Самые счастливые люди — это те, которые могут позволить себе совершенствоваться и расти в своем мастерстве, осознанно выбрать этот путь и идти по нему. И это невероятно глубокий процесс. Это одновременно процесс познания, процесс передачи и процесс управления. И чем глубже в него ныряешь, тем сильнее стремление нырнуть еще глубже, достать до дна. Но дна в мастерстве нет, есть лишь бесконечно расширяющаяся вселенная возможностей и постижений. Сегодня мы наблюдаем как создается общество водомерок. Тех, которые скользят по поверхности. «Золотой телец» овладел душами, сердцами и умами людей и люди забыли, что они делают здесь на Земле. Мастерство возвращает смыслы и живую природу человеческого существования. Произошел большой разрыв между поколениями, в идеологии и мировоззрении. И только мастерство, наставничество способны соединить этот разрыв, а вместе с этим и вылечить умы и души людей. И именно верность мастерству, верность тому, что ты любишь, позволяет победить любое «как», пройти сквозь кризис, трудности, боль, в том числе боль потери и выйти на новый уровень мастерства. Именно преданность мастерству позволяет стать сильнее, закалить Дух, достоинство и силу. Именно мастерство является тем исцеляющим лекарством, способным спасти человека от застревания в прошлом и поднимает нас, когда мы падаем, воскрешает способность поверить в себя, в свои силы и продолжать идти в новое, неизведанное.
Понимая всю важность и глубину этой удивительной темы , мы с Игорем Дубовским, генеральным директором АО Морской инжиниринговый центр «Арктика» решили создать серию статей, я бы сказала «Курс по мастерству», с детальным рассмотрением и погружением в многогранность и глубину мастерства. Мы предлагаем вместе с Вами, читатель, заняться исследованием этой многомерной темы. И будем признательны и благодарны за Ваш отклик, отзыв и комментарии, за Вашу обратную связь, за Наш диалог и совместный процесс в открывании, узнавании, познавании и возрождении мастерства.
Каждый человек одновременно — ученик, наставник и Ас (Бог). И эти роли меняются от того, с кем этот человек взаимодействует. И самое интересное, что это происходит на протяжении всего жизненного пути. Вопрос в том, осознанно или не осознанно. Это как маленький младенец, ребенок, который и не подозревает, что является Великим мастером, наставником для взрослого человека по открытости и спонтанности. «И будьте как дети» — завещал нам Иисус. И он, этот младенец, одновременно мастерски управляет нами и нашим состоянием, меняя его просто одним своим присутствием или сменой своего настроения. И тогда получается, что мастерство — оно уже встроено в нас изначально. Это триединство заложено в геном как изначальная данность.
И когда мы в той или иной роли, важно понимать, что ты одновременно во всех трех ипостасях.
При этом интерес и самодостаточность, самоуважение и отношение к себе, восприятие себя, может не меняться от смены ролей. Ты чувствуешь одинаковый или похожий драйв и удовлетворенность от того места и той ведущей роли, которую ты в данный момент исполняешь. Будь то ученик, наставник или Ас. Больше того, находясь в одной из ведущей роли, триединство сохраняется внутри тебя. Ты, не зависимо от того, ученик или мастер, продолжаешь оставаться и наставником и Асом. Это такое чувство, когда ты учишься чему-либо и принимаешь некие знания и навыки, у тебя прямо тут же возникает потребность этим с кем-то поделиться и потребность понимания, как можно это использовать с точки зрения управления. То есть одновременно 3 процесса:
- Приобретение знаний, навыков и т.д. — позиция ученик.
- Кому я могу передать эти знания, навыки и т.д. — позиция наставник.
- Как я могу повлиять на изменение среды. Как я могу через эти знания, навыки и т.д. управлять — позиция Бога. (Аса)
И сохранение этого триединства и есть высшее мастерство.
Это возможно только тогда, когда ты честен, предельно честен с самим собой, и не позволяешь своим иллюзиям сбить себя с толку. Приведу слова из удивительного фильма «Револьвер», который является прикладным пособием по обретению мастерства: — «Не позволяй поссорить себя с самим собой!».
Игорь подобрал для нашей статьи цитаты, которые отражают суть и глубину мастерства. Я бы назвала это — «Звучание мастера». Давайте продолжим цитатами преуспевших людей в мастерстве, чтоб начать напитываться и пропитываться этой бескрайней темой и погружаться в это состояние.
«Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер».
Лев Успенский
«Желаешь без печалей обойтись,
Наукам и ремеслам обучись».
Алишер Навои
«Мастеров с большим ртом не существует. Те, кто не треплются, настоящие мастера. За мастера говорят его дела».
Гинтама
«Нет своего «Я» — неоткуда и волшебству браться. Каждый мастер —индивидуальность, каждый ремесленник хорошо и качественно клепает поделки под стать таким же, как он».
Олег Рой. Человек за шкафом
«Мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций».
Наполеон Хилл
«... это и есть высшая степень владения мастерством — вот это впечатление легкости и очевидности, которое на самом деле, как мы знаем, достигается веками опыта, стальной волей и монашеской дисциплиной».
Мюриель Барбери. Лакомство
«... человек должен быть мастером своего дела, а если он перестал быть мастером, значит он уже ничем не лучше других, и главное — это утвердиться в жизни, пока ты ещё не перестал быть мастером своего дела».
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Ночь нежна
«Я понял. Иероглиф Сломанного Меча не о мече. Он об идеале фехтовального мастерства. Первое достижение мастера — единство человека и меча. Когда оно достигнуто, даже травинка может стать оружием. Второе достижение — когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда врага можно поразить за сто шагов голыми руками. Но высшее достижение искусства боя на мечах — это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Тогда воин пребывает в гармонии с миром. Его иероглиф не о смерти… он о мире».
Герой (Ying xiong) Владыка Цинь
«Тот, у кого нет ученика, не заслуживает, чтобы его звали мастером».
Федерико Андахази. Фламандский секрет
«Пока не проживешь часть жизни, не испытаешь сильных разочарований, не обзаведешься ранами — как актер, ты ничего не стоишь».
Кира Найтли
«Вернейшая порука мастерства —
Не признавать своё же совершенство».
Уильям Шекспир. Много шума из ничего
«Великое мастерство похоже на неумение».
Китайские пословицы и поговорки
«Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума
Вселенную Свободы и Любви, — Тогда лишь
Ты станешь Мастером».
Максимилиан Александрович Волошин
«Здесь и проходит грань между подмастерьями и мастерами. Между миллиардами и единицами. И не надо заливать, что многие, мол, сумеют сколотить обыкновенную табуретку... Сколотить — да. Сделать — нет. Между этими понятиями пропасть. Мы живем в эпоху подмастерьев. Умеем совершать разные манипуляции — умственные и физические, — подчас даже филигранно, с хирургической точностью. Создавать мы не умеем. А те, кому дано, либо не понимают своего таланта и делают шедевры за бесценок, как дед, либо понимают, шагают вверх, зарабатывают баснословные деньги и... превращаются в подмастерьев».
Сергей Палий. Монохром
«Будьте Мастерами! Если ты Мастер — хоть в клейке обоев, хоть в готовке еды, то тебе все равно, какая на дворе власть! Ты всегда будешь нужен людям, а значит всегда будешь сыт, одет, обут... и свободен!»
Анатолий Николаевич Рыжов
«Мастер находить оправдания редко бывает мастером в чем-нибудь еще».
Бенджамин Франклин
«Упражнения рождают мастерство».
Тацит Публий Корнелий
Для чего я привел эти цитаты? Для того, чтобы показать, насколько многогранно, многомерно понятие мастерства.
Каждый видит в мастерстве что-то свое. Но все видят в нем огромный труд и усердие. Да, настоящий мастер это ангел-творец в руке Бога. Через мастера Бог совершенствуют природу нашего мира…
Да, захватывает дух, когда погружаешься в размышления об этом.
Но, как заметил Тацит — «Упражнения рождают мастерство».
Перейдем к упражнениям и мы с вами.Почему вообще мы решили поднять тему мастерства именно сейчас?Все дело в том, что именно сейчас, когда прошло достаточно времени и мы начали ощущать на себе все «прелести» общества потребительства и общества для потребителя, именно сейчас мы стали все больше нуждаться в тех, кто держал и все еще держит в руках секреты алхимии своего мастерства.Секрет русской цивилизации состоит в том, что во все периоды взлета и подъема на первый план выдвигались именно мастера своего дела. Кинематограф 30-х и более поздних годов переполнен документальными и художественными фильмами именно о мастерах и мастерстве. Мастер и мастерство было поставлено на почетное место. На мастеров было равнение, с мастеров брали пример, на мастеров стремились походить во всем.В новом мироустройстве мастер уже не нужен. Нужен усредненный по потребительским качествам продукт. Средний потребитель, средний продукт среднего качества.Мы разучились разбираться и различать, отличать хорошее от плохого.Вот поэтому и пришло время поговорить о том, как мы живем, чем себя окружаем, какие книги и как читаем, кто наши Кумиры, а кто наши идеалы, на кого мы стараемся быть похожи, как и во что одеваемся и, самое главное, о том, кто же мы сами такие, как мы обустраиваем окружающий нас мир, что мы творим, что производим для других, что отдаем другим, что об этом думаем сами, и что об этом думают другие, какими навыками владеем, в чем мы мастера или хотя бы специалисты?...Как я уже сказал, тема очень большая и разбираться в ней мы будем долго и обстоятельно. Эта тема требует и Вашего непосредственного участия, уважаемые друзья, читатели, коллеги. Любые Ваши замечания, опыт, знания, понимания будут очень полезны и значительно расширят горизонты понимания в этом вопросе. Так что пишите ваши отзывы, комментарии, все будем вместе обдумывать и использовать для того, чтобы максимально разобраться в мастерстве.Итак, начнем с рождения человека.С самого рождения человек начинается учиться всему, ходить, говорить, мыслить, слушать, делать что-то самостоятельно… С самого рождения у ребенка есть образ, учитель для перенимания опыта — родители, бабушки с дедушками, братья и сестры…С каким наслаждением мы наблюдаем за тем, как ловкие руки деда с легкостью мастерят свисток из веточки ольхи во время прогулки по лесу. А еще дед сделал свирель, поправил покосившийся стул, нарубил дров, поправил косу, накосил травы… И все это он делает так, как будто эта работа не представляет вообще ни какой трудности или сложности. Так мы снимаем образ мастера. Мы взрослеем, и дед дает нам в руки нож, и вы уже самостоятельно делаете первый свой свисток. Потом рубите первое свое палено маленьким топориком, потом стругаете доски, ремонтируете крышу в сарае… И все это под зорким приглядом мастера — деда. Он все знает, знает, почему эту доску ставить нельзя, а другую можно, знает где и как правильно отрезать, куда вбить гвоздь, чтобы не отвалилось никогда… Дед — наш первый Мастер, мастер Жизни! Еще есть отец. Но у отца есть ваш собственный дед — его отец. И вы все равно понимаете, кто настоящий Мастер.Сколько вы в своей растущей жизни загнете гвоздей, испортите досок, пока научитесь все делать как ваш дед…Мастерство деда это работа, повторенная многократно, которая потом превратилась в многократно повторяемый одинаковый результат. И вы это усваиваете, впитываете, запоминаете.Вы идете в школу, учитесь, ходите в спортивные секции, в кружки моделирования или фотографии… Но то, что вы усвоили с детства, осталось в ваших привычках. Если хочешь добиться результата, достичь в чем-то мастерства — непрерывно упражняйся в этом деле.Так из маленьких внуков выросли многие мастера своего дела, мастера своей жизни.Кому-то не повезло, и дедов у них не было. Но в их жизни были прекрасные спортивные тренеры или учителя в школе, которые смогли передать знания и навыки своих дедов.Да, Мастерство это то, что передается по наследству.Может не быть передано ремесло, но мастерство как навык, как инструмент передается именно по наследству. Если в детстве такого образа ребенок не встретил, то он вырастает с образом другим.Тенденция формирования образа современного человека сегодня все же начинает меняться. Вместо профессий юристов, экономистов, финансистов и т.д., студенты выбирают профессии технические.Можно спорить о ценности и значимости всех профессий, но могу сказать точно, что сложные технические и прикладные науки и предметы в изучении влияют на развитие мозга и нейронных связей человека намного, намного сильнее.Мастерство в любой прикладной специальности является не только результатом многочисленных повторений и тренировок. Мастерство рождается еще и тогда, когда будущий мастер стал способен увидеть суть и природу того материала или пространства, в котором он себя совершенствует. Столяр чувствует дерево так, как никто другой. Он ощущает его дыхание, его жизнь, его звучание.Я знаю одного мастера, который строит гитары. Вот он сам учился у очень знаменитых мастеров. Он рассказывал мне про свою первую гитару и про много других.Он как-то у меня спросил, как я думаю, как мастер гитар слушает дерево, из которого он эти гитары строит?Я ответил, что мне это совершенно не известно. Что слышать можно ушами, может быть как-то еще…Он ответил, что у каждого мастера есть своё «ухо». Вот лично он слушает звук будущей гитары безымянным пальцем правой руки. Это его камертон. Он постукивает этим пальцем по дереву, гладит им дерево и слышит, как оно зазвучит…На его гитарах играют и сегодня известные всему миру гитаристы.А кто играет на твоей «гитаре»?Это не праздный вопрос. Сегодня среди нас множество менеджеров, директоров, управленцев… А кто играет на наших гитарах?Мы «отличные» продавцы, мы всё и всем можем продать, вдуть, втюхать…А кто играет на наших «гитарах»?...Что мы передали своим детям как образ мастерства? Способность втюхать?Способность первым купить iPhon-7?Кто из нас запросто может сам отремонтировать квартиру или собственный дом? Кто может самостоятельно построить дом?Кто может исправить электрику в доме, отремонтировать мебель, повесить полки?...И это тоже составляющие мастерства, мастерства собственной жизни. Это навыки выживания нашего потомства. Нет, не деньги, а именно навыки. Деньги всегда в трудные периоды будут у того, кто имеет высокие навыки.Многие из нас собственную жизнь проводят как туристы. Знания о жизни и впечатления о ней эти «туристы» получают не через личный опыт с критическим осмыслением, а через информацию от всевозможных консультантов, красивых брошюр и яркой рекламы и т.д. Туристу нет дела до того, как там на самом деле до того момента, пока его яркие розовые очки не будут разбиты железным кулаком объективной действительности.Мастер это не турист, не теоретик. Мастер это самый продвинутый практик, рудокоп, камнетес. Любая информация это всего лишь повод еще раз себя проверить в деле.Продолжение следует))))
Игорь Дубовский, генеральный директор АО Морской инжиниринговый центр «Арктика».
Игорь, как и подобает мужчине, красочно описал через досточки и гвоздики истоки мастерства. Может показаться, что мастерство присуще только сильной половине человечества. Думаю, что в процессе мастерства гендерный принцип не участвует. Сферы деятельности мастерства, могут делиться на женские и мужские, но законы, правила и передача мастерства, на мой взгляд, как для женщин, так и для мужчин — величина постоянная.
Мы только начинаем разговор о мастерстве.
Мне интересно Ваше мнение, может ли быть человек одновременно мастером во многих делах?
Что движет человека по пути мастерства? Какая движущая сила его поднимает с дивана и заставляет творить? Что именно Вас сподвигает к мастерству?
Вспомните и представьте, кто явился или является Вашим наставником, мастером?
Давайте будем разговаривать.
В следующей статьей «Анатомия мастерства» мы продолжим этот увлекательный диалог.
Тема мастераства и Мастера это бескрайний океан опыта и знаний, порой индивидуального для каждого человека. Но, при этом, мастер всегда узнает мастера.
Я приглашаю всех принять участие в исследовании мастерства.
У каждого найдется о чем рассказать и чем поделиться.
Будущее, на мойз взгляд, за мастером.
Помните сказку Тамары Габбе "Город мастеров, или сказка о двух горбунах"?
Заранее признателен всем, кто откликнется и примет участие в обсуждаении и в исследовании.
С нетерпением буду ждать развития темы!
"Думай и поступай БОЖЕСТВЕННО!"
Мастерство не терпит суеты. Путь к мастерству это непрерывная подготовка. А путь Мастера это непрерывная готовность. Потому на осмысление, а уж тем более, на действие в этом направлении каждому отдельному человеку требуется только ему необходимое время.
Две вещи, которые я лично прояснил и принял для себя:
1. Все в жизни имеет значение.
Любая мелочь, любое обстоятельство, вообще все. Потому как никому из нас неведомо, как это обстоятельство отзовется в нашем будущем.
2. Все в мире наполнено смыслом. Либо этот смысл заложен кем-то до нас, либо смысл вносите вы сами в то действие, в то творение, к которому прилагаете свои силы и внимание.
Можно ваш комментарий поставить в контекст самой статьи, вполне заслуживает.
Вы обратили внимаение на суть материала. Где-то в предыдущих статьях или комментриям к ним я написал примерно следюущее:
"В моей жизни я пришле к двум важным выводам:
1. В жизни все, абсолютно все имеет значение.
Нет ни единой мелочи, которая бы не значила что-то кля чего-то или когото.
2. В жизни все имеет смысл. А если что-то этого очевимдного смысла не имеет, то этот смысл создает сам человек в процессе взаимодействия с этим чем-то - то есть в процессе творческого действия (с-творения с Богом).
"Поиск смысла" в контексте самоцели действительно утопичен. Все и так имеет смысл, просто нужно это принять и этот смысл увидеть или познать.
Поиск смысла в контексте творения, творческого горения является уже актом Божественного действия. Бог соверженствует себя через творения мастеров, через самосевершествование человека....
В этом контексе поиск смысла превращается в его создание, в наделение смыслом/жизнью ранее безформенной материи.
Вы правы, начинать нужно всегда со смысла.
Попробуйте заставить ребенка совершать действие, которое в его мире не имеет смысла. Взрослого человека тоже не просто мотиваровать не без-смысленное действие.
Нашими мыслями управляют заложенные с-мыслы. А нашими действиями - наши мысли - смыслы - (с)-мысл(ы)и.
Действуй с мыслью, со смыслом или с мыслью, обдуманно, осознанно.
Благодарю вас за комментраий. Очень важную тему раскрыли.
Вот что только хочу заметить в контексте Вашего комментария.
Речь о конкуренции.
Вообще, о конкуренции я с Ириной планирую дать отдельный материал. Это будет мой личный взгляд на конкуренцию.
Если коротко, то сформулирую свою позицию так:
- Конкуренция это второе название войны. В конкуренции ничего нового и превосходного не рождается. В конкурентной борьбе или войне все превосходной уничтожается.
Передавайте Вашим ученикам знания и мировоззрение сотрудничества и партнерства. Только в сотрудничестве возможностси умножаются.
В конкурентной борбе возможности только расходуются и уничтожаются.
Учите ваших учеников не конкурированию друг с другом, а сотрудничеству. Двое всегда могут намного больше, чем каждый по отдельности.
Что касаемо конкуренции соглашусь с вышесказанным мнением Игоря. Самый лучший способ выиграть войну - не начинать ее. Всегда лучше выстраивать партнерские отношения, нежели конкурирующие.
В чем начало мастерства? Начало мастерства знание предмета в котором работаешь. И в самом начале это полные теоретические знания. Начиная от знаний предшественников о строении мира и т.д. Иначе вся философия и фундаментальная наука была бы не нужна человечеству. Дилетант мастером быть не может. Второе начало мастерства - это призвание. Осознание того для чего человек пришел в этот мир, что он должен сделать и для кого.Призвание человеку дано свыше.Это нечто божественное. Невозможно быть мастером вне призвании человека.Соединение призвание и мастерства рождает талант.
Действительно, при делитантском подходе даже при наличии навыков мастером стать невозможно.
Если человека мастер, то он мастером будет во всем, к чему приложит свое внимание и энергию.
Местерство это и призвание, и дар, и талант, и труд и множество других объективных и субъективных сторон нашего бытия.
Я в связи с вашими замечаниями вспомнил фильм советского времени про Паганини. Там есть сюжет, где паганини прогуливался с женщиной, оперной певицей, по улице и встретил играющего очень плохо на гитаре паренька в попытке заработать денег на жизнь. Паганини посмотрел на пустую шапку, взял у него гитару и сыграл одно из своих произведений, а певица его спела. Ну, и прохожие забросали полную шапку монет.
Мастер подошел к парню, взял все деньги, отдал парню и говорит:
- А теперь иди домой, часть денег отдай отцу, а на остальные пойди и выучись ремеслу, которое будет кормить тебя и твою семью. А к гитаре больше не прикасайся.
В общем, комментровать эту сцену просто безсмысленно. В ней все сказано предельно ясно и предельно честно.
Думаю, этот пример продолжил и Вашу мысль, Игорь.
В жизни выигрывают те, кто свою жизни планирует длиннцми цыкламиЮ намного, надолго вперед.
Мастерство это труде, время и настойчивость, упорство.
Нельзя ожидать мастерства за один день.
Мастерство вообще не цель. Это некое совершенно иное состояние бытия, где Вселенная возможностей расширяет свои границы за пределы твоей способности эти границы увидеть.
Свою жизнь и цели планируйте длинными циклами.
Благодарю Вас за добрые слова!
Очень радостно, что мой труд полезен и нашел отзыв в Вашем сердце.
Впереди много интересных и важных тем.
Будем с Ириной стараться, чтобы новые статьи были тоже же наполнены смыслами.