Отправить статью

Сиамские близнецы в рекламе

Бизнес-тренер, эксперт-технолог по привлечению и удержанию клиентов
Трудно спорить с тем, что рекламный текст должен быть быстро понимаемым. Ведь никто не читает рекламу. Ее просматривают. И, следовательно, задача автора рекламы — выделить ее в быстром и полноводном потоке информации. Снабдить ее оранжевым спасательным жилетом, если уж вести метафору до конца. Тогда ее заметит глаз респондента, и вытащит на берег — прочтет. Трудно так же спорить с тем, что поток этот зачастую сер и невыразителен, потому что состоит из общих слов и обещаний. Общих, не конкретных, невыразительных. Авторы от рекламы очень любят слова в превосходной степени и обещания, ничем не подкрепленные. Это слова обо всем и, значит, ни о чем.

Если я скажу «красивейшая женщина» — вы меня, конечно, поймете. Но если я скажу «Женщина, из-за красоты которой разгорелась Троянская война» — вы еще и впечатлитесь. Вот вам и оранжевый жилет. Короче говоря, сегодня я хочу обратить свое внимание на средства борьбы с абстрактностью рекламных сообщений. Поясним это.
Все слова русского языка делятся на абстрактные и конкретные. Конкретные — это слова, которые всеми понимаются одинаково. Когда я говорю слово «идти», то все понимают, что это означает перебирать нижними конечностями в вертикальном положении в определенном ритме — не скакать, не бежать, не ковылять — идти.
В свою очередь, абстрактные — это слова, которые каждым понимаются по-своему. Сколько людей, столько пониманий слов «любовь», «надежда», «свобода» и т.д. Под словами «плохая новость» кто-то понимает потерю работы, а кто-то — ссору с близким. Конкретность — это зацепка для памяти. Если памяти зацепиться не за что, она игнорирует этот объект. Слоганы абстрактные в силу своей неконкретности плохо запоминаются, «просачиваясь» сквозь восприятие и память людей, и не оставляя никакого «твердого осадка» в виде запоминания — следовательно, они никому ничего не продают.

Например, о чем эти слоганы:
  • «Искусство превосходства» (не гадайте, я и так скажу — коньяк Martell);
  • «Ожидание — игра желаний» (пиво Tuborg);
  • «Совсем другое дело» (компьютеры);
  • «Мир восхищений» (сеть новых магазинов «Садко-Аркада»);
  • «Прикоснись к легенде» (сигареты Montecristo);
  • «Неотразимое искусство обольщения». У многих возникает смутное ощущение, что он где-то это слышал. Это смутное ощущение слишком дорого стоило для мыла Camay — ведь столько раз оно вышло с этим слоганом на самых дорогих каналах телевидения в прайм-тайм! Не слишком ли дорогое удовольствие «раскручивать» слоган за счет частого повторения? Ведь можно сделать его просто более запоминающимся, выражаясь более конкретно.
Здесь я хотела бы поделиться своим наблюдением. На мой взгляд, когда в рекламе есть заведомо абстрактные слова, то положение часто спасают за счет визуального ряда. Дизайнер дорисовывает смысл абстрактного слова, наглядно давая понять, что имелось в виду — визуальный ряд «расшифровывает» слово. Такое явление можно назвать рекламой-сиамом, потому что так же, как сиамские близнецы неразделимы, так и слово и образ этой рекламы нельзя употребить отдельно без потери ими понятности и, следовательно, продающей способности. Они «срослись» одним «органом» — смыслом.

Не самый профессиональный выход из положения, заметим по пути — ведь на радиоволне «сиам» звучать не сможет. Но это все же лучше, чем быть «мыльным пузырем».

Например, слоган «Полная свобода» (сигареты Winston) непонятен сам по себе — расшифровкой его является изображение орла, парящего над небоскребами. Еще примеры: «Свежий подход» (сигареты с ментолом Consulate), рядом — изображение кусочков льда; «Верность себе» (бижутерия Dolphin Ore) с изображением женского тела в изящном поясе верности. Но зачем рассказывать о том, что нужно показывать?

Вот визуальные примеры:

1. Дорисовали смысл словам «порви» и «всыпь»:

2. Дорисовали смысл слову «летать»:

3. Дорисовали (вернее, просто напомнили первоначальный смысл) слову «разоблачение» — «снимание одежд»:
4. Дорисовали смысл сразу двум словам — «погружение» и «удовольствие»:

5. Дорисовали смысл сразу обоим словам:

Таким образом, теперь, имея теоретическую базу и аналитические примеры, давайте в практике не выпускать в рекламу безликих слов и предложений.

Даже если они предназначены для визуальных форматов. Даже если они имиджевые. Даже если у вас есть классный нестандартно мыслящий дизайнер.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
9 комментариев
Леонид Хандурин
19 апреля в 10:35
Реклама как и лекарство, должна быть больше необходимостью и потребностью, чем дискомфортом и вредным, назойливым действием. В малых и умеренных дозах - необходимость, в средних дозах - дискомфорт, в больших дозах - яд и вредное воздействие. Реклама - это инструмент, а не продукт. Продукт получаем при воздействии этого инструмена на что-то и, как часто в жизни, из под инструмента выходит брак, который в нашем обществе ничем не контролируется и не ограничивается.
0
+1
Ответить
Наталья Григорьева
19 апреля в 14:11
Да уж, удачная реклама - редкая ягодка! Очень интересно и познавательно! Спасибо за статью!
0
0
Ответить
Михаил Эльтерман
19 апреля в 15:15
Великий Лермонтов, не будучи специалистом по рекламе, сформулировал один из ее ключевых принципов: "Есть речи, значенье темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно". То есть вопрос о том, как конкретный текст в соединении с видео и музыкальным рядом подействует на определенного человека выходит далеко за рамки разделения слов на группы.

По моему, самая сильная современная реклама приближается к искусству, подобно тому, как поп музыка в наивысших своих проявлениях приближается к музыке вообще. Как в каждом жанре, здесь есть свои жесткие правила, знание которых нужно лишь для того, что бы их демонстративно нарушить. Но это - удел малой группы действительно талантливых профессионалов.

Мне лично импонирует реклама, обращенная к чувству юмора зрителя, и прочим его лучшим качествам, а не просто к стремлению быть красивым, здоровым и богатым. Имею немалый опыт создания рекламных стихотворных стишков, но это - другая тема:)



0
+1
Ответить
Игорь Луценко
19 апреля в 18:05
Рекламный слоган на упаковке формирует дополнительную ценность продукту. Удачная картинка еще повышает ценность продукта, за счет использования самых разнообразных приёмов, которые совместно со слоганом повышают эмоциональность чувственного восприятия. Но, влияет стоимость продукта, площадь рекламной поверхности, особенности целевой группы покупателей и т.д.

Поэтому вопрос с Camay сложный. Да, просто и коротко. Но читабельно на маленькой поверхности продукта. А теперь уже и повышает ценность.

В целом, статья понравилась. Чувствуется интеллект автора :-)
0
0
Ответить
Игорь Сырбу
20 апреля в 02:36
Честно, я не понял причем здесь сиамские близнецы.
Прошу автора не обижаться, но когда читал про слово "иди" вспомнил вечное выражение "иди на...". Здесь как быть? (Шутка).
Если серьезно, я считаю значение слогана преувеличено.
Мое отношение к рекламе, как обывателя, резко отрицательное.
Перечисленные вами слоганы для меня пустые.
Может потому что я не смотрю телевизор уже лет 10?
0
0
Ответить
Лариса Сайлес
21 апреля в 16:36
Сама тема интересная! Но она не раскрыта совсем! Я не поняла к чему тут Сиам? Реклама - это не шантаж! Пусть автор меня поймет правильно и не держит на меня обид! Всем удачного дня и хорошего настроения!
0
0
Ответить
Здравствуйте, меня заинтересовала Ваша статья. Но признаюсь , статья оставила отпечаток некой недосказанности. Возможно, стоит раскрыть и продолжить эту тему во второй статье. Была бы благодарна.
0
0
Ответить
Ирина Федотова
25 июля в 16:28
всегда забавляли статьи в которых пишется "что не так" и не пишется "как надо" и с собственными примерами)))) можно бесконечно долго рассуждать что рекламщики сделали не так, или "с ошибками", не зная ту конверсию в продажу, которую дала данная рекламная кампания)))) пример с Всыпь простуде - это креативная реклама. креатив - выделяет на фоне остальных банальных реклам и тем самым более запоминаем. поэтому, думаю, стоит поинтересоваться о конверсии.
0
0
Ответить
Леонид Хандурин
25 июля в 17:30
Хорошая реклама должна восприниматься подсознательно. Если её надо читать или "осознавать", то такая реклама вызывает дискомфорт и полезность её снижается на столько процентов, на сколько продляется время осознания от подсознательно "разрешаемого".
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь