так!

Не каждому современному мужчине в этой жизни довелось посадить дерево, построить дом и вырастить сына (у меня - две прекрасные дочери). Но у каждого (и у мужчин и у женщин) есть возможность бескорыстно помочь ближнему своему. И не важно, как это называется: меценатство, спонсорство, волонтерство, благотворительность. Главное – актуализированная потребность получить удовольствие, поддержав другого.

Что движет обычно людьми, творящими благо?

Мотивы разные: с одной стороны меркантильность – получение льгот, отмыв средств, реклама себя или своей продукции, с другой - эта потребность основывается на религиозных, национально-патриотических, культурно-эстетических ценностях. Какие преобладают? Не знаю, надеюсь, мотивы второй группы. К этой же группе можно отнести и тех, кто «с жиру бесится» или «грехи откупает», и кому «деньги девать некуда», так как на глубинном уровне это точно не прагматизм или корысть (ну, если и корысть, то духовная, например, получить за добрые дела возможность «вечного блаженства»).

Соответственно, благотворительность может быть расчетом или порывом души. Как вы думаете, что лучше, если посмотреть с точки зрения целевой аудитории благотворителей? Лично я считаю, что тот самый порыв души может стать толчком, причиной, но творить благо нужно еще и технологично, а это значит - тот самый расчет.

Возьмем, к примеру, наш случай.

Мы с единомышленниками создали фонд социальной поддержки «Достойное будущее». Вернее, не создали, а возродили давний проект - Центр социальных программ «Преодоление», который начал работать еще в начале1990-х годов и занимался социальной реабилитацией инвалидов и пенсионеров. Но, увы, центр не смог пережить кризис, и поскольку мы не подпитывались бюджетными вливаниями и средствами спонсоров, было принято решение приостановить его деятельность.

И вот теперь этот проект возрожден.

Мы решили, что помимо возобновления работы с инвалидами, сконцентрируем деятельность фонда на поддержке стариков. Как ни печально, эта категория обделена вниманием, и большинство фондов так или иначе занимаются помощью детям, и это правильно, - нужно заботиться о своем будущем. Но так же важно заботиться и о своем прошлом.

Поскольку участники нашей инициативной группы имели успешный бизнес опыт и достаточно высокий уровень дохода, мы решили пока обойтись без наемных сотрудников, фондов-посредников, и все делать самим, на свои средства, привлекая исключительно единомышленников волонтеров на безвозмездной основе.

Одним из серьезных начинаний фонда было проведение волонтерской акции «Мешок Деда Мороза». Перед Новым годом через социальные сети мы обратились ко всем желающим собрать подарки для одиноких старичков, проживающих в домах престарелых. И к нашему радостному удивлению на наш призыв откликнулись сотни неравнодушных людей самых разных социальных и возрастных групп. Приезжали красивые молодые и далеко не молодые люди на метро и дорогих машинах. Один милый, импозантный старичок еле довез загруженную под завязку памперсами сумку на скрипучих колесиках, приезжали целыми семьями, подписывали открытки, бережно укладывали в подарочные пакеты детские рисунки. За два дня нам удалось собрать огромное количество подарков, которые в течение месяца, опять же с помощью наших новых партнеров, появившихся во время акции, мы комплектовали и развозили по домам престарелых. Еще одной приятной неожиданностью для нас оказалось предложение от профессионалов о фото и видеосъемке нашей акции, которые совершенно бесплатно помогали нам в течение месяца фиксировать самые трогательные моменты поездок – слезы радости и грусти, улыбки, признания, цепляющие за живое.

Подарки, которые, несмотря на мороз, предновогоднюю суету люди все же принесли к нашему фургончику, получили более тысячи проживающих в домах престарелых и в хосписе.

К сожалению, при всем огромном позитиве, на котором проходила акция, были ложки дегтя. Администрация ряда домов престарелых была настроена крайне скептично к приезду волонтеров, а когда речь заходила о том, что собранные подарки будут вручаться проживающим лично в руки, мы получали категорический отказ. Как обмолвилась одна из директоров дома ветеранов: «Мы лучше знаем кому, какие подарки нужны». В итоге наша поездка стала своеобразным тестом: нас пускали туда, где о стариках заботятся, там же, где начальство заботилось о себе, нас боялись и не ждали.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что подарить старичкам конфетки, белье и сувениры – это, пожалуй, распространенный ритуальный штамп для выполнения своего долга перед ними. И практически все, с кем мы общались, говорили, что очень важно, чтобы это было не раз в году, а намного чаще, - дедушки и бабушки со слезами на глазах признавались нам, что им очень важно пообщаться с человеком, обнять его, почувствовать его тепло.

Что касается оснащения домов престарелых, то здесь тоже немало проблем. Для многих домов престарелых очень актуально отремонтировать водопровод, стены, поставить воздухоочистители, купить бытовую технику и так далее. А это уже более серьезно, это уже долговременный процесс сотрудничества, это уже – технология.

По итогам этой акции мы создали базу потребностей домов престарелых и решили создать при фонде Службу душевной поддержки и регулярно брать с собой в поездки по домам престарелых волонтеров, готовых просто поговорить со старичками, выслушать их. Ну и для полноты картины добавлю, что у нас есть еще одна программа «Преодоление»: мы отбираем талантливых художников с ОВЗ и пытаемся помочь им найти своих ценителей, но это уже другая история…

Существует расхожее критическое мнение, что благотворительность должна быть незаметной. Скромной. На это отвечу, что часто именно привлечение внимания к акции помогает системно делать действительно важные и благородные дела, в том числе, используя в качестве рекламы селебритиз. Да и нынешний тренд – сделать благотворительность модной, чтобы добрые дела стали неотъемлемым атрибутом образа жизни людей обеспеченных.

Поэтому если у кого-то появилось желание обвинить автора в саморекламе, - воля ваша… А я пока продолжу… У меня нередко интересуются, почему я лично этим занимаюсь, отвечу: есть два мотива. Первый – поиск своеобразного «философского» или, скорее, «счастливого камня». Я ищу рецепт счастливого долголетия. Ведь совсем не обязательно достойное будущее и счастливая старость - это синоним богатства и социального успеха, - знаю я многих богачей, которые несчастны, считают себя рабами своих денег. И, наоборот, есть люди счастливые, которые считают, что прожили достойную жизнь, но при этом они имели максимум личной свободы. И мне на сессиях часто удается перепрограммировать в человеке, считающем, что он стареет, установку дряхления, дожития на омолаживание и обновление.

Второй мой мотив – потребность в самоуважении и желание поделиться своим алгоритмом выхода из безнадежности к ощущению нужности. В армии (а я служил рядовым в опербате) получил серьезные травмы и был комиссован. И, слава Богу, удалось реабилитироваться и даже впоследствии заниматься спортом. Но ощущение беспомощности и невостребованности я хорошо прочувствовал. Я ощутил смысл затертого выражения «социальная ответственность», когда увидел потухшие глаза стариков, когда, давно случайно попав в дом престарелых, обнимал их, пытаясь поделиться с ними своей энергетикой.

В моем понимании благотворительность это ПОИСК. Поиск зоны внутреннего комфорта, БЛАГА при общении с окружающим миром.

…Когда дедушка, привезший памперсы, попрощался с нами, я глядел ему вслед и пытался понять, зачем он это сделал, ведь явно живет на одну пенсию, и, тем не менее, купил дорогущие памперсы. А еще я отметил его смущение и притягательное достоинство, ему важно было прийти сюда, помочь, как он сказал «коллегам». Счастлив ли он? Да, я уверен, несмотря на…

Вручая подарки в домах престарелых, я вглядывался в морщинистые лица и искал среди них тех, кто ощущает себя счастливым. Таких было мало. Мало до момента, когда мы начинали с ними общаться. А потом случалась метаморфоза, - у большинства старичков глаза начинали блестеть, появлялись улыбки и даже спины не казались такими согбенными!

Знаете, какие слова трогали наших старичков сильнее всего, наполняли их энергией и счастьем?

«Вы нам нужны!»

Не в этом ли главный секрет счастливой старости (и не только старости)? Секрет простой и давно известный, но каждому доводится открыть его по-своему и в свое время… или не открыть вовсе.

Возможно, я не являюсь крутым благотворителем, миссионером, но то, что в моих жизненных приоритетах появился еще один смысл, - радует и дает особую, возвышенную энергетику. И я уверен, что это ощущение сохранится (и даже усилится!) и через …надцать лет, когда я вступлю в пору преклонного возраста.

А как с этим у вас?

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
0 комментариев
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь