Начинаем с идеи
Прежде чем идти в швейный цех, нужно определиться что и для кого мы будем производить. Идеи можно подсмотреть на зарубежных рынках или понять, чего не хватает вам самим. Можно вспомнить, о чем мечтали в детстве, какие платья рисовали и шили куклам. А можно просто проанализировать рынок и понять, какую свободную нишу мы можем закрыть своим продуктом.
На этапе создания идеи я всегда говорила и продолжаю говорить своим ученикам и клиентам — бренд должен быть аутентичным. Рынок сегодня переполнен одинаковыми товарами, при выборе одежды часто возникает мысль: «интересно, сами произвели или в Китае купили?», и происходит это потому, что многие сейчас продают одно и то же, не задумываясь об аутентичности своего продукта. Такие бренды придерживаются стратегии «подешевле купить — подороже продать», и это не хорошо и не плохо, я называю это «стратегией на короткую дистанцию».
Например, в пандемию резко увеличилось производство пижам и спортивных костюмов из футера. Первопроходцы, которые успели выйти на маркетплейсы и занять лидирующие позиции в поисковике, чувствовали себя хорошо. Те, кто увидел это и решил, что может так же, сделав «под копирку» и выставив в сеть, потерпел фиаско.
На рынке fashion-ритейла сейчас такая тенденция, что люди покупают одежду не ради того, чтобы прикрыть голое тело, а ради эмоций, смыслов, желания быть причастным к чему-то. Конечно, многие все еще продолжают совершать покупки по принципу «потому что дешево», и для этого как раз уже существуют те самые продавцы на маркетплейсах, которые работают по такому же принципу.
Аутентичность бренда всегда уже заложена в самом его основателе. «Распаковав» эти смыслы и ценности из своей головы, мы можем заложить их в наш бренд, и он уже не будет похож ни на один продукт на рынке.
Даем своему бренду имя
Придумываем название и проверяем, не занято ли оно, с помощью социальных сетей или патентного поверенного.
Торговую марку для начала рекомендую не регистрировать, а попробовать пожить с ней некоторое время. Сама регистрация стоит около 80 тысяч рублей — обычно для начинающих брендов это довольно значимая сумма, которую лучше на первых этапах вложить в сам продукт.
Определяем ассортиментную матрицу
Выбираем, какое количество артикулов будем использовать. Например, на этапе открытия бренда пижам может быть 5 разных видов моделей и в каждой по 3 цвета. Здесь же определяемся с размерным рядом.
На данном этапе нам пригодится анализ конкурентов. Например, мы можем увидеть, что у них слишком узкий размерный ряд, и расшириться в сторону XXS или XXL. Можем заметить нехватку ярких цветов, принтов или определенных фасонов и тоже взять на вооружение.
Подбираем материалы
На этом этапе составляем конфекционную карту. Простыми словами — это бланк, на котором к каждому схематично изображенному артикулу прикреплен образец ткани, фурнитуры, бирок, этикеток и любых дополнительных элементов. Продумываем расположение бирок и этикеток (составник, размерник, лейбл) на изделии.
Ткани можно смотреть у ткацких фабрик или поставщиков из Турции, Китая, Индии и других стран. Чтобы понять, какая ткань вам нужна, вновь обратитесь к анализу конкурентов. Посмотрите, из чего они производят, как отзываются их клиенты. Сравните, какая ткань или ее аналог доступны сейчас вам и запрашивайте образцы у фабрик или поставщиков.
Создаем пилотный образец
Приступаем к работе с конструктором. Это человек, который будет прорабатывать техническую сторону всех моделей. Частного специалиста можно найти через сайты вакансий, можно обратиться в мастерскую, а иногда конструктор есть на самом швейном производстве.
Конструктору достаточно показать пример вещи или схематичный набросок того, что вы хотите получить, и здесь вовсе не обязательно быть дизайнером — малейшего умения визуализировать свои идеи на бумаге будет достаточно. С конструктором всегда нужно быть в тесном диалоге и уточнять каждую деталь, чтобы получить желаемый результат.
Стоимость услуг конструктора вполне приемлема даже для небольших брендов. Я сопровождала создание коллекции футболок с уникальным дизайном от одного известного фотографа и в этом случае на работу с конструктором ушло всего 2700 рублей (создание и печать лекал для футболки, 3D-примерка). Но конечно, чем больше артикулов, чем сложнее изделие — тем дороже обойдется работа.
С конструктором мы создаем лекала будущего изделия, с которыми идем на производство, чтобы изготовить эталонный образец.
Запуск партии
Подбираем производство под свой запрос. Если у вас небольшая коллекция, то и производство вам нужно искать небольшое, так как крупный цех не возьмет ваш заказ. Себестоимость вашего изделия в небольшой коллекции будет выше, но не стоит этого бояться. Можем обратить внимание, что небольшие бренды, у которых не получается конкурировать с масс-маркетом по цене, уделяют большое внимание нематериальной составляющей бренда (идее, о которой мы говорили в начале) и качеству.
Проверять изделия на брак нужно сразу при получении партии. Можно сделать это вручную, если партия небольшая. Если же изделий много, то процент брака должен быть заложен в себестоимость изделия.
На данном этапе также важно продумать упаковку, так как обычно можно попросить упаковать изделия прямо на производстве. Упаковка — это тоже отражение аутентичности бренда. Это может быть крафтовая бумага или коробка с напечатанным логотипом, может быть полноценный шоппер или, например, биоразлагаемый пакет — то, что лучше всего отразит позиционирование вашего продукта.
Реализация
Мы должны определиться, где хотим продавать свой товар: на маркетплейсе, в офлайн- или онлайн-магазине или через соцсети? Вне зависимости от выбранной площадки, аккаунт в Instagram* нашему бренду создать тоже необходимо, поэтому идем делать визуальный контент.
Важно помнить, что в соцсетях одни правила оформления визуала, а на маркетплейсах — другие, поэтому заранее продумываем изготовление фотоконтента сразу для всех выбранных платформ.
А далее подключаем маркетинг, мерчандайзинг и другие инструменты, наблюдаем за продажами, постоянно контролируем и оптимизируем все процессы.
*Принадлежит запрещенной в России организации Meta