Отправить статью

Главбух: функционер или Топ-менеджер?

Главбух: функционер или Топ-менеджер?
Бизнес-тренер, бизнес-консультант, автор книг
Нет ни в одной компании ни одной должности, где бы не было проблем. Больше всех их, конечно, у Первого лица, Отвечающего За Всё. Остальным проще: у каждого свой участок и своя головная боль. Поговорим о том, почему болит голова у Главбуха, и какое лекарство может помочь.

По моему опыту общения с Главбухами, проблемы у них возникают из-за одной и той же причины: особого положения бухгалтерии в фирме по сравнению с другими подразделениями.
Что такое коммерческая фирма? Это — механизм создания прибавочной стоимости. Покупаем что-нибудь ненужное, переделываем в нужное и продаём. Главные блоки — снабжение, производство, продажи. Они главные, потому что создают прибыль. А вот бухгалтерия — наоборот, источник затрат. О чём руководители коммерческих подразделений не устают напоминать: «Мы, дескать, вас кормим, а вы у себя в бухгалтерии только бумажки перебираете. И вообще мешаете работать!».

Я как-то был на совещании, где коммерческий директор в очередной раз попрекнул этим Главбуха. А Генеральный ответил так: «Они не бумажки перебирают. А наши с тобой тылы прикрывают!». Но далеко не все это понимают…

Если сравнить фирму с автомобилем, коммерсанты и производство — это двигатель. А бухгалтерия — тормоз. Конечно, двигатель смотрится благороднее и романтичнее. Но хочет кто-нибудь прокатиться на машине без тормоза?!

Это противоречие особенно ярко проявляется в позиции Главбуха по сравнению с Финансовым директором. Дилетантам кажется, что они делают одно и то же: считают деньги. Нет! Финансисты, как и коммерсанты, смотрят вперёд, в будущее. Планируют затраты, доходы и инвестиции. А бухгалтерия смотрит в прошлое: считает, сколько компания уже заработала и потратила. Поэтому и говорят, что бухгалтерии всё равно, что считать: прибыли или убытки. Трудоёмкость одинакова.

Это различие — в способе мышления. Финансисты занимаются управленческим учётом и считают миллионами. Для них 1 рубль и даже 100 — не существующая величина. А бухгалтера мыслят и считают копейками. Потому что баланс не может «немножко» не сойтись, нет в бухгалтерии такого понятия.

И — чисто психологическая проблема. Все наши предприниматели обожают говорить о «нацеленности на результат». А какой результат у бухгалтерии? Вовремя и без ошибок сданный баланс?!

В кризис 98-го года был случай. В маленькой фирме владелец бизнеса пронёсся по офису с криками: «Всем-продавать!». Забежал в бухгалтерию — «Вы что тут сидите?! Всем — в поле, продавать!». Ну и что? Остался без бухгалтерии. Ибо бухгалтер и продажник — вещи несовместные.

Многие, даже опытные и продвинутые менеджеры, до сих пор не понимают настоящего значения бухгалтерского учёта. Того, что грамотное ведение бухгалтерии — залог безопасности предприятия. И того, что бухгалтерские ошибки или некомпетентность могут разорить фирму.
Проблемы Главбуха во многом определяются тем, какое положение он(а) занимает в компании. Кто такой Главбух: простой функционер, отвечающий только за ведение бухучёта и более ни за что, или руководитель высшего звена, Топ-менеджер, входящий в управленческую «верхушку» наряду с Генеральным, Финансовым, Коммерческим и прочими директорами?

Давайте разберёмся.

Топ-менеджера легко отличить от руководителя среднего или низового звена по внешним признакам.

Руководители высшего звена ежедневно, а то и по нескольку раз в день, видятся с Главным Шефом. Все остальные — раз в неделю, или реже. И то на «планёрках».

Топ-менеджеры известны всем, их уважают и слушают не только прямые подчинённые, но и сотрудники других подразделений. Менеджеры среднего и низового звена известны и распоряжаются в рамках своих подразделений.

«Верхушка» компании периодически встречается на своём, высшем уровне, где принимаются ключевые стратегические решения. До остальных руководителей эти решения доводятся в части касающейся.

Топы и друг друга считают Топами. Если одному что-то надо от другого, он не отдаёт указаний, а просит или договаривается.

Высшее руководство выполняет представительские функции на разных внутренних и внешних PR-мероприятиях. Руководители рангом пониже, — в лучшем случае в массовке.

Так Главбух, он кто, — Топ менеджер, или просто начальник бухгалтерии?

Примерьте на себя приведённый список.
Топам, конечно, и почёта, и денег больше. Но не в этом дело. Вы, наверное, уже поняли, что если Главбух почитается за высшее руководство, многие проблемы решаются сами собой. Но есть и оборотная сторона: проблем будет, скорее всего, больше. Потому что функционер отвечает только за свой участок, а Топ-менеджер — за всю фирму.

Есть известная шутка: «креатив в бухгалтерии». Если вы — Руководитель высшего звена, у вас креатива будет столько, — мало не покажется. Кроме обычных бухгалтерских проблем возникнет масса задач разного уровня, где придётся что-то придумывать и принимать решения.

Так что, подумайте, надо ли лично вам становиться Топ-менеджером. Если решились, в следующей статье вы узнаете, как им стать.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
21 комментарий
Николай Лобанов
19 сентября в 13:31
Привет Александр! Выскажу своё сугубое мнение по вопросу бухгалтерии с долей юмора и иронии: Бухгалтерия - это филиал налоговой инспекции!
Функционал соответствующий - отчётность перед налоговой!
Без бухгалтерии жить не получится! Может и получится, но не долго!
Отсюда роль бухгалтерии жизненная и особая, сдерживающая ПБУ!
0
+2
Ответить
Фердаус Кадыров
19 сентября в 17:06
Главный бухгалтер в большинстве случаев тесно соприкасается с реальной действительностью, так как только в бухгалтерии отражается учет хозяйственных операций и ведется учет расходования средств. Кроме того, например, чтобы правильно прикрыть фирму в случае проверки фискальных органов или со стороны правоохранительных органов , он должен иметь полное представление о том, что в действительности происходит.Человек, кругозор которого не ограничивается балансом и проводками, может подсчитать как именно работает предприятие и подсказать нужное направление.Поэтому главного бухгалтера можно отнести к топ-менеджменту.
0
+3
Ответить
Игорь Луценко
19 сентября в 18:27
Александр, привет!
Если гл. бухгалтер творчески решает как минимизировать налоги, он топ.
Если же бухгалтерия решает задачу бухгалтерского обслуживания и отлупа проверок, то ГБ это функционер :)
0
+2
Ответить
Олег Чижов
19 сентября в 23:23
Ну, какая разница, к какой категории управленцев отнести главного бухгалтера? Лишь бы "в печь не сажали" - кто на что учился. А, вообще, бухгалтерия - это одно из подразделений предприятия, осуществляющее учёт движения денежных средств и балансовой стоимости имущества, во главе с главбухом. Одним словом - учётчики.
0
0
Ответить
Марат Мифтахов
20 сентября в 06:28
Достаточно точно, а главное на злобу дня. Конечно учетчики но без них не куда. А если иначе то без учета любое дело сгинет в небытие.
0
0
Ответить
Сергей Бурых
20 сентября в 09:33
Как уже было правильно замечено, бухгалтер - это счетовод. Второе, во что его превратили - это агент налоговой инспекции.
Теперь представим ситуацию, что все действующие налоги отменены и введены всего два налога, например, 5% с продажи (любой) и 10% с дохода гражданина, который он платит сам, а не через предприятие.
Что остается для бухгалтерии? Правильно, только " учёт движения денежных средств и балансовой стоимости имущества", т.е. работа счетовода. Причем сложность этой работы зависит только от потребностей собственника, так как он может ограничиться только учетом операций по продаже товаров и услуг.
Учитывая автоматизацию процессов учета, роль бухгалтера-счетовода сводится к оператору ПК и основную скрипку в этом оркестре занимает финансовый менеджер, что сейчас и происходит.
Вывод простой: Бухгалтер - вымирающая профессия (правда, вымирать будет долго :-) )
-2
+1
Ответить
Леонид Хандурин
21 сентября в 10:42
В современной экономике часто бухгалтер (главный) подменяет собой всех и иногда даже директора. А роль бухгалтера, как здесь говорили, контроль (учёт) финансовых средст. Если бухгалтер принимает участи в формировании прибыли, значит компания плывёт не в ту сторону. Бухгалтер не может быть топ-менеджером, это обслуживающий персонал. А вот роль экономистов и технологов (топ-менеджеров), работой которых должна формироваться прибыль, сегодня сведена на нет и часто бухгалтером. Нужно новое оборудование - бухгалтер против, нужны новые технологии бухгалтер против, нужно новое программное обеспечение - бухгалтер против и т.д. И самое главное - бухгалтер чаще всего убеждает в своей правоте руководителей.
-1
+1
Ответить
Леонид, на практике диалог между ген. директором и главбухом сводится к таким фразам:
ГБ: Сколько вы хотите потратить на налоги?
ГД: Ну, чтобы прибыль была равна нулю!
ГБ: Тогда на себестоимость мне нужно списать ХХ руб, придётся создать фиктивные поставки от фирмы однодневки и перечислить ей деньги, из которых выплатим зарплату в конвертах.
ГД: Отлично! Мне нравится такая финансовая оптимизация!

Главбух не занимается реальной экономикой компании, не имеет реальной картины себестоимости товаров и услуг - это часто главный шулер и манипулятор!
Реальную себестоимость должен вместе с финансовым директором считать директор по логистике! Но это пока большая редкость в наших компаниях!
0
0
Ответить
Николай, согласен, с учётом некоей вульгаризации подхода. Разумеется это не относится к тем бухгалтерам, которые просто заблуждаются в том, что они "самое главное" звено в технологической цепочке.
0
0
Ответить
Регина Вертяева
22 сентября в 23:30
А я бы сравнила бухгалтерию не с тормозом, а с сцеплением. Именно она контролирует, предоставляет данные и позволяет переходить авто с одной скорости на другую.
0
+2
Ответить
Регина, так как бухгалтерия ведёт посмертный, а не управленческий учёт, то именно главбух скажет гендиректору, что он банкрот!
-1
+1
Ответить
Николай, В таком случае, кадровика надо заранее расстрелять... Если такого бухгалтера подобрал...
А если серьёзно - бухгалтерия должна в ПЕРВУЮ очередь заниматься управленческим учётом. Давать данные о результатах работы за период, на основании которых экономисты и финансисты планируют следующие этапы. А налоговая отчетность, ровно как и другие обязанности бухгалтера, всего лишь элемент работы, одна из задач, причём, далеко не приоритетная...
Лично у меня такое представление. И, исходя из этого, в моём понимании главный бухгалтер скорее ТОП, чем просто функционер. По крайней мере при таком раскладе перспективы развития значительно выше.
-1
+4
Ответить
Тимур, я с уважением отношусь к Вашему представлению роли главбуха, но я эго отношу к области мечтаний, оторванных от реальной жизни!
Вернитесь "на землю" и посмотрите объективно, чем занимается в реальности бухгалтерия! А также почитайте законодательные документы по функциям бухгалтерии - где это Вы видели, чтобы бухгалтерам вменялся в обязанность управленческий учёт?
Бухгалтерия должна заниматься только бухучётом и налоговым учётом!
Управленческий учёт - это задача финдира!
0
+2
Ответить
Александр Крымов
23 сентября в 21:35
Коллеги,

среди прочитавших статью есть хоть один живой Главбух?
Или только специалисты по вопросу "чем должна заниматься бухгалтерия"?
Если реальных бухгалтеров нет, значит, зря писАл ))): Печалька!
Пожалуйста, откликнитесь :)
0
0
Ответить
Александр, есть директор... :-)
0
0
Ответить
Александр, а зачем быть главбухом, для того чтобы ответить на этот вопрос?
Является ли главбух топом на предприятии, зависит от личности главбуха, его позиции, отношения руководства и т.д.
Согласно функциям которые должен выполнять главбух, он только функционер :-)
0
0
Ответить
Татьяна К. Александр Крымов
29 сентября в 10:59
Александр, есть живой Главбух!
Почему-то у руководителей и собственников бизнеса, зачастую, отношение к бухгалтерии как к чему-то второстепенному, не важному, но и обойтись без которой нельзя. Работаю Главбухом более 20-ти лет и никогда не считала себя счетоводом. Если бухгалтер считает себя счетоводом - это не бухгалтер в моем понимании, к себе в бухгалтерию такого человека не возьму. Всегда отношусь к работе творчески и таких же специалистов подбираю себе в команду. Занимаюсь не только бух. учетом и отчетностью, но также и управленческим учетом, принимаю участие в принятии решений по развитию бизнеса, просчитываю разные варианты развития, вношу предложения и т.д. Если я прихожу работать в компанию и отношение к бухгалтерии как к счетоводам, то через пол года-год работы отношение полностью меняется. Никто не владеет ситуацией на предприятии лучше, нежели главный бухгалтер.
Бухгалтерия - это прежде всего надежный тыл и безопасность бизнеса, если она не состоит из счетоводов.
К сожалению, на рынке труда сейчас много счетоводов и мало бухгалтеров, может потому и сложилась такая ситуация.
Желаю всем работать все-таки с бухгалтерами, а не со счетоводами. Это пойдет только на пользу бизнесу.
0
+2
Ответить
Александр Крымов Татьяна К.
29 сентября в 11:52
Tatyana, абсолютно с вами согласен!!! Про это и статья.
0
+1
Ответить
Я живой главбух))) Отзывы неоднозначные на статью. Бухгалтерия - это бухгалтерский и налоговый учет. Управленческий учет - работа отдельной финансовой службы. Если ГБ имеет вес на фирме и его решения в приоритете - есть толк в работе. Когда Бухгалтерия на фирме на последнем месте - это всегда опасно для развития фирмы. Налоговые и финансовые риски. Выбор за руководством. Печально, что бухгалтера называют оператором ПК. Даже рядовой бухгалтер должен обладать серьезной подготовкой. Видимо, люди понятия не имеют о нашей работе.
0
+1
Ответить
Александр Крымов
25 сентября в 19:41
Спасибо, коллеги, я всё понял.
Отдельное спасибо Игорю.
0
0
Ответить
Миладора Коногорова
04 ноября в 17:18
Спасибо, кратко и лаконично.
Если Вы ТОП, значит уже проявляете креатив. ТОП без креатив? Созвать коллектив, выстроить процесс, подход к каждому процессу, принимаются весомые решения, а для того, чтобы принять необходимо быть в курсе событий. Да от личности много зависит, на своем опыте могу подтвердить.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь