Отправить статью

Анатомия мастерства

Генеральный директор Центра позитивных технологий «Unity»
Думаю, что многие со мной согласятся в том, что всем известные пирамиды являются символом устойчивости и мастерства. Интересно, что в самой их структуре да и облике заложено триединство.

Триединство в природе является самой прочной и надежной конструкцией. Триединство переводится как Святая троица: Бог — Отец, Бог — Сын и Дух Святой. Триединство — это древний символ. Почти во всех религиях и служениях число 3 — священно. Знак из трех кругов обозначает символ цивилизации. Мы наблюдаем триединство в философии и выглядит оно так:
  1. Ипостась или личность.
  2. Идея или идеальный образ, логос, смысл.
  3. Субстанциональное бытие.
Другими словами Я есмь А, что означает Дух есть живое.
Я где-то прочитала, что триединство это, пожалуй, самое сложное из всего, что предлагает Творец. Самое сложное в беспредельности познания и, одновременно, самое простое.

Даже свойства воды имеют триединую природу: газообразное, жидкое, твердое.

Триединство выражает Закон совместного существования трех различных состояний.

Например, небо — человек — земля.

Дух — Душа — Тело.

Можно до бесконечности видеть во всем эту сущностную природу триединства!

Но не будем углубляться в философию, иначе там можем и остаться. Пойдем дальше.

Итак, Мастерство имеет Триединую природу. Три разных состояния, которые соединяются в мастерстве и находятся в нем одновременно, перетекая и переливаясь очень естественно и красиво друг в друга.
Мастерство — как творение, сотворение, сотворчество трех граней, которые могут развиваться одновременно, и конца этому творению нет, как нет предела совершенству. Триединая природа мастерства заключается в одновременном познании себя как ученика, как наставника и как Аса (Бога). Эти стратегии можно описать и через поведенческие стереотипы, которые, безусловно, также имеют триединую природу. Героизм (познание), царственность (управление), божественность (наблюдение — творение). И если теперь это соединить, то очевидно, что навык ученичества формируется тогда, когда ты умеешь держать нагрузку. «Тяжело в учении, легко в бою».

Всем нам известна эта вдохновляющая фраза Суворова. Уметь держать нагрузку — это означает, в том числе, и повторять столько раз, пока навык не закрепился, не встроился на уровне психики, тела, поведенческого стереотипа. Ребенок, который учится ходить, совершает 10 тысяч попыток, прежде чем у него получаются самостоятельные шаги. Он падает, встает и продолжает совершать попытки, которые в конечном итоге приведут его к его первым шагам. И чем дальше, тем навык лучше закрепляется. И самая большая ошибка взрослых в этот период, когда они мешают ему преодолевать трудности, самому совершать попытки, охают, ахают, транслируя всем своим поведениям свои страхи ребенку, пытаются помочь и всячески страховать.

Первые опыты психика и тело запоминают и в дальнейшем переносят на все другие процессы познания, формируя алгоритм и колею в психике и по этим шаблоном выстраивается сценарий действий. Именно по этому люди во взрослой жизни ждут постоянную страховку и подсказки извне. Когда ребенок эти первые шаги пытается делать самостоятельно, под вниманием взрослых, но старается сам, то у него в психике формируется способность: к адаптации, расширению границ возможностей и территории обитания. Устойчивости к нагрузкам, уже тогда вырабатывается решительность, упорство, целеустремленность, способность держать нагрузку и проходить сквозь, а также доводить дело до конца, мотивация, подкрепленная успешным опытом.

В статье «Переход или как пройти через точку бифуркации» мы говорили, что необходимым условием для подготовки к переходу являются как раз эти качества. Решительность и упорство, настойчивость не смотря ни на что. И формироваться эти качества начинают в младенчестве. Какое отношение это имеет к мастерству, скажете Вы. Да самое прямое, т.к. не будет никакого мастерства без решительности и усердного труда. Ученик с жадностью, с рвением и страстным стремлением впитывает в себя знания. И если это так, то обязательно достигнет уровня «Бога».

Вторая грань триединства — Наставничество. Это то и тогда, когда ты накопил знания, умения и навыки и тебе обязательно нужно их кому-то передать, «выгрузиться» в кого-то, освободиться, чтоб можно было на новом, качественно другом уровне продолжать накапливаться, развиваться.

Это передача наследия, передача мастерства, опыта, традиций.

И в этом удивительно красивом процессе есть свои особенности. И на этом месте я с радостью передаю возможность, передать Вам то, как устроено наставничество, при каких условиях наставник рождает мастера и перерождается в Бога. (Аса) А также, самый короткий и оптимальный путь тренировки и передачи, трансляции знания, умения, а главное — навыка. И что именно должен знать и уметь ученик, а что именно передает и транслирует мастер... На эти глубокие, не однозначные, и в тоже время, конкретные вопросы ответит, расскажет, поразмышляет Игорь Дубовский — Генеральный директор АО «Арктика».

Размышляя над продолжением материала по Мастерству, я не придумал ничего более разумного, чем вернуться в собственное детство. Я даже и не думал, меня забросила туда прямая и вполне материальная связь меня сегодняшнего со мной мальчиком, подростком…


Что такое мастерство?


На этот прямой вопрос мы уже размышляем и пытаемся ответить долгое время.

Человек — это процесс, непрерывный процесс формирования, развития, совершенствования, гранения, закалки и правки духа личности и народа.

Мастерство это тоже непрерывный процесс. И начался он не в нашем детстве, а в тот момент, когда на свет явился твой первый предок, чьи гены ты носишь в себе.

Я вспомнил, как я ждал каждое лето, учась в школе, и как я потом «страдал».

Все однокашники как нормальные дети, гуляли, пропадали днями в лесу или на речке, а у меня — летний трудовой лагерь на дому. Стройки, ремонты, уборки, посуда…). И так каждое лето моего детства.

Еще никто, да и я сам, и не думал, кем я вырасту и стану, но у меня уже были свои учителя, кто приучал меня все делать с любовью, надежно, качественно, красиво. И не важно, что это за работа была, то ли подмести двор после работы, то ли прокладка проводки по дому, то ли… просто не важно. Все должно было быть сделано на совесть. Так работали мои родители и другие мои учителя. Все в их руках превращалось в шедевр мастерства. Все они знали и умели. Смекалка и выдумка были за пределами моего детского понимания и объяснения.

Я помню мои первые отверстия для установки дюбелей, пробитые в 10 лет молотком и тупым сверлом в бетонной стене, чтобы повесить ковер (попробуйте сегодня без перфоратора). Помню мою первую кирпичную кладку стены, не большую, под крышей только что построенной кухни. Помню, как стелили дощатый пол в доме у бабушки не очень ровной половой доской, как мы ее «вытягивали»… И все всегда делали так, чтобы больше не переделывать.
Скотчем в те времена не ремонтировали.

Я помню своего первого учителя музыки, Александра Ивановича… Человек — океан души и таланта. Я очень на него злился за то, что он ко мне в первом классе музыкальной школы предъявлял требования, не такие как к моим одноклассникам, за то, что он заставлял играть меня стоя в то время, как другие однокашники играют сидя, за то, что мне на экзамене за произведение из программы третьего класса (я был в первом) поставил «4» с минусом, а моему однокласснику, который пропиликал одним пальцем «Полюшко-поле» из программы первого класса, поставил «5»….

Я после экзамена подскочил к А.И. почти со слезами и спросил, почему такая несправедливость? А он просто мне и говорит:

— Вот если бы ты играл, как твой одноклассник, я бы тебе поставил «5». Но ты играешь как ученик третьего класса музыкальной школы, хоть ты и в первом. А потому, как ученик третьего класса ты сыграл на «4» с минусом, я не могу поставить тебе оценку выше. Развернулся и пошел довольный. А я понял его только через много лет. И низко кланяюсь ему до сих пор. Он — Мастер. Он — Учитель! Его уже давно нет в нашем мире, а учит меня он по сей день…

Ученик всегда несправедлив по отношение к оценке самого себя.

Ученик всегда неблагодарен, даже если благодарит.

Не может быть учительства без преодоления сверх сопротивления.

Не может быть ученичества без преодоления сверх нагрузки.

Мастерство закладывается в детстве в образах тех людей-мастеров, которые окружают ребенка, в образах тех героев, которые ребенок считывает с экранов телевизоров и из книг.

Я вспоминаю мастера-каменщика, строил нам пристройку к дому, кухню.

Он работал один, нас было шесть человек в подсобниках. Мне было 10 лет, три женщины — строители и еще двое мужчин. Нам нужно было замешивать и подавать раствор и кирпич.

Этот каменщик поднял стены за два дня. У нас на подсобке не было до обеда времени, чтобы просто присесть передохнуть. Мы все время слышали за собой его громкие приказы; раствор, кирпич, раствор, кирпич… только и успевали ему все подносить. Он клал кирпич так, что ни потом его не снимал, чтобы переложить. Линейку можно было ровнять по его швам.

Уверен — у каждого найдется, что вспомнить. Каждый вспомнит образ своего учителя, своего мастера.

Нужны ли сегодня мастера, когда автомобили ремонтируются заменой двигателя или блока, а электронику «ремонтируем» методом покупки новой?

Сможем ли мы остаться настоящими МАСТЕРАМИ для своих детей, внуков…?

Являемся ли мы мастерами?

Вот об этом в следующей статье.


Я хотела бы дополнить Игоря и чуть добавить женский и свой личный взгляд на мастерство. (В одной из статей мы подробно остановимся на гендерных различиях формирования мастерства.) Меня очень волнует вопрос, связанный с этой тематикой. Поскольку, мастерство — это состояние, то сейчас наблюдается огромное, и, на мой взгляд, основное противоречие. Бытовая вся сфера жизнедеятельности в современном мире закрывается достаточно легко и не требует особого мастерства. И тогда становится невероятно актуальный вопрос — точка приложения мастерства. Чтоб наращивать, сохранять и развивать состояние «Творца», необходимо мастерство. Где, как в каких гранях жизни мы можем развиваться как мастер?
На мой взгляд — это один из наиважнейших вопросов, который требует ответа. С развитием цивилизации закрываются зоны, области воздействия, где можно применить свой потенциал для развития своего мастерства.

Как реализовать не только физиологические свои потребности, а прежде всего личностные? Как развивать именно человеческую составляющую каждого из нас? Через что?

Вопрос остается открытым.

В следующих статьях мы продолжим разбирать тему мастерства и подробно остановимся на законах, особенностях, способах и методологии отдельно каждого представителя триединства. (если можно так сказать) Ученик. Наставник. Мастер.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
27 комментариев
Ирина Несивкина
06 октября в 12:32
Похоже, что мастерство - это то, что на сегодняшний день осталось из смыслов. Но может потеряться в погоне за "золотым тельцом"...
0
0
Ответить
Елена Новак
06 октября в 14:14
Спасибо! Очень интересно. Такое чувство, что про себя читала. Всё верно.Только хочу заметить некоторые детали, что например настоящий мастер обладая теми совершенными качествами, порой забывает о них. Он просто так живёт, так привык, это внутри него, без чего не могло быть его самого-это сущность, может то самое Триединство о котором Вы выше упоминали. И я как профессионал порой не могу и не понимаю , как можно без этих качеств жить.
Теперь о пирамидах. Вообще что такое пирамида? Это структура, в который существует свой неукоснительный закон , которому обязаны все подчинятся, распространять и продвигать его.Что же получается на деле во многих АН создали подобие пирамиды сеть филиалов в котором действуют свои законы и порядки. И каждый из них говорит мы не тот Инком , мы другие, мы так не работаем и так далее. Лично я для себя давно закрыла сотрудничество с подобными компаниями. Толку не будет, доходов тоже, пока не бет порядка в компании.Я считаю , что если подписали под франшизу, то Вы принимаете Устав компании. Если нет, то что вы все тогда делаете. В пирамидах например каждый новый сотрудник заведён в базу и ему присвоен свой номер и с этого номера ему идут проценты с тех кого привёл или купили продукцию. В АН каждый за себя.Получает только сама компания за логотип остальные же извините в пролёте.Поэтому многие прогорают, уходят, закрывают фирмы и тп. Когда нет порядка, нет стабильности , извините нет и доходов.Как у Крылова в басне "Лебедь, рак и щука"!!!
0
0
Ответить
Как здорово Вы про пирамиды!!! В статье про управление можно будет использовать для наглядности и понятности этот образ. Спасибо. Я для образа, для формы и наглядности трех граней употребила в своей статье пирамиды, а Вы так точно раскрыли суть и содержание, глубину этого образа. Нужно будет про это подробнее поговорить.
Вот же как хорошо совместно обсуждать, рассуждать и проговаривать. Ценно, полезно, интересно. Нам мой взгляд, это все характеристики мастерства. Вы действительно Профессионал.И важно еще и не только понимать, но и понимая, управлять. Постепенно мы обязательно придем к этой теме управления.
0
0
Ответить
Ирина, Спасибо!Даже не знаю, что сказать. Просто видимо наблюдательность, анализ
основные черты характера дали для меня ещё опыт в авторстве. Хотя к этому и не стремилась. Просто меня часто заносило к сетевикам.Но даже тогда, когда там и не работала, меня как то спросили.Сколько Вы проработали в Гербалайфе? Нисколько. Видимо моё мышление совпало с мышлением подобных компаний
0
0
Ответить
Елена, мир зеркалит и постоянно через других отражает меня саму, мое мышление, мое чИстолюбие и чЕстолюбие. И тогда все вопросы к себе и к своему мастерству. Анализ и образ (себя в том числе) дает возможность проложить свой желанный путь, а не тот, на который выносит.
0
0
Ответить
Мне всё труднее и труднее Вам Ирина отвечать, боясь попасть впросак или ловушку.Я не чИстолюбива, но и не чЕстолюбива. Это точно, если бы это было не так, то я бы была на вашем месте, а не сидела бы дома писала статьи, создавала бы сайты итп. Пытаясь выбраться из своего состояния. Жизнь идёт вперёд и технологии с нашими годами тоже. И мы риелторы с 20 летним стажем мало кому нужны. Всегда более молодой и успешный обойдёт нас. Мы же можем только обмениваться опытом. А популярность и имидж мы создаём себе сами. У меня 4 сайты , один по Литературе, два по недвижимости много пишу стихов, статьи, заметки. Просто стараюсь не сойти с рельс. Надо держать руку на пульсе. Иначе не выживешь.
0
0
Ответить
Елена, ))) Важно состояние. Если у Вас чего-то не получается, значит Вы очень стараетесь. Себя слушать, слышать и слушаться надо. Вы стараетесь через мужские стратегии действовать. А я Вам предлагаю комплементарную красоту сочетания женских (прежде всего женских) и мужских стратегий. Все к чему мы прикасаемся своим умом, руками, вниманием несет отпечаток нашего состояния. Умы людей обмануть можно, сердца - нет. 20.10 будет мой вебинар: Мужские и женские стратегии. Комплементарное сочетание. Приглашаю.На тему "Карьера женщины в мужском мире" есть видео уроки на моем ютьюб канале .(кстати, мои видео стихи , возможно Вам тоже будут интересны) "Позитивное мышление с Ириной Несивкиной". Либо можем пообщаться лично, очно или он-лайн. Возможностей у людей много. Их нужно: а) захотеть. б) увидеть. в) не стать коллекционером. г) решиться.
Прочитайте нашу с Игорем статью:"Переход или как пройти через точку Б". Вы готовы к этому увлекательному путешествию ))
0
0
Ответить
Ирина, Вы оказывается Тренер Психолог! Приятно слышать Мне как то посчастливилось быть помощником Тренера психолога Максима Виноградова. Для меня это был безусловно успешный рост. Иногда общаемся.И только.Мне же пришлось всё делать самой. И это сильно утомило.
0
0
Ответить
Да интересно у меня тоже есть канал на Ютубе.Канал Алёна Новак.
0
0
Ответить
Да Вы правы! Думаю мастерство на прямую связано с нашим не только учебным образованием, но и самообразованием, нашим внутренним духовным ростом. С юности лет с 13-14 дозрелости 45 лет мне приходилось столько прочесть литературы начиная с Древней Руси и Фараонов до наших дней Русской и Зарубежных классиков. О психологии, философии, эпохи возрождения, что я просто ужаснулось от того сколько прочла книг. Просто так раньше жили.Может это и составило наш основной набор жизни. Только о деньга не читала, очень мало. А зря, теперь очень сожалею.
0
0
Ответить
Елена Маханько
06 октября в 14:24
Знаете, Ирина, а ведь даже в погоне за золотым тельцом без мастерства не обойтись. У меня работала одна дама, менеджер по продажам. Как она добывала деньги! Песня! Даже трубку в руках она держала как-то особенно красиво, как говорила, какой была ее поза! А выражение лица? Не насмотришься! И результат - всегда потрясающий. Потому что разговор по телефону - это тоже мастерство. Когда не треп, не вздохи и перемалывание всякого вздора, а дело. Она вовлекала собеседника в свой творческий процесс. И он мгновенно шел ей навстречу, потому что каждому хочется чего-то интересного. Но часто мы не знаем, где это - интересное.
Мастерство жить часто есть у детей. А потом, благодаря окрикам взрослых, муштре и пр., это теряется. Как говорил прекрасный актер и режиссер Р. Быков, у нас, взрослых, "встал-лег, встал-лег - с Новым годом".
0
0
Ответить
Елена, соглашусь полностью. Я не против денег, комфорта и всяческих благ цивилизации. Я очень даже за! Вопрос , для чего и зачем. Что первично.Вопрос в зрелости. Инфантильного человека деньги разрушают, а здорового, зрелого - обогащают.
Мы говорили, что дети - великие мастера, у которых нужно взрослым снова многому учиться. Люди от того и страдают, что перемудрили сами себя. И в этой "премудрости" потеряли открытость, искренность и чистоту и приобрели комплексы, фобии и огромное разнообразие инструментов манипуляции.
0
0
Ответить
Елена Маханько
06 октября в 15:09
Ирина, как точно Вы выразились - перемудрили! Как же теперь нам всем из этого выбраться?
0
0
Ответить
Игорь Дубовский
06 октября в 15:22
Добрый день, прекрасная половина человечества!)
Хочу начать с пирамид.
Дело это темное, и отнюдь не такое простое, как кажется. Потому как описывать и разбираться в них нужно очень аккуратно и постепенно.
Пирамидальная структура управления структурированных систем достаточно описана. атм все просто: наверху есть царь, ниже бояре и холопы.
Но эта модель уже отжила свое время, даже пережила его.
Пирамидальное мышление человеку пора менять на мышление созидательное, творческое.
Оставлю эту тему, потому как это не на одну статью.
Про мастерство.
Маханько Елена, Вы привели замечательный пример.
За мастером хочется идти!
Мастер вовлекает в себя в первую очередь. Мастер чарует красотой и выверенностью своих действий. Мастер завораживает простотой и естественностью, которые приводят к созданию шедевров.
Если говорить о предпринимательстве, то мы перестали воспитывать мастеров. Мы не успеваем их воспитать. Текучка кадров в погоне за более длинным рублем не позволяет воспитать мастера. А люди даже и не думают становиться мастерами. Они просто хотят больше зарабатывать.
Пора переходить к новым моделям развития предпринимательства.
Мастерство будет расти от уровня владельца компании. Если владелец так себе, то и уровень компании будет не выше. Это закон.
0
0
Ответить
Игорь! Хочу Вас разочаровать по поводу того, как Вы размышляете о том , что пирамиды отжили своё, тем не менее они растут и процветают. Недавно меня по состоянию здоровья занесло в одну такую компанию. Люди покупают за 7 лет работы по 5 квартир. Живут в Пент Хаусах в центре Москвы и Питера. Причём домохозяйка. Вот так. А мы рассуждаем, они делают. Одно но бизнес поставлен на привлечении, у нас на поиске клиента. Поэтому я там не осталось. А в остальном.... всё очень хорошо!Тем более прибыль нашей стране огроменная. И пока это выгодно государству их не закроют.
0
0
Ответить
Елена, я не о финансовых пирамидах в частности. Я о модели мира. Уйдет пирамидальная модель мира, уйдут и финансовые пирамиды.
0
0
Ответить
Игорь, Видимо да.
0
0
Ответить
Ирина Несивкина
06 октября в 15:33
Елена, этим и занимаемся. Выбираемся ))) Нужно для начала разобраться, понять из чего выбираться и куда, потом понять как, через что. Ну и главный вопрос - зачем! Поверьте, очень многим именно этот вопрос не понятен. Эти три вопроса можно задавать при решении любой задачи. На мой взгляд, именно познание и сотворения себя как Мастера, это единственно здоровый путь. Ну а что это и как становиться Мастером (мастером своей жизни, своего дела) - об этом мы и рассуждаем, и формируем необходимый инструментарий. Важны образы. Отвлекусь на свой личный , женский взгляд. Просто с целью - порассуждать... Каждая Женщина мечтает выйти замуж за Бога. Именно поэтому женщин привлекают богатые мужчины, т.к. за их деньгами кроется их сила. Ни сами деньги привлекают. Привлекает сила. Все в мире тянется к силе. Но это только одна грань божественного. Поэтому очень часто за этим стоит и на-силие. Сила есть, но она не созидательная. Когда внутри живет понятный образ Бога, тогда очень важно и самой звучать соответственно, тогда включается закон резонансов. В этом курсе про Мастерство мы обязательно планируем поговорить о гендерных различиях мастерства и в чем проявляется мастерство между мужчиной и женщиной, в чем проявляется мастерство в семье.
0
0
Ответить
Елена Маханько
06 октября в 16:49
Ирина, "если что-то не получается, значит, вы очень стараетесь"... Как это правильно! Мастерство - не усилие, а удовольствие, жизнь- увлекательная игра.
Мне нравится, как Вы разбираетесь в слове. Божественно!
0
0
Ответить
Елена, спасибо. Давайте вместе будем этим словом творить. Я знаю, что Вы очень хорошо это делаете. Ждем Вас в Москве.
0
0
Ответить
Спасибо! Не знаю когда и что будем делать работы нет доходов тоже.Пытаюсь просто не сойти с рельс. Чем могу быть вам полезна?
0
0
Ответить
Сергей Дужнов
06 октября в 18:31
Автор-красивая женщина! !!!!
0
+1
Ответить
Спасибо, Сергей. Одно другому не мешает, а даже очень помогает )))
0
0
Ответить
Олег Галицкий
10 октября в 22:47
Есть одно фундаментальное отличие профессионала от "любителя". Это количество деталей ( составляющих), которые профессионал видит в деле, которым занимается.
0
0
Ответить
Олег, да, согласна. В последующих статьях мы подробно рассмотрим ученика, наставника и Мастера. Их портрет , мировоззрение, психологические и даже физиологические особенности.
0
0
Ответить
Олег Галицкий
10 октября в 23:51
Ирина, буду ждать новых статей. С интересом их читаю.
0
0
Ответить
Ирина Несивкина
11 октября в 10:52
Каждый четверг новенькое. Спасибо!
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь