Метафоры обращаются с нами как женщины. Сначала они привлекают наше внимание, потом овладевают сердцами и, наконец, становятся частью нашей жизни. В результате мы испытываем влияние, от которой иногда хочется избавиться. Впрочем, в результате такого избавления, если оно удается, мы оказываемся не на свободе, а в пустоте. И все начинается сначала. Некоторые из них остаются с нами надолго, бывает — навсегда. Другие, наоборот, существуют, кажется, лишь для того, чтобы мы ими любовались издалека, вздыхали и улыбались. В любом случае, они нами управляют, что бы мы сами ни думали по этому поводу.
В полной мере это относится и к нашему взаимодействию с персоналом. Речь не о том, что нами персонал управляет (это отдельная занимательная тема), а о том, как мы сами себе представляем процесс управления и как эти метафоры или, если угодно, модели, формируют наше поведение в бизнесе. Поскольку не представляется возможным «выпрыгнуть» из собственных представлений, то остается их идентифицировать, чтобы сохранить хотя бы иллюзию свободы. Ибо ничто нам так не дорого как наши иллюзии и наша свобода. Эти понятия, таким образом, тесно связаны с самой сущностью управления человеком.
Термит не склонен к длинным фразам: им правит коллективных разум.
Например, представим себе термитник. Термит не нуждается в миссии, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка и обучении. Он просто копает при малейшей возможности. Несколько сантиметров прямо, потом поворот и еще немного вверх и вбок. Очень простые правила. Откуда они взялись, термит не знает, потому что ему нечем знать, орган понимания у него отсутствует. Его менеджер – природа: смысл ее - недоступен, власть – всесильна. В результате такой работы несколько миллионов термитов возводят совершенные, с точки зрения прочности и легкости, конструкции, даже не догадываясь об этом. Множество бездумных исполнителей в совокупности образуют коллективный механизм высокой эффективности.
Живут внутри сценарных слов свобода, радость и любовь.
Другое дело — спектакль. Артист, в отличие от термита обладает волей, воображением и характером, но свободен ли он? Сценарист написал для него слова, которые только и можно произносить, режиссер разъяснил их смысл, предложив свое видение пьесы. Казалось бы — читай написанное как сказано и ни о чем не думай. Но в том то и дело, что настоящий артист умудряется в этих условиях быть свободным творцом и именно за его творчество, в конечном счете, зритель платит деньги. Действительно, не за содержанием же он ходит в театр. Всем ведь известно заранее, что вишневый сад вырубят, Гамлета зарежут, Красную шапочку — спасут. Но зритель приходит снова и снова. Он покупает впечатления! А актер, выходя на сцену, забывает о дрязгах, интригах и нелегких подробностях своей частной жизни. Он так играет, что режиссер готов ему простить и непростой характер и некоторые вредные привычки.
Услышать с точностью до герца биение другого сердца.
Наконец, несколько слов о том, как играют джаз. В джазовом, как правило, небольшом, коллективе отсутствует дирижер, а руководитель, если таковой вообще есть, участвует в игре как один из исполнителей. У них, заметим, и нот нет. Зато есть взаимопонимание, которое, очевидно, не нуждается в формализации. Каждый и так знает, когда вступать и как играть. Конечно, эта музыка — не для всех, массовой ее никак не назовешь. Но тот, кто ценит взаимодействие творческих личностей, кто слышит, как перекликаясь, импровизации образуют изощренный рисунок общей темы, тот получит настоящее удовольствие, за которое, конечно, не жаль и денег заплатить.
На острие любой инструкции цветут гвоздики и настурции.
Метафора, в отличие от инструкции, неоднозначна, а значит - мы вольны воспринимать её на свое усмотрение. Можно сказать, например, что эти модели относятся к любому из нас. Каждый человек имеет неосознанные склонности, которые проявляются при малейшей возможности. Поэтому так важно иногда прислушаться к себе и понаблюдать за собой. Рискнем предположить также, что большинству из нас просто необходима возможность творить, играть для своих зрителей в ожидании заслуженных аплодисментов. И, наконец, кто не хочет быть понятым с полуслова, а то и без всяких слов? Кто откажется от радости понимания другого, того, кто рядом, особенно если речь идет о совместной работе? Поэтому все мы, по своему, термиты, в чем-то актеры, а некоторые даже склонны к импровизации и, представьте, взаимопониманию.
Если это так, то, очевидно, что организация в целом и конкретный вид работ и каждый человек, для своего управления требуют вдумчивого сочетания различных подходов. И результат взаимодействия участников бизнес процессов во многом определяется взаимодействием их представлений о ситуации и своей роли в ней. Если, скажем, руководитель считает, что дело работника - бездумно следовать простым правилам, а работник себя полагает импровизатором, не нуждающимся в указаниях, то хорошего ожидать трудно. Или напротив, сотруднику просто очень нравится делать то, что он делает, а руководитель во что бы то ни стало хочет его воодушевить своими планами. Тогда, в лучшем случае, пострадает имидж руководителя, не говоря уже об имидже планов в глазах работника.
К счастью для управляющих и управляемых, единых правил управления не существует. Есть увлекательная профессиональная игра на интерес. Она называется «Найди свою метафору». Выбор велик, но велика и ответственность принимающего решение. Он вынужден отвечать на вопросы типа «С кем жить?» и «Каким быть?». Граница между этими вопросами тает на глазах. Поэтому из всех наших избранниц наиболее полезной окажется та, что больше других нам понравится и потому — сильней всех нас увлечет. Тогда, возможно и мы кого нибудь сможем увлечь и вокруг нас появятся единомышленники - труженики и творцы, импровизаторы и работяги, зануды и весельчаки. И мы сыграем свой спектакль на славу. А наш требовательный зритель, клиент и покупатель, восхищенно скажет: «Браво, ребята! Возьмите еще денег!».