Отправить статью

Об инновациях в зрелых компаниях

Генеральный директор «Основа Сервис Групп»
Каждому жизненному циклу компании присущи лучшие и худшие практики. Пытаться стать спринтером или боксером-профессионалом в 50 лет не совсем правдоподобно для зрелого возраста. Так же и для компаний: их года — их богатство. Но и ограничения.

Начиная говорить высокопарные речи об инновациях на своих предприятиях — следовало бы начать с эффекта, который привнесут эти нововведения. В зрелых отраслях инновации, особенно в технологические процессы могут быть превращены в доноров для суперзатратной бюрократической машины. Особенно тщательно следует рассматривать их в части затрат на этапе эксплуатации. Когда все бизнес-процессы: закупки, внутренняя логистика, складское хозяйство, планово-диспетчерская служба и т.д. «на двоечку» — а вы инвестируете в инновационную технологию — будьте уверены, КПД от такой инновации будет понижен наполовину. Инжиниринг любого участка требует первичной подгонки к будущему статусу всех служб. Если в ПДО с планированием производства у вас полная неразбериха — то никакая новая технология участка не увеличит производительность. Она может быть производительней сама по себе — но весь эффект пойдет в свисток. Новое оборудование требует нового планирования загрузки: от сбыта до внутрипроизводственных перемещений. Полного реинжиниринга всех ключевых процессов. Инвестирование в инновации для зрелых секторов необходимо — но требует изменения бизнес-модели.
Как-то на заводе, после прихода нового собственника, в анкетах написали: «Все надеялись — что-то изменится с приходом инвестора. Но он только купил новую линию…». И все!? Радоваться б от таких действий. Когда начал разбираться что за напасть с этой инвестицией, оказывается: привезли, смонтировали, запустили. Всё. А остальные процессы оставили прежними. Вот новая линия полсмены проработает и ждет, когда все остальные справятся. На ее участке горы полуфабрикатов — а собирать нечего, остальные линии простаивают через поломки. Такая «расшивка узких мест» не решает проблемы. Только заставляет сотрудников вздрагивать при каждой последующей «инновации». Любые изменения имеют воздействие на всю бизнес-модель. Поэтому сначала анализ, планирование и только потом поиск финансирования. А не наоборот.

На предприятиях со зрелыми технологиями следует время от времени пересматривать основные затратные бизнес-процессы на предмет их оптимизации. В компаниях с базовой — ресурсной парадигмой, когда упор на ресурсы, а не на эффективность и тем более инновации — оптимизация является стратегией. Это путь, ведущий к усилению позиций среди таких же больших и не поворотливых фирм. Поскольку затратный механизм очень большой, то чистка всего спектра деятельности очень полезна и прибыльна. Желательно такие процедуры проводить в формате проекта. Со всеми вытекающими: конкретные сроки, ответственные, ресурсы, четко определенные цели и задачи.

Ситуация:

История одного контракта в литейной отрасли. Завод, более 700 рабочих. В прошлом (до 2009 г.) плодотворное сотрудничество с отечественным автомобилестроителем. Годовой объем заказов данного сегмента занимает 20% валового дохода. Но в связи с систематическим нарушением договора в части качества, наше предприятие не выполняло своих обязательств. Старые формовочные линии и т.д. не давали выйти на договорной допуск брака. Заказчик ушел к китайцам, которые поставляют это же изделие на 35%! дешевле и качественней, чем продукция отечественного производителя.

В связи со сменой руководства завода было принято решение возобновить переговоры с недавним партнером и вернуть объемы его заказов на наше предприятие. Конечно для этого «блудному сыну» нужно что-то предложить. Аргумент, что мы живем в одной стране и все ее патриоты, не действует, когда дело касается десятков миллионов в год.

Но были найдены изъяны в модели поставок от китайцев. Они поставляют корабельными нормами, что создает определенную пиковую нагрузку на складское и логистическое хозяйство заказчика. Оплата хоть и проводится в рамках правил международной торговой палаты, но все равно ресурсы подолгу остаются замороженными в виде аккредитивов. Наша же сторона предлагает поставки автонормой и гибкую оплату. Но самое сложное — это бизнес-процессы на самом заводе-производителе. Есть брак и есть дороговизна продукции.

Было решено: продиагностировать все до единого технологические и бизнес- процессы. На каждом переделе делалась аналитическая справка о конкурентности данного передела с аналогами в отрасли и генерировались идеи улучшения техпроцесса и снижения себестоимости. Но главным было то, что руководство полностью выделило данный контракт в отдельный проект. Со своим ответственным — первый зам. Генерального. Реперные точки контроля: еженедельно у главы Наблюдательного Совета. Был открыт субсчет только под денежный поток данного контракта. На него приходят деньги от поставщика и с него же производятся все закупки исключительно под этот договор. То есть, на электроэнергию, на трудовые затраты и на покупку сырья деньги выделяются исключительно из данного субсчета. Вопрос о дефиците денежных средств не станет, поскольку под контракт заключен овер-драфт с ежедневным отслеживанием статьи бюджета по поступлениях и выбытию денежных средств.

Все системные ресурсы менеджмента были использованы от маркетинга до финансов, учета, бюджетирования и контроля.
В технологической части было принято решение о переходе на более дорогие модификаторы, вместо стандартного стального лома переход на использование стальных пакетов. Также акционеры согласились инвестировать в формовочные линии, где был самый большой задел по уменьшению брака. В результате презентации всей программы реорганизации по исполнению данного заказа, потребитель заключил контракт. И хоть цена все же выше на 12% от китайской, потребитель понимает преимущества сотрудничества с нашим производителем.

Алгоритм управленческих действий:
  • Цель — вернуть потребителя, следовательно, приобрести денежный поток и прибыль.
  • Аудит своих Сильных и Слабых сторон в контексте этой задачи.
  • Поиски альтернатив. Задачи для каждой функциональной области.
  • Проектное решение конкретных мероприятий.
Можно ли было обойтись, например, без SWOT анализа? Конечно. Ведь другие партнеры завода не требуют такого качества, не торгуются за полпроцента рентабельности. Но коль стоит амбициозная цель — можно пойти «на жертвы» и пройти весь алгоритм построения действенной модели бизнеса. Хотя бы ее части.

Когда жизненный цикл компании перешел рубеж, рост-развитие и остановился на бюрократизации, стандартизации и, увы, зачастую стагнации — стратегии, в основном, имеют характер рефлексии на макроокружение. Важной стратегической задачей на многие годы может стать задача «зачистки поля боя» после роста и развития. Когда вы расширяете рынки, ассортимент, вводите многие апробационные технологии, чтоб удержатся в струе инновационной революции — вы не смотрите на затраты, на слабые звенья в технологических цепочках, на абсолютно не окупаемые отделы закупок, транспортного и складского хозяйства. И приходит период, когда агрессивными методами уже много не достичь — мало привлекательных ниш и рынков в округе. Тогда займитесь оптимизацией.

Это тоже стратегия, если к проблематике подойти основательно. Начиная с целевых установок: убрать все лишнее на столько-то (целевой параметр), чтоб освободить ресурсы для дальнейших циклов. Ведь старость имеет свои преимущества: это степенность (минимум риска) и знания (только приоритетные задачи, прибыльные ниши и сегменты).

Время роста — это время разбрасывать камни. Без оглядки столбим территорию, расширяем географию, раздуваем ассортимент, набираем штат. А вот шлифовать это все, делая ограненным камень своего бизнеса, следует во времена кризиса — тогда действенность равняется эффективности, а не эффектности.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
16 комментариев
Леонид Тютрин
15 августа в 10:06
Думать о ... инновациях, например, лучше чем на пороге инноваций думать о чем то другом.
Проще понять смысл Вашего повествования при наличие схемы\картинки\модели того, о чем идет речь. Сегодня информационная насыщенность позволяет допустить, что любой конкретный термин без привязки к конкретной схеме читается как список возможных вариантов ответа в ЕГ.
Схема инновации есть???
0
+2
Ответить
Игорь Ефремов
15 августа в 10:09
Внедрение инновационных Решений решается в несколько ином ключе, чем это описано в статье.
Первый и самый главный вопрос - какая продукция , какого качества, в каких отраслях и для каких потребителей будет востребована в ближайшие 15-20 лет? Решение этого вопроса - это прямой анализ отраслевых футурологических исследований, очень мало специалистов могут провести такой анализ.
Второй вопрос - какие прорывные инженерные и научные решения лежат в основе технологий обеспечивающих достижение выявленных качественных и количественных характеристик. Это решатся внимательным исследованием патентов, рабочих моделей, результатов промышленного внедрения инженерных и технологических решений, которые планируется использовать при внедрении инновации. ( потому, что именно здесь и лежат главные подводные камни внедрения инновации)
Третий вопрос расчет экономического эффекта от внедрения и формирования последовательности внедрения инновации? Необходимо иметь в виду, что экономический эффект должен обеспечивать значительны положительный поток наличности в течении не менее 10-15 лет - а это означает устойчивые потоки сырья, энергетических ресурсов, обеспечение кадрами и т.д.
Четвертый вопрос последовательность внедрения инновации и этапность модернизации производства - это детальное планирование всех технологических рабочих и бизнес-процессов, формирование ядра команды исполнителей, разработка маршрутной карты внедрения и определение точек контроля качества.
Пятый вопрос обеспечения порядка финансирования инновации и модернизации производства. контроль товарных и финансовых потоков.
После определения этих пяти направлений можно решать и текущие вопросы возникающие при внедрении , будет понятно хотя бы как их решать.
0
+1
Ответить
Адам Гудзий
15 августа в 10:32
Уважаемые коллеги!
Удивитесь, но статья была написана на рубеже кризиса 2008-2009 годов. Сегодня, видно редакция решила оживить полемику вокруг этой тематике. Я, безусловно, благодарен инициаторам такого шага, но увы (или на счастье) занят практическими проектами и пока времени нет ответить по существу самой дискуссии.
Хотя, если интерес к теме будет поддерживаться готов поделится более 20 летним стажем практической отраслевой (машиностроение) работы по изменениям на предприятии, в том числе инновационным. Не каждое изменение несет в себе зерно принципиальных нововведений-иногда действует принцип "не навредить" существующему алгоритму производства и иным, еще довольно конкурентным, процессам. Но безусловно, если стратегия развития предприятия говорит об отходе от рефлексивных тактик к более проаквтиным, то без существенных инноваций по всему периметру управления не обойтись
0
+2
Ответить
Андрей Смирнов
15 августа в 11:36
Уважаемые коллеги!
И в крупных исследовательских центрах, и в малых основными локомотивами являются изобретатели (как правило одиночки) команда профессиональных исполнителей как локомотив для вывода на массовый потребительский рынок инновационных разработок - высококлассный маркетинг. Как правило, что то одно без остальных составляющих делают инновационные проекты мертворожденными (и этого сегодня в России много сегодня). Сегодня наш президент стимулирует вывод на рынок многих "замороженных" инновационных проектов. Это и есть тот потенциал, который сегодня есть у России, кроме сырьевых ресурсов. Мы всегда страдали грамотным и национально ориентированным маркетингом (вернее его реальным отсутствием). Реанимация "замороженных" проектов разработка новых во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства - это и есть реальные ключи к быстрому экономическому росту.
0
+1
Ответить
Александр Акутин
15 августа в 14:33
уважаемые коллеги!
к сожалению сегодня изобретатели даже если и начинают проект совершено не защищены от простого воровства инновационных разработок. Столкнулись с проблемой, когда конструкторов и технологов надо замыкать в закрытую локальную сеть с сложными паролями и работой только на виртуальном облаке.
А при реализации в практическом поле проекта очень сложно найти рабочих высокой квалификации, таких как операторы станков с ЧПУ(подчеркиваю - именно высокой квалификации), т.к. ставить за станок, стоимостью 1 млн. долларов оператора со стажем в 6 месяцев - себе дороже, а стоит специалист высокой квалификации сегодня не менее 80-100 тыс. рублей в месяц. Вот так себестоимость продукции, по сравнению с Китаем, и увеличивается. и хоть через месяц или два пересматривай основные затратные бизнес-процессы на предмет их оптимизации, других рабочих ты не найдешь и с каждым годом их становится все меньше. А пополнения нет, т.к. проф.училища закрыты, а в технических ВВУЗах операторов станков с ЧПУ не готовят
0
0
Ответить
Александр, я сегодня в плотную решаю вопросы инвестирования в мою новую технологию. Полностью с Вами согласен.Вопрос очень не простой. Как показала практика - искать нужно в большей степени не инвесторов, а адекватных и самостоятельных партнеров, а из них собирать уже весь проект. Даже решение вопроса с продвижением и оборотными средствами так решаются быстрее. Инвестиционные фонды на даже высокоэффективные технологии выставляют нереальные и заранее не решаемые требования. Банки со стартапами ранней стадии вообще не работают. Для них интеллектуальная собственность не является обеспечением проекта. У меня не так быстро, но вроде сейчас получается. Почему партнеры, а не инвесторы? При производстве комплектующих они в себя любимых вкладывают деньги охотнее. Это для них и неплохие инвестиции с хорошим доходом и минимальным риском, и расширение своей линейки продукции.
0
+1
Ответить
Николай Лобанов
16 августа в 19:31
Статья актуальная, хоть и написана давно! Но автор в некоторых местах просто "жжот"!
"...вы не смотрите на затраты, на слабые звенья в технологических цепочках, на абсолютно не окупаемые отделы закупок, транспортного и складского хозяйства."
Интересно как должны окупаться логистические отделы: закупки, склад, транспорт?
Ведь логистика штука затратная и дохода не приносит, если только вы не логистическая компания. Оптимизация логистики снижает затраты, уменьшая себестоимость продукции, тем самым повышая рентабельность бизнеса! Но "окупаемость" относить к логистике не совсем корректно.
0
0
Ответить
Полемизировать не буду. Но Вы или не прочувствовали контекст темы или не хотите знать что все имеет цену! И даже продукт обслуживающих звеньев, включая отдел закупок и транспортировки. Сплошь и рядом на предприятиях стоит вопрос держать СВОЙ штат логиститов или отдать в аутсорсинг. Зачем заводу, у которых самые новые авто -это КАМАЗы 1975 года, такой отдел? Ведь поставщик довезет намного дешевле -поскольку он уже оптимизировал эту цепочку. Это касается и складской инфраструктуры и т.д. Она имеет окупаемость по сравнению с рынком и с альтернативой. То есть, цена данного передела не может быть выше допустимой -иначе, зачем он нужен на предприятии.
Но и контекст предложения из которого вы взяли слова был другой. Он в разных этапах развития предприятия. Если оно быстро развивается -то не успевает подчищать концы, типа неэффективной собственной логистики. Но если каждый рубль в цене (кризис, насыщенная конкуренция, рецессия и т.д.), тогда и на такие заделы следует обращать внимание. Оптимизировать "все и вся" у зрелой компании не получится.

вот что есть по контексту:

"Важной стратегической задачей на многие годы может стать задача «зачистки поля боя» после роста и развития. Когда вы расширяете рынки, ассортимент, вводите многие апробационные технологии, чтоб удержатся в струе инновационной революции — вы не смотрите на затраты, на слабые звенья в технологических цепочках, на абсолютно не окупаемые отделы закупок, транспортного и складского хозяйства. И приходит период, когда агрессивными методами уже много не достичь — мало привлекательных ниш и рынков в округе. Тогда займитесь оптимизацией".
0
0
Ответить
Николай, оптимизация логистики - очень важный момент и возможный серьезный аргумент при конкуренции.
0
+1
Ответить
Андрей, да кто с этим спорит! Я как эксперт по логистике только тем и занимаюсь уже много лет, что оптимизирую логистику, снижая логистические затраты в разы, повышая производительность труда и уровень сервиса.
Но Адам пишет об окупаемости логистических подразделения и мне кажется, что это неестественно, нелогично выглядит.
Ведь об окупаемости можно говорить только при инвестициях во что-либо!
Вот например инвестировали мы в автоматизацию склада, купив WMS, инвестировали 5млн руб и смотрим какой эффект от внедрения. Т.е. сравниваем эффект в виде сокращения затрат на операции с инвестициями в ПО, отсюда считаем окупаемость.
Но как посчитать окупаемость отдела закупок? Это же не отдел продаж, который деньги в компанию приносит!
0
0
Ответить
Николай, если говорить об окупаемости отдела закупок, то нужно понимать какой именно товар( услугу) нужен предприятию дешевый, и некачественный на 5 лет, а уже потом дорогой и качественный. Или сразу есть денежные ресурсы на дорогой и качественный товар. Но как сотрудник, занимающий безопасностью предприятия скажу, что именно в структуре отдела закупок больше всего сговоров с поставщиками, когда предприятию поставляют такое г..., а диванные специалисты считают- закупили на 2 млн. рублей дешевле это окупаемость, а то, что после года эксплуатации нужно оборудование выкидывать - это проблемы, не закупщиков, а тех кто работает на оборудовании, поэтому отдельно рассматривать логистику, закупки и продажи это просто самоуспокоение. Главный итог в балансовом отчете - чистая прибыльна дату отчетного периода
0
+1
Ответить
Александр, это Вы верно подметили про "диванных" специалистов! Тем более, что закупщики сами не решают ЧТО закупать, они могут решать только ГДЕ (у кого) закупать за бонусы от поставщика. Окупаемость никак не может быть мерилом эффективности работы закупщиков, склада, транспорта и вообще логистов. У нас совсем другие критерии эффективности!
0
+1
Ответить
Николай, согласен на все 100%
0
0
Ответить
Леонид Хандурин
23 августа в 00:20
В современных условиях любые инвестиции упираются в тупик, которым является уровень интеллекта современных специалистов, да и вообще всего населения. Сегодня для внедрения инноваций мало только иметь высшее образование, необходим повышенный интеллект, чтобы не только исполнять, но и совершенствовать. В наше конкретное время большинство (до 90%) владельцев компаний имеют слабое понимание об интеллектуальных инвестициях - в этом и есть все наши беды: денег много, а что с ними делать мужики не знают.
0
0
Ответить
Леонид, Ваша Правда! Интеллект наши новорощенные капиталисты пока не очень ценят, за знания платить много не хотят! Насчёт "денег много" это Вы преувеличили конечно - денег им вечно не хватает, хотя у каждой компании несколько сот миллионов рублей заморожено в товарных запасах, где половина уже неликвиды.
Инновации в интеллектуальные автоматизированные склады, программное обеспечение для управления запасами и закупки почему-то капиталистов не привлекают!
"Кадры решают всё"-Вы правильно заметили, что хорошие кадры- это как крупинки золота в тоннах руды (офисного планктона). Но кто их ценит?
0
0
Ответить
Уважаемый Николай, под термином "денег много" я подразумевал, что их хватает на всё: яхты, частные самолёты, футбольные и иные клубы, Карибы и Сейшелы, Куршавели и проч. - а вот на приличные технологии, развитие компаний (предприятий), по остаточному принципу. В экономически развитых странах самое меньшее 15-20% инвестиций, это интеллектуальные инвестиции, так повелось особенно активно с реализации "Плана Маршалла". Уже в то время заметили, что инвестиции в трудовые ресурсы даёт прирост до 15-20%, инвестиции в капитал (оборудование, технику) даёт прирост до 30%, а инвестиции в интеллектуальную сферу (технологии, умные головы и др.) даёт прирост в 1, 5-3 раза. Это факты, которые известны всем экономистам, но они породолжают вбухивать в трудоресурсы и капитал, так как оттуда легче воровать.
0
+1
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь