Отправить статью или инфоповод

Действовать в одиночку невозможно: интервью с Алексеем Комаровым, экспертом по UX/UI-дизайну

Действовать в одиночку невозможно: интервью с Алексеем Комаровым, экспертом по UX/UI-дизайну
Фото: Алексей Комаров

Алексей Комаров — эксперт по UX/UI-дизайну, специализирующийся на высоконагруженных интерфейсах. Работал над проектами для крупнейших финансовых, авиационных и нефтегазовых компаний. Руководитель направления «Дизайн» в высшей школе «Среда обучения», член экзаменационной комиссии в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В интервью «Деловому миру» Алексей рассказал о своей карьере и навыках, которые помогли ему не только вести крупные проекты, но и стать востребованным преподавателем.

— Алексей, вы всегда видели себя в профессии дизайнера?

— Нет, это пришло ко мне позже, когда я уже заканчивал обучение по специальности «Информатика и вычислительная техника» в МГТУ. В детстве я учился в художественной школе, но впоследствии погрузился в спорт и математику, учился в физико-математическом классе и в результате поступил в Бауманку. В университете был полугодовой курс по дизайну интерфейсов, и я понял, что мне интереснее работать над эстетикой и логикой самого интерфейса, нежели над тем, что «под капотом», и пошел учиться дизайну в ВШЭ.

— Помогает ли в работе IT-образование?

— Да, дизайнер интерфейсов работает в команде с разработчиками, и ему полезно понимать ограничения программного обеспечения и фреймворков, знать, как устроены базы данных. Интерфейс не существует в вакууме, за ним всегда есть информационная архитектура.

— Какой проект в вашей карьере был самым сложным?

— Это был проект для крупной нефтегазовой компании. Он был самым сложным и длительным одновременно, я посвятил ему больше года. Во-первых, работа в нефтегазовом секторе предполагает большой объем данных, которые нужно представить в понятном виде. Благодаря этому проекту я подтянул навыки создания инфографики. Во-вторых, поиск и добыча нефти представляют собой сложный многоступенчатый процесс, который нужно было упростить и перенести в удобный веб-интерфейс. При этом не забыв про огромный набор функций для гибкой настройки и оптимизации процессов без усложнения навигации.

— Расскажите о своем любимом проекте.

— Это была работа над мобильным приложением для менеджеров малого и среднего бизнеса Сбербанка. Я считаю, что будущее за мобильными интерфейсами. Даже сложные программы для решения профессиональных задач переходят на мобильные устройства. Кроме того, мне нравился этот проект из-за своего масштаба: он был рассчитан на всех менеджеров Сбера и касался, по сути, всех корпоративных клиентов банка в стране, а это несколько миллионов компаний. Я чувствовал, что на мне лежит большая ответственность. Мы с моей командой ездили по разным городам России, чтобы пообщаться с менеджерами, увидеть, как они работают и как это отражается на их показателях продаж.

Мне нужно было перенести рабочее место менеджера по продажам продуктов банка в приложение на планшете, оптимизировав процесс таким образом, чтобы специалист мог решать все ежедневные задачи в прямом смысле на ходу. Пользователи данного приложения делились на три группы. Первая — офис-менеджеры, которые встречают клиентов в офисах банка. Вторая — выездные менеджеры, которые сами приезжают к клиентам. Третья — руководители менеджеров, которые ежедневно контролируют работу подчиненных. Для каждой из этих групп нужен свой функционал: одним — интерактивная карта города для построения оптимального маршрута, другим — полная информация о клиенте со списком действующих продуктов и история коммуникации, руководителям — сводные отчеты о показателях подразделения за разные периоды. Кроме этого, задача сама по себе интересная: убрать с экрана все лишнее, чтобы ничего не мешало работе менеджера. Чтобы сделать это, нужно разобраться, как пользователь взаимодействует с интерфейсом, выявить поведенческие паттерны, понять, какая информация ему необходима в первую очередь, а что можно спрятать в подразделы. Кроме этого, у современных мобильных платформ есть свои ограничения, которые необходимо учитывать. Это и «минус», и «плюс» одновременно: когда нет ограничений, то полет фантазии слишком бурный и сложно сосредоточиться. А тут есть рамки, которые нужно изучить, понять, что можно и что нельзя делать на устройстве, и сконцентрироваться на действительно важных вещах для пользователя и бизнеса.

— Проводили полевое исследование?

— Да, чтобы лучше понять бизнес-процессы и составить общую методологию. У одних менеджеров показатели выше, у других — ниже, значит, нужно разобраться, по какому принципу взаимодействуют с клиентом те, у кого они высокие, и автоматизировать процесс продаж, максимально переложив взаимодействие с клиентом на мобильное приложение.

— Вы руководитель направления «Дизайн» в Высшей школе «Среда обучения», которая занимает первые строчки рейтингов российских вузов, готовящих дизайнеров. К тому же они пионеры онлайн-образования в нашей стране. Как началось ваше сотрудничество со школой?

— В «Среде обучения» я с марта 2020 года. Меня пригласил предыдущий лидер направления «Дизайн цифровых продуктов» — на тот момент это был арт-директор дизайн-агентства, которое входит в десятку лучших в России. Он написал мне, мы пообщались, и после встречи мне предложили занять позицию ведущего преподавателя и доверили два курса: базовый и продвинутый дизайн мобильных приложений. Курсы стартовали в апреле того же года и закончились в июле. Оба получили положительные отзывы студентов, и в августе 2020 мне предложили занять роль лидера направления «Дизайн цифровых продуктов» на факультете и руководить также обновлением других учебных программ. В октябре 2021 меня повысили: теперь я руковожу всем факультетом дизайна в «Среде обучения» и отвечаю за все учебные программы, связанные с дизайном, в том числе коммуникационным: иллюстрации, комиксы, визуальное искусство и так далее. Также в мои обязанности входит коммуникация с партнерами, лидерами индустрии, такими как Ozon, «Райффайзенбанк» и МТС. Вместе с ними мы разрабатываем новые учебные курсы и организуем тематические мероприятия.

— Это ваш первый преподавательский опыт?

— Нет. Я закончил МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2017 году и остался в хороших отношениях с родной кафедрой. В 2018 там открылся новый курс по мобильной разработке и меня пригласили прочитать несколько лекций в блоке про дизайн для мобильных устройств. Я провел четыре занятия, о которых положительно отозвались студенты, и университет предложил мне прочитать авторский курс по дизайну интерфейсов в следующем семестре. В том же месяце мне написала моя бывшая преподавательница из Школы дизайна НИУ ВШЭ, которую я окончил летом 2018 года. Во время учебы я показывал достойный результат и отлично выступал на защитах учебных проектов, поэтому меня запомнили как человека, который умеет хорошо преподносить сложный материал. Мне предложили стать преподавателем в «Нетологии», где тогда открывались новые направления, и продюсеры курса пришли в Школу дизайна НИУ ВШЭ для обмена опытом. Так, по рекомендации моих бывших учителей дизайна я сам стал преподавать на постоянной основе. С этого началась моя карьера в онлайн-образовании. В последующие годы я стал преподавателем в GeekBrains, Bang Bang Education и БВШД, куда меня также приглашали по рекомендациям.

— Вы также член экзаменационной комиссии в МГТУ, верно?

— Да, поскольку я хорошо зарекомендовал себя во время учебного процесса, администрация Бауманки предложила мне стать членом экзаменационной комиссии на защитах дипломных работ бакалавров и магистров.

— Вы преподаете во всех ведущих школах дизайна в России. Вы сами стремились в образование или это воля случая?

— Специально не стремился. В каком-то смысле пошел по наследственной стезе: мой дедушка был специалистом по электротехнике и деканом факультета в университете одной из союзных республик, и бабушка пророчила, что я пойду по его стопам.

— Много сил уходит на работу со студентами?

— В основном я преподаю взрослым, тем, кто решил сменить профессию или повысить квалификацию. Юные студенты тоже есть, но их не больше трети. Каждый приходит со своим жизненным опытом, так что и мне есть чему поучиться у них. Среди тех, кто решил сменить профессию и уйти в дизайн, были инженер турбинных установок, фельдшер скорой помощи, пожарник, ресторатор и подкастер. На продвинутые курсы приходят уже действующие дизайнеры: у меня были ученики из Hewlett-Packard и «Лаборатории Касперского». Количество студентов зависит от сезона: в начале года многие дают себе обещание начать новую жизнь, поэтому студентов становится больше, как и летом, потому что время отпусков и каникул многие посвящают саморазвитию.

— Вы также частый спикер на конференциях и митапах. Расскажите об этом.

— Я обычно выступаю на локальных митапах, так как не слишком люблю ездить в другие города, а крупные конференции не всегда проходят в Москве. Если же конференция проводится онлайн, то с удовольствием принимаю в ней участие. Целенаправленно не ищу мероприятия, обычно организаторы сами пишут мне в фейсбук или LinkedIn и приглашают выступить. Одной из последних конференций, на которой я выступил, была RAUX 2021 — международная практическая онлайн-конференция для UX/UI-специалистов и причастных к ним. Там я выступил с докладом на тему «Интерфейсы для планшетов» и на примере реальных кейсов показал, как правильно построить коммуникацию с пользователем, учитывая особенности устройства.

— Вы также приглашенный эксперт и судья на российских и международных дизайн-конкурсах?

— Да, здесь так же, как с конференциями: обычно меня находят по рекомендациям и приглашают принять участие. Был судьей на конкурсах компаний Ozon, «Райффайзенбанк» и МТС, участвовал в качестве эксперта в хакатонах правительства России и Роструда «Цифровой прорыв» и PandemicDataHack. В международные судьи я попал благодаря членству в Academy of Interactive & Visual Arts (AIVA) — это комьюнити экспертов в области дизайна со всего мира. В 2020 году я узнал про AIVA и прошел отбор, чтобы доказать свой профессиональный уровень, после чего меня приняли в члены организации. AIVA каждый год устраивает три дизайн-премии: Communicator, Davey и W3 Awards. Меня приглашают их судить как члена комьюнити. Также организую конкурсы для дизайнеров вместе со «Средой обучения» и разработчиков на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана.

— Как вам удается совмещать работу над масштабными проектам с преподаванием, выступлениями на конференциях, написанием статей и судейством в конкурсах?

— Любая деятельность — это механизм, если он настроен, то будет работать на тебя. Если ты хорошо выстраиваешь рабочие процессы и отношения, грамотно ставишь задачи, то работу легко контролировать и везде успевать. Вот и все, никакой магии.

— Специально что-то читали по теории менеджмента?

— Я читал несколько книг, но мой опыт показывает, что в любой деятельности свои правила, а в каждой компании — свои процессы, и подвести управление проектами под единый шаблон сложно и не всегда нужно. Я учусь на своих ошибках и запоминаю, что работает, а что нет, и переношу опыт в следующий проект, немного его модифицировав под ситуацию.

— Кем бы вы были, если не дизайнером?

— Таксистом. Вроде шутка, а вроде и нет. Я ушел из программистов, потому что понял, что люблю взаимодействовать с людьми больше, чем с техникой, в дизайне как раз нашел свое призвание. В этом такси чем-то похоже: каждый день встречаешься с людьми, узнаешь что-то новое, общаясь с ними, помогаешь им удовлетворить свои потребности, доставляя вовремя в нужное место.

— Что самое сложное в работе дизайнера?

— Самое сложное — софт скиллз: нужно уметь задавать правильные вопросы, адекватно воспринимать обратную связь. Кто-то критикует мягко, а кто-то грубо. Бывают разные ситуации. Когда работаешь в агентстве и к тебе приходит какая-то компания, они ожидают от тебя заоблачных вещей. Надо объяснить, почему это нереально. Вы готовите грамотную презентацию, что мы можем делать, а что нет, почему именно такой дизайн. Есть такая фраза, что где бы ты ни работал, ты всегда работаешь в продажах. Дизайнер всегда работает в продажах, он всегда «продает» свои идеи — команде, пользователю, клиенту. Он должен уметь продвигать свои интересы, иначе он не сможет делать свою работу.

Кроме этого, дизайнер никогда не работает один. Есть команда разработки, есть команда дизайна, всегда нужно коммуницировать между собой. Действовать в одиночку невозможно.

— Как вы отдыхаете?

— Меняю вид деятельности. В этом плане преподавание помогает: после насыщенного рабочего дня полезно переключиться на общение со студентами и попасть в другую реальность. В последний год я полюбил документальные фильмы, стараюсь каждую неделю посмотреть хотя бы два-три новых, уже почти закончил каталог Netflix.

— Где берете вдохновение для работы?

— Оно обычно само меня находит. Бывает, откладываю задачи, просматривая те же документалки на Netflix, после этого медленно начинаю вникать в суть проблемы, а потом не замечаю, как наступает ночь, потому что задача полностью поглотила внимание и пока не найду решение, не могу пойти спать.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен в редакцию: