Отправить статью

Бухгалтерия — спецназ компании, главбух — командир спецназа

Бухгалтерия многим представляется тихим местом с женщинами в очках. Однако на самом деле она во многом напоминает войска специального назначения, где главбух является командиром спецназа! Не верите? Бизнес-тренер Александр Крымов привел десять доводов в пользу этой версии.

Бухгалтерия — спецназ компании, главбух — командир спецназа
Иллюстрация: sandr2002/Depositphotos
Бизнес-тренер, бизнес-консультант, автор книг
Казалось бы, что может быть банальнее, чем бухгалтерия? Одна из самых массовых профессий! Но так может рассуждать только тот, кто никогда этой работой не занимался. Бухгалтерия — это особый мир, и проблемы ее дилетанту не понять. И она занимает в компании уникальное место. Я люблю сравнивать между собой разные профессии. По сути дела, а не по названию. Иногда получаются неожиданные вещи. Как ни странно, бухгалтерия, — тихое место, где женщины сидят за компьютерами, во многом напоминает войска специального назначения. Чем же? Сходств не меньше десяти!

1. Главное: бухгалтерия и спецназ служат одной цели — Родину, фирму, защищают. В этом благородная миссия и тех, и других. Некоторые читатели моей предыдущей статьи написали, что бухгалтер — это агент налоговых органов внутри компании. Категорически нет! Бухгалтерия призвана защищать интересы компании, создавая вовне полную иллюзию законности. А если это не так — разгоняйте свою бухгалтерию и нанимайте правильную. Кстати, спецназ тоже мастер создавать иллюзии, что его типа нет. Есть «вежливые люди».

2. Как и спецназ, бухгалтерия не имеет права расслабляться. Конечно, бывают и более, и менее напряженные периоды. Но просто спокойных — никогда. Постоянная боеготовность! Нельзя работать с бухгалтерами, которые при каждом очередном ахтунге начинают стонать: «А я не могу…», «А мне ребенка забирать из садика надо….» и пресловутое: «А что мне за это будет???» Таких тоже надо почистить.

3. Спецназ подчиняется суровой дисциплине, основанной на уставах. Разгильдяям там не место! То же — и в бухгалтерии. Правила бухучета строги и едины. Безалаберный бухгалтер — такой же нонсенс, как слепой снайпер. Если в вашей бухгалтерии болтаются какие-то непонятные дамочки, которые неизвестно что делают, это повод категорически обновить состав.

4. Цена ошибки. В спецназе ошибка одного приводит к гибели всех. Бухгалтерская ошибка может разорить компанию.

5. Опасность. Спецназовца могут ранить или убить. Главбуха — посадить. Есть такой анекдот: «Я знаю хорошего человека на должность главбуха, только ему еще три года сидеть». А у меня есть университетская подруга, основатель Союза женщин-предпринимателей Башкортостана. Я спросил: а чем ты там занимаешься? Она говорит: например, женщинам-заключенным помогаем. Показала фотку: 15 милых, интеллигентных дам. Кто? — главбухи…

6. Что делает спецназ, пока не воюет? Тренируется. Иначе потеряет боеготовность. И бухгалтер, если не будет постоянно повышать квалификацию, отстанет от быстро меняющейся жизни.

Наши милые фискальные органы только и делают, что изобретают новые правила. Чтобы нам скучно не было. Поэтому настоящий бухгалтер минимум раз в год, а то и чаще, должна учиться.

7. Нагрузки. Кто идет в бухгалтеры в надежде на вольготную жизнь, вылетает из профессии после первой же сдачи квартальной или годовой отчетности. Когда и ночами приходится сидеть.

8. Стрессы. Бухгалтеры постоянно все дергают. А при проверках — так вообще не до сна. Бухгалтеру необходима стрессоустойчивость десантника!

9. Служба бухгалтера, как и спецназовца, и опасна и трудна… Но на первый взгляд как будто не видна. Во многих компаниях бухгалтеры сидят в отдельном изолированном помещении, их далеко не все и в лицо знают.

10. Один — за всех, все за одного! Отделение спецназа и бухгалтерия эффективны, только если действуют как команда, постоянно помогают друг другу.

Ну как, достаточно? Теперь, придя на работу, вы можете смело сказать подчиненным: «Девочки, мы с вами — спецназ!»

Если бухгалтерия — спецназ, значит главбух — командир спецназа. Батяня (точнее — маманя — комбат. Его (чаще — ее) должен отличать огромный личный авторитет, как среди подчиненных, так и среди руководителей компании.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
24 комментария
Леонид Хандурин
22 апреля в 05:05
Уважаемый Александр, а Вы часом не переслужили, не пора ли увольняться в запас или отставку, или ещё куда-то там? А может вместо спецназа в МЧС податься, в спасатели? Шутка, конечно. Но и статью я воспринимаю, как тонкий Ваш юмор.
0
0
Ответить
Леонид, вы почти в точку. В каждой шутке есть доля....шутки. Во всяком случае, когда я на семинарах объясняю Главбухам, что они - спецназ, им это очень льстит :))))
0
+1
Ответить
Александр, мне досадно за импульсивную некорректность в моём предыдущем комментарии (в ответе Леониду Хандурину). Поэтому изложу комментарий второй попыткой.

В статье и в дискуссии игнорируются основы – директивные документы государства – о бухучете и главбухе? Эти документы определяют бухгалтерию как государево око в предприятии; и главбуха – как Нестора-летописца, описывающего экономическую деятельность предприятия на языке счетов; описывающего ради фискальной цели государства.

Государство позиционировало бухучет и главбуха в штат предприятия, принудив тем самым их к роли «где кормлюсь – за то и бьюсь» (иначе говоря, создало предпосылки к возникновению ситуаций, в которых «лекарство не борется с заразой, а сотрудничает с нею»).

Очевидно, что бухучет и главбух должны быть независимыми от объекта, который они контролируют. Но, как это сделать? Позиционировать их в штат фискальных органов? – Наверняка это приведёт к проблемам (к примеру, в учете первичных документов). Но, что безусловно:
--- фискальные отчеты должны предоставляться от имени главбуха;
--- подпись руководителя предприятия в этих отчетах должна иметь смысл «ознакомлен».

Основанием вышесказанного является опыт обеспечения и организации работы бухгалтерий. В частности, опыт перестройки работы бухгалтерий в холдинге. Главное в перестройке состояло в следующем: учет первичных документов стал осуществляться работниками планово-экономических отделов (конечно, при двойном подчинении – и соответствующим главбухам). Причина – большая разница в ритмике:
--- учет – желательно осуществлять «день в день»;
--- фискальные отчеты – «раз в месяц».
Я давно уже не касаюсь вопросов бухучета. Но, кажется, нечто подобное тому, что мной было организовано, сейчас осуществляется при главбухе-фрилансере.

Кстати, при вышеизложенном понимании исчезнет ошибочное представление о главбухе, как втором лице в иерархии управленцев предприятия.
0
0
Ответить
Леонид, ответ автора статьи меня не устроил. Поэтому, отвечу и я.

Без намерения обидеть, скажу по содержанию статьи: оное – не тонкая шутка, а толстая-тупая профанация.

О чем говорить с говорунами, если они игнорируют основы – директивные документы государства – о бухучете и главбухе? Эти документы определяют бухгалтерию как государево око в предприятии; и главбуха – как Нестора-летописца, описывающего экономическую деятельность предприятия на языке счетов; описывающего ради фискальной цели государства. С другой стороны, государство подлым образом позиционировало бухучет и главбуха в предприятии. Ибо, оные должны состоять в штате фискальных органов. И фискальные отчеты должны предоставляться от имени главбуха. А подпись руководителя предприятия в отчетных документах должна иметь смысл «ознакомлен». Тогда исчезнет причина, по которой главбух тужится на роль второго лица предприятия.

Какие последствия неправильного позиционирования? – Главбух, вместо радения об интересах государства, действует в соответствии с правилом «где кормлюсь – то и защищаю». Вот и получается, что «лекарство не борется с заразой, а сотрудничает с нею».

Вышесказанное имеет основание. – В опыте перестройки работы бухгалтерий в холдинге. Главное в перестройке состояло в следующем: функция учета была перенесена из бухгалтерий в планово-экономические отделы. Причина – большая разница в: ритмике учета и ритмике составления фискальных отчетов.
Естественно, учетчик в ПЭО был в двойном подчинении – и у начальника ПЭО, и у главбуха.
0
0
Ответить
Татьяна Григорьева
22 апреля в 05:51
мне нравится, покой нам только снится.
0
+1
Ответить
Владимир Крылов
22 апреля в 06:15
Александр, Вы правы и я с Вами согласен - главный бухгалтер и бухгалтерия - это передовая часть любой фирмы. У меня большой стаж руководителя и очень скоро я понял , что такое главбух и всегда всем своим замам сразу говорил , что главбух - это мой зам. и многие вопросы рекомендовал согласовывать с ней и с экономистом - это очень сильная спарка если работают дружно и в унисон.
0
+2
Ответить
Вы мудро поступаете.
0
0
Ответить
Олег Жуков
22 апреля в 06:32
Вы меня конечно извините! Но такой чуши я еще никогда не слышал! Бухгалтера это обособленное подразделение в компании, которые вообще не хотят ничего делать. Приходилось работать в разных торговых организациях и везде итог один и тот же. Много отделов работают на то, чтобы принести прибыль в компанию (и соответственно к своей з/п). а бухгалтера только "палки в колеса вставляют" лишь бы им было поменьше работы. Если они и спецназ, то только в том, что мешают другим работать придумывая разные причины для того, чтобы не выполнять в полной мере свою работу. А если глав.бух - зам. руководителя, то извините, но это очень плохой руководитель. Давать власть в руки людям, которые при учебе на бухгалтера проходят дополнительные курсы по теме "как сделать так, чтобы тебя ненавидели все в организации" это чересчур.
0
+1
Ответить
Олег, резковато, но среди других комментирующих, я бы стал на Вашу сторону. Почему-то здесь не упоминают "приходящих" бухгалтеров. А они тогда, кто? "Штирлицы" в компании? Появился раз в месяц или не появляясь документы взял, отчёт принёс и вся работа в коллективе. Бухгалтер, возможно и не мешает работать, но часто тормозит существенно. И если привнести немного сатиры в нашу дискуссию, то в любом детективе связка директор-главбух никогда не бывают потерпевшими, но часто - подозреваемыми. Разве что в фильме "Белорусский вокзал" бухгалтер в контрах с директором, но там стержень - ветеран. Там даже не из спецназа, а из 10-го десантного батальона.
0
0
Ответить
Бухгалтер не тормозит. Он защищает Вас от опасных (с точки зрения закона ) действий.
0
0
Ответить
Олег, примите мои искренние соболезнования...
0
+1
Ответить
Татьяна К. Олег Жуков
22 апреля в 09:51
Уважаемый Олег, Вы меня извините, но мне Вас искренне жаль. Не знаю, какие Вы должности занимали в компаниях в которых работали, но с таким отношением к бухгалтерии Вы не сможете иметь успешный и перспективный бизнес. Вам скорее всего не везло с профессиональными бухгалтерами. Если Вы занимаетесь бизнесом, то рано или поздно Вы измените свое мнение. Это произойдет тогда, когда у Вас будет возможность поработать с настоящими профессионалами в области бухгалтерии или же тогда, когда из-за такого Вашего отношения к бухгалтерии серьезно пострадает Ваш бизнес, понесет большие потери. И чем раньше Вы поменяете свое отношение и научитесь работать сообща с бухгалтерией, тем успешнее будет Ваш бизнес. Искренне Вам этого желаю!
0
0
Ответить
Олег Жуков Татьяна К.
22 апреля в 10:05
Tatyana! Не знаю какую должность занимаете Вы, но я работая в разных компаниях занимаю руководящие должности по своему направлению. Я работал в компании, где один только штат бухгалтеров составляет примерно 80 человек. Везде, абсолютно везде я встречался с тем, что бухгалтер вместо того, чтобы придумать как сделать то или иное бежал к генеральному и пытался уговорить не воплощать в жизнь определенные вещи только для того, чтобы было меньше работы. Спасибо генеральному!!!(очень грамотный руководитель), который при взвешивании всех рисков и объема работ бухгалтерии, всегда вставал на сторону коммерческой службы для получения дополнительной прибыли предприятия. Даже сейчас, работая в крупной организации, я уже полгода бьюсь за то, чтобы бухгалтера наладили партионный учет и не рассчитывали себестоимость по среднему (думаю Вы меня поняли для чего это), но в ответ слышу, что это невозможно, что нужно перепровести документы за 4 года. Но тогда возникает вопрос! Что делал "спецназ" эти 4 года? Почему нельзя все это сделать с самого начала? Скажите мне - какое после этого отношение должно быть к бухгалтерии? Почему предприятие из-за их лени теряет прибыль? И эти люди называют себя профессионалами! Я Вам обещаю), что обязательно изменю свое мнение к бухгалтерии, когда увижу что они работают на общее дело, а не на то, как бы сделать так, чтобы у них было поменьше работы.
0
+1
Ответить
Татьяна К. Олег Жуков
22 апреля в 10:22
Олег, я более 20-ти лет работаю главным бухгалтером в разных сферах бизнеса. Многие крупные предприятия запускала с "0", выстаивала бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, автоматизировала многие процессы на предприятиях и не только в бухгалтерии, поэтому знаю о чем говорю. Та ситуация в бухгалтерии, которую Вы описываете, только подтверждает то, что Вам почему-то не везет с бухгалтерами… Правильный главный бухгалтер, в моем понимании, если идет к генеральному говорить о том, что нечто нельзя воплотить в жизнь в данном варианте, то должен обязательно предложить вариант как это же можно сделать по другому с наименьшими затратами, а лучше не один вариант, а несколько. По поводу партионного учета - так это как раз и говорит об уровне профессионализма Ваших бухгалтеров. Партионный учет надо было выстраивать изначально, а не спустя четыре года работы, здесь я с Вами полностью согласна. Сейчас это действительно сложно сделать по причине того, что перепроведение документов за столь длительный период займет много времени, но сделать это можно и надо. Как это сделать я знаю. Думаю, что у Вас все получиться, если не с этой бухгалтерией, то с другой. Желаю Вам все-таки поработать с профессиональными бухгалтерами! Поверьте - это интересно и приносит только пользу бизнесу! Удачи Вам!
0
0
Ответить
Татьяна Федорук
22 апреля в 06:55
Статья замечательная, распечатаю (если Вы не против) и отдам дамам в бухгалтерию Пусть собой гордятся!
0
+1
Ответить
Ольга Левченко
22 апреля в 07:45
Я десять лет проработала главным бухгалтером ... Работа под девизом :" От сумы и от тюрьмы не зарекайся". Урон для здоровья катастрофический ! Спасибо за статью. Все правда.Главные бухгалтера и их коллеги , берегите себя ! Помните , что жизнь у вас одна.
0
+1
Ответить
Владимир Крылов
22 апреля в 08:29
Чтобы Вы не говорили, но у каждого есть своя точка зрения, думаю ни кто не претендует на первенство и не утверждает, что его мнение лучшее и это надо применять. Я думаю , что в наших обсуждениях каждый найдет что то свое, а не найдет тоже неплохо. Одно могу сказать, что мы не в праве судить хорошие мы руководители или нет, так как разговор вертуальный и мы не знаем того , что было в каждой из наших организаций, однако в семье не без плохих работников, что в сфере бухгалтеров , то и в других службах в том числе и среди нас руководителей. Но соглашусь с тем, что бухгалтер защищает интересы предприятия и защищает руководителя. Я всегда давал задания решения вопросов и первое что говорила главбух - это нельзя сделать, однако, когда я ей давал задание продумать как решить поставленную задачу без криминала , она решалась так как находились пограничные решения.
0
0
Ответить
Владимир, главбухи, как и юристы, бывают 2-х видов: миссис "NO" и миссис "Yes". Первые видят свою миссию в том, чтобы объяснять своему Шефу, что ему НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ. Вторые - найти решение, КАК МОЖНО. Первых надо гнать поганой метлой, а вторые - это и есть спецназ компании :)
0
+1
Ответить
Татьяна Алексеева
22 апреля в 08:44
Статья немножко с юмором, но автор проникся совершенно обоснованно профессиональной нагрузкой на бухгалтерию компании. Успех компании пропорционально зависит от работы бухгалтерии.С одной стороны, кажется, что бухгалтера выполняют функцию документарного оператора.С другой стороны, кажется работа не сложной и однообразной. И только человек, прикоснувшийся к этой профессии в прямом смысле слова, может судить на сколько нужно быть ответственным и дисциплинированным человеком, чтобы состояться в профессии. Обязательно распечатаю и покажу своим девочкам-)))
0
0
Ответить
Ирина Владимирова
22 апреля в 09:23
Прямо в точку! Статья написана живо и с юморком. Здесь рассмотрен классический пример ответственной бухгалтерской службы. Главное условие слаженной работы в бухгалтерской службе-это полное взаимное понимание зоны ответственности каждого сотрудника.
0
0
Ответить
Татьяна К.
22 апреля в 09:32
Добрый день, Александр! Повеселили, но все в точку! Интересные аналогии Вы проводите в своей статье, со всеми пунктами согласна, что-то в этом есть... Спасибо за статью и за позитив!
0
0
Ответить
Ольга Чернышова
22 апреля в 10:37
Интересная параллель! Спасибо за идею, попробую с подобной позиции рассмотреть другие службы в своей компании.
0
0
Ответить
Олег Галицкий
22 апреля в 10:45
Мне понравилось. Все подмечено точно, и аналогии красивые подобраны. Чувствуется близкое знакомство с бухгалтерией.
0
0
Ответить
Ольга Калугина
22 апреля в 11:01
Совешенно верное сравнение.
0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь