Отправить статью

Руководящий или смотрящий. Незаслуженно забытые приемы управления двадцатилетней давности

Бизнес-тренер, эксперт в управлении, фрилансер
Что входит в функционал руководителя? Является ли этот функционал достаточным, чтобы считать себя боссом? Как изменилось представление о роли руководителя и к чему это привело? Ответы на эти вопросы в новом материале Ольги Якимовой из серии «Управление. 20-ть лет спустя».

— Ольга, мне нужен аудит системы управления продажами. Уже третьего руководителя отдела меняем, толку нет. Поговори с ним для начала, посмотри, что за человек. Он вообще профессионал?
Именно с этой темы как-то попросил собственник производственно-торговой компании начать консалтинговый проект.

Встречаюсь с руководителем отдела продаж (по статусу в этой компании — это коммерческий директор). Начинаем выяснять, за что в компании он отвечает, в чем его задачи.

— Я организую работу коммерческого отдела.

— Расскажите, что конкретно вы делаете. Можно описать свой рабочий день.

— Провожу оперативные совещания, контролирую работу сотрудников, приход на работу, соблюдение трудовой дисциплины, собираю с них информацию по планам и результатам работы за день, даю информацию собственнику.

— Все?

— Все.

— А сами продажами занимаетесь? Ведете, например, VIP-клиентскую базу?
— Нет, вся база закреплена за менеджерами, я, как руководитель, организую процессы.

— А кто занимается обучением сотрудников?

— Так мы вас, Ольга, хотели привлечь, как тренера.

— А стратегию развития отдела (продвижение в регионы, позиционирование на рынке, аудит конкурентов) кто делает?

— Этим, наверное, занимается собственник, я не знаю… По идее, этим должен заниматься маркетолог, мы только продаем.

Я понимаю в чем проблема: разное представление о функционале у руководителя и у самого собственника.

Когда слышу подобное описание функционала руководителя (а это не единичный случай, к сожалению), у меня возникает вопрос: это на самом деле руководитель или это смотритель?

Вспоминаю свой опыт. Мне повезло работать в компаниях, где руководитель обладал бОльшим количеством полномочий, отвечал за конечный результат всей работы.

Открывая представительство российской компании в одном из регионов, я сама размещала вакансии, изучала резюме и собеседовала потенциальных соискателей (мой подход к процедуре собеседования описан в предыдущем материале моей колонки в «Деловом мире»). Мы сами (отдел продаж) проводили аудит конкурентной среды, описывали портреты клиентов, проводили перекрестный конкурентный анализ, создавали таблицы конкурентных преимуществ. Учитывая особенности территории, я сама разрабатывала акции, конкурсы, мероприятия, программы лояльности для существующей и потенциальной клиентской базы. А по обучению был заведен такой принцип: в головном офисе с определенной периодичностью проходили тренинги для руководителей, которые, после возвращения в свои филиалы, должны были провести обучение подчиненных. Мы сами разрабатывали и передавали в головной офис предложения по улучшению работы филиала (делали аудит всех систем). И такой подход (ответственности за весь результат работы) был и к руководителю коммерческой службы, и к начальнику отдела логистики, и к главному бухгалтеру.

Такой принцип был принят и в других компаниях, где мне посчастливилось строить свою карьеру. Такой принцип многофункциональности принят и сейчас в ряде компаний, которые сохранили прежние традиции управления. Давайте посмотрим, что изменилось сейчас и к чему эти изменения привели.
Если описать перемены в функционале руководителя в двух словах, то очевидна потеря части функций, связанных с блоком управления персоналом (прием на работу, адаптация, обучение, формирование корпоративной культуры, правил работы, мотивации и пр.) и с маркетингом (работа с рынком, разработка программ продвижения и пр.).

А для того, чтобы вам, уважаемые читатели, было удобнее сравнивать тогда и сейчас — сведу всю информацию в таблицу:

Нажмите на таблицу чтобы увеличить

Это только основные аспекты (самые распространенные из моей практики консалтинга).

Вы возразите, есть компании, чье решение, выделить в отдельный блок функционал маркетинга и управления персоналом, может быть обосновано большим количеством сотрудников, широким распространением по России. Но я знаю примеры, когда точно такой же подход, как 15-20-ть лет назад сохранился в компаниях с 5-7 тыс. сотрудников в штате и с филиалами по всей стране. Да, есть единичные вопросы, которые компания отдает узким профессионалам (дизайнерам, программистам, внешним тренерам и консультантам), но это действительно обоснованные и узкоспециализированные темы, для которых держать в штате выделенного сотрудника нет никакой необходимости.

Итак, мой опыт будет полезен тем, кто заинтересован в повышении эффективности вопросов управления. И понятно, что важно уметь адаптировать полученную информацию под себя, свою компанию, бизнес-процессы.

Для собственников


Задайтесь вопросом, тот формат управления (функционал руководителя, распределение функций внутри компании) действительно приносит пользу (прост, дешев, эффективен) или усложняет работу компании?

Когда вы задумываетесь о создании той или иной должности, не придумывайте ей название, а просто опишите функционал. Вполне возможно вам нужен не руководитель, а администратор, старший менеджер или просто перераспределение задач между существующими сотрудниками. Определение того, кто вам нужен — это же и вопрос соответствующего вознаграждения, но не за название должности, а за фактически выполняемую работу.

Вы, и только вы, уважаемые собственники, можете понять, чего вы ждете от руководителя, чтобы, как в нашей истории, не перебирать варианты, а договариваться о едином понимании на берегу. Мы часто говорим «руководитель», а подразумеваем разные задачи и результаты.

Для руководителей


Я понимаю, что сейчас пошел тренд — специализация. И одни сотрудники отвечают за маркетинг, другие за персонал… Но открою вам страшный секрет: если вы в совершенстве будете владеть еще навыками маркетолога, уметь формировать профессиональную команду, обучать сотрудников — вам цены не будет на рынке труда.

Ибо за последние несколько лет многие руководители видят свой функционал только в организации работы, как в той истории, с которой началась эта статья, а собственник хочет «три в одном». И я с ним согласна. Это как раз тот случай, когда одна голова, но с тремя функциями — организатора, HR, маркетолога — лучше, чем три отдельных головы. Многофункциональные устройства (да простите меня за такое сравнение, себя я так же называю) дороже стоят на рынке и могут выбирать, по какой функции специализироваться в большей степени.

Как всегда — выбор за вами!

Просто порой лучшее — это хорошо забытое старое.

А в следующей статье из серии «Управление. 20-ть лет спустя» мы вспомним, как изменились подходы в обучении сотрудников. Сравним с вами «тогда» и «сейчас».
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
19 комментариев
Николай Лобанов
07 сентября в 12:55
Автор, статьёй поставил старый вопрос, ответ на который лежит в современном тренде управления- Переход от административного управления у функциональному (логистическому) управлению бизнес-процессами является конкурентным преимуществом в сегодняшним бизнесе!
По сути есть две системы работы:
1. Лебедь, рак и щука!
2. Бурлаки на Волге!
Результат работы системы №1 мы знаем из басни Крылова: А воз и ныне там!
К сожалению, многие компании выстраивают работу именно по системе№1
Работа по системе№2 - это командная работа под единую цель!
Странно, что автор при аудите начальника отдела продаж не поинтересовался у Собственника: Описаны ли бизнес-процессы компании? формализованы ли они? Что должен делать начальник ОП по своей Функциональной инструкции? Как его функции взаимосвязаны, синхронизированы, координированы с функциями других сотрудников компании?
0
0
Ответить
Николай, благодарю за комментарий и вопрос. Я не описывала весь процесс работы в данной компании, так как это отдельная история. Если собственнику было удобно при первой же встрече дать мне возможность пообщаться с руководителем - нет проблем.
Естественно, все в компании прописано. НО! Вопрос в том, что два человека вкладывали разный смысл в одни и те же термины и сами термины были очень абстрактны (это отдельная тема для разговора).
И делюсь, между прочим, очень полезно узнавать информацию о том, как все устроено в компании из первых уст (от собственника, сотрудников и пр.), и только потом смотреть документы. Тогда становится понятно, в чем проблема:
- не описано
- описано, но не знают,
- описано, но криво,
- описано, знают, но не понимают,
- описано, понимают, но не выполняют,
- выполняют, но плохо...
Это диагностика факта. Документы - диагностика намерения))
0
+1
Ответить
Николай Лобанов
07 сентября в 14:19
Привет Ольга! У каждого консультанта свои методы и этапы сбора исходной информации о компании для анализа.
Я, например, сначала прошу заполнить свои опросные листы, которые помогают определить "узкие места" и "болевые точки".
Затем провожу интервьюирование сотрудников с акцентом на этих "узких местах"!
А на третьем, важнейшем этапе, я провожу мониторинг работы всех сотрудников в реальном времени делаю фотографию рабочего дня с хронометражём по всем основным операциям, так как лучше "один раз увидеть, чем сто раз услышать!".

0
+1
Ответить
Николай, а я сторонник гибкого подбора способов аудита и в зависимости от задач, которые стоят)) и порой мой аудит начинается с простого звонка или визита. Я думаю, что на фразе "у каждого свои", стоит закончить обсуждение методов исследования проблем заказчиков))
0
+1
Ответить
Александра Кап
08 сентября в 05:31
Коллеги!
Согласна с Вами, что у "каждого свои методы работы". Что касается статьи, то полностью согласна с автором и эта информация очень актуальна сейчас. Но ...думаю начинать нужно с собственника(первопричина четко указана в статье) с его видения работы компании и его навыков. Чтобы механизм работал как единое целое руководитель должен участвовать в подборе ключевых работников, организовывать взаимосвязи отделов...Это может быть собственник бизнеса или наемный директор, которому собственник "не мешает работать", только контролирует результат и дает обратную связь. А параллельно: регламенты, поиски узких мест.
К сожалению, такая система работы характерна для компаний которые выросли из малых организаций за счет упорства и большого труда основателей бизнеса, в которых они сами тянули "лямку", вникали во все и единолично отвечали за результат.
0
+3
Ответить
Александра, все верно. Правила работы в компании задают собственники. Именно поэтому в конце статьи обращение к ним. Но, понимая, что не всегда мы можем повлиять на решение собственника, даю советы и наемным сотрудникам, которые повышают конкурентоспособность на рынке труда.
0
0
Ответить
Ольга Якимова
08 сентября в 16:34
Про внезапность контроля. Это один из 5 видов контроля вообще и по оценке эффективен именно тем, что не даёт возможности контролируему подготовиться по времени и предмету контроля. Именно так работает тайный покупатель, выборочная инвентаризация, контроль работы магазинов руководством в выходные и праздничные дни и пр. Поведение сотрудников меняется, когда они знают, что идёт аудит. Иногда собственники шутят: хоть постоянно аудит проводить для повышения эффективности. Кстати, обратите внимание. Мы обсуждаем весьма незначительную деталь, а не суть статьи))
0
0
Ответить
Ольга, а в чём суть статьи?
Наивно думать, что Собственник только смотрит и ничем не управляет!
Бардак в компании = бардак в голове Собственника!
Или бывает так, что Собственник специально создаёт условия для бардака, следуя дьявольскому принципу: "Разделяй и властвуй"!
Зачем? Очень часто для удовлетворения своих амбиций в унижении людей, дабы возвыситься!
Создав бардак, Собственник имеет возможность получить факт плохой работы сотрудников, чтобы собрав их всех сказать им, что они ничтожество, что они не профессионалы, а значит не заслуживают хорошей оплаты за свой труд!
При этом Собственник убивает сразу двух зайцев: 1. Снижает ФОТ 2. Психологически возвышает себя любимого над серыми массами!
Кстати, в своих аудитах я эту картину вижу весьма часто!
0
0
Ответить
Елена Корнеева
08 сентября в 17:47
Отличная статья!
Руководитель должен организовывать рабочий процесс, а для этого он должен быть наделен большим функционалом, знаниями, навыками дабы объединить все отделы, ступени становления продукта (услуги) под эффективным началом.
0
+1
Ответить
Елена, точно. Самое важное, что только владея большим функционалом, руководитель пользуется авторитетом у подчиненных. Сотрудники всегда знают, кто их руководитель: смотрящий или настоящий профессионал.
0
0
Ответить
Александр Нестеров
09 сентября в 18:52
Еще раз укрепился в мысли о первичности функционала при вводе нового сотрудника.
0
+1
Ответить
Александр, да. И функционал должен быть а)прописан, б)одинаково понимаем обеими сторонами.
0
0
Ответить
Леонид Хандурин
10 сентября в 09:29
В приведенной беседе много лишних вопросов, ответы на которые не дают ясной картины о личности претендента. Это не даёт информации о конкретном уровне претендента, но понижает уровень руководителя задающего "слабые" вопросы. Это похоже, когда экзаменатор пытается "вытянуть" экзаменуемого простым вопросом, что экзаменуемый не надеявшийся на такое "везение" просто ошарашен от счастья, но затем "спотыкается" и думает, что это какой-то подвох. И тут его "заклинивает".
0
0
Ответить
Леонид, к сожалению, такое расплывчатое представление о своем функционале не отдельный случай. И я думаю, что если человек знает, что он делает и за что отвечает - сможет рассказать при любых обстоятельствах. В рамках темы, которую я хотела раскрыть (показать разницу функционалов), этого достаточно. Безусловно, оценка профессионализма сотрудника проводится не только (не столько) на основании простого общения.
0
+1
Ответить
Уважаемая Ольга, если как автор Вы так считаете, то я возражать не буду, автору виднее конкрктная значимость функционала. Тем более, я не о форме, а о содержании. С уважением.
0
0
Ответить
Ольга Якимова
01 октября в 19:37
Я как раз о содержании. И о содержании требований к должности, которые должны знать обе стороны: и принимающая и принимаемая (работающая).
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь