Одна из проблем, с которой сталкиваются мои клиенты, предприниматели и продавцы - внезапно возникающее раздражение, которое часто сводит на нет все усилия тренеров и руководителей. Поводом может быть что угодно — резкое высказывание клиента, коллег, потраченные напрасно усилия, да мало ли что. Теоретически все понимают, что раздражение на работе — это брак, как если бы слесарь гайку запорол. Но практически, согласимся, мало кто из нас может похвастаться полным отсутствием такого брака. Каждый спасается как может. Предлагаю свой подход.
Он заключается в классификации уровня проблемы. Вообще говоря, само понятие классификации предполагает некое отстранение от классифицируемого объекта, чего, порой, бывает достаточно чтобы проблема, по крайней мере, поблекла.
Итак, первый, самый низший уровень работы с раздражением, соответствует моменту, когда мы уже находимся полностью в его власти. Не будем рассматривать случай, когда дело дошло до того, что наше раздражение проявилось в словах, выражении лица, интонации — это, как указывалось, просто брак. Поэтому наша задача теперь - в последний момент не дать этому монстру вылететь.
Технологии известны, они основаны, как правило, на отвлечении нашего внимания от негативной ситуации. Например, можно сформулировать некое позитивное высказывание: заменить «ничего не получилось» на «приобретен бесплатно бесценный опыт». Иной раз достаточно сменить позу, просто подумать о какой нибудь ерунде или даже ее сделать незаметно. Скажем, десять раз провести кончиком языка по нёбу. Это совершенно бессмысленно, но сама мысль, что я могу себе это позволить и никто об этом не узнает, плюс отвлечение на счет, дают удивительный результат. Впрочем, порой, достаточно только вспомнить, что я могу это сделать — и раздражение исчезает. В общем, способов отвлечения много, всегда можно подобрать подходящий для данной ситуации. Плохих способов просто нет, плохо, когда нет способов.
Второй уровень управления своим состоянием, заключается во "входном контроле", когда я пресекаю самые первые признаки надвигающегося раздражения. При небольшой тренировке можно без особого труда этот момент уловить. Например, у некоторых людей вдруг начинает слегка выдвигаться вперед нижняя челюсть, при этом брови сходятся к переносице — все это верные признаки, что человек собирается сказать нечто, о чем потом может пожалеть. Вывод — контролируем свою нижнюю челюсть. Чуть пошла вперед — улыбаемся, лицо изменяет выражение, при этом возникает эффект обратной связи. Он заключается в том что не только, когда человеку хорошо, он улыбается, но и наоборот, когда он улыбается, ему может стать хорошо. Конечно, речь идет о самом начале возникновения раздражения. Когда оно нас объяло — уже поздно. Улыбаться, испытывая негодование, не только бесполезно, но и вредно для здоровья. Но если улыбнуться на ранней стадии — потом не придется бороться с последствиями.
Наконец, третий, высший в этой классификации, уровень работы с раздражением достигается, если мы просто забудем о том, что это такое. Я не знаю, что такое раздражение, по крайней мере, в рабочее время. Актер на сцене не раздражается, иначе — выйдет из роли, перестанет быть убедительным. Моя сцена — офис. И я желаю быть в состоянии убеждать клиентов — купить у меня что ни будь,а сотрудников — что ни будь сделать. Мало того, если мне нравится моя работа, то я получаю от нее удовольствие. А процедура получения удовольствия, согласимся, не предусматривает ни малейшего раздражения. В этом случае, не придется специально отслеживать свое состояние и изменять его различными способами. Большая экономия усилий, которые можно направить на дальнейшее зарабатывание денег.
Итак, если мы хотим избежать раздражения, то у нас есть выбор: бороться с охватившими нас негативными эмоциями, пресекать их, что называется, «в зародыше» или просто забыть об их существовании, хотя бы на время.
Понятно, что за свой свободный выбор каждый несет персональную ответственность, но профессионал тем и отличается от дилетанта, что готов отвечать за свое состояние. А выбор придется сделать каждому. Ведь человек не просто обречен быть свободным. Он неизбежно занимается творением собственной жизни, то есть творчеством. Высоких вам игр!