Отправить статью

Допустимо ли манипулировать людьми?

Cоветский, российский психолог, доктор психологических наук, профессор
Все, кто по службе имеет дело с людьми, неоднократно слышали о такой форме воздействия, которую все называют «манипулированием». При этом подавляющее большинство оценивали это явление весьма негативно. Но так ли это на самом деле? Как профессиональные психологи понимают то, что в обиходе называют «манипулированием сознанием»? Поговорим, дабы не оказаться в неловком положении, когда Вы будете сами со вполне благими намерениями заниматься манипулированием (оказывается, Вы это делаете каждый день, да и не один раз в день))). Поговорим о манипулировании Вашими деловыми собеседниками и о манипулировании Вами Ваших деловых собеседников.

Почему считается, что манипулирование недопустимо?

Практически все, кто пишут об этом феномене, определяют манипулирование как: 1 воздействие на подсознание человека, 2 воздействие осуществляемое всегда помимо воли человека или даже вопреки воле, а также 3 воздействие, которое преследует корыстные цели и всегда оценивается как безнравственное.

А отсюда — практически все авторы определяют манипулирование как явно отрицательное явление, то есть, утверждают, что с позиции морали «манипуляция сознанием человека» недопустимо.

Но есть ли для такого утверждения основание?

Когда при обучении наших слушателей (юристов) технологиям психологического воздействия на людей мы касаемся и манипулятивного воздействия, то вот как они отвечают на вопрос, почему манипулирование не допустимо:
  • «Потому, что аморально воздействовать с корыстными целями»;
  • «Потому что воздействие на подсознание, скрытное воздействие на психику человека недопустимо»;
  • «Потому что нельзя воздействовать помимо воли самого человека, не говоря о воздействии против воли»;
  • «Потому что манипулирование недопустимо» — «Почему?» — «Потому что это манипулирование сознанием»…
Но все ли эти «криминалы» являются действительно «криминалами»? Поговорим. И начнем с наиболее часто высказываемого возражения: «…Потому что нельзя воздействовать на подсознание (если это не в медицинских целях), да, тем более, воздействовать помимо воли самого человека…».

Воздействие на подсознание: как Ваши коллеги это делают по многу раз в день с добрыми намерениями!

Вы встретили в коридоре офиса своего коллегу и услышали от него обычное «Здравствуйте», т.е. услышали в свой адрес пожелание здоровья. Приятно? Ну, конечно. Правда, ответив и ему, Вы тотчас же и забыли об этом событии, ибо событие всё-таки — рядовое.

Но в соответствии с теорией психологии подсознания этот забытый Вами приятный сигнал не пропал, а проник в подсознание, где это чувство приятного уже в соответствии с другим законом психологии будет ассоциировано с именем того Вашего коллеги.

А в результате произошло некоторое усиление Вашего позитивного отношения к этому человеку (который сделал Вам приятное). А если при этом он еще и улыбнулся бы Вам… или даже слегка коснулся бы Вашей руки… или использовал иные психотехники (сказал «спасибо»…)… то Ваше положительное отношение к нему еще более упрочилось бы… (Правда, Вы не осознавали ни того, что этот сигнал — приятный, ни того, что этот приятный сигнал в Вашем подсознании ассоциировался с именем этого человека, ни то, что к этому человеку Ваше положительное отношение упрочилось (ведь приятный же был сигнал о пожелании здоровья).)
А поскольку все эти действия подпадают под определение манипулирования, то и получается, что Ваш коллега — манипулятор чистой воды! Ибо и своим «Здравствуйте», и своей улыбкой (а улыбка — «это пароль для друзей»), и своей доброй интонацией, и т.п. — он усилил Ваше расположение к себе, воздействуя на Ваше подсознание помимо Вашей воли.

Воздействие на подсознание: как Вы это делаете по многу раз в день и даже помимо воли Вашего собеседника!

Да не только он вот такой манипулятор! А Вы? Сколько раз сегодня Вы таким образом манипулировали другими людьми? И именно манипулировали, поскольку влияли на их подсознание помимо их воли.

И получается, что мы все влияем на подсознание других людей помимо их воли и много-много раз в день. И получается, что мы много-много раз в день манипулируем другими людьми. Кто против?

— Хорошо, я согласен, автор, что воздействие на подсознание с добрыми намерениями, как в этих примерах, допустимо. Ну, а если человек всё это делает с корыстными целям? Вот ведь о чем идет речь, когда говорят о манипуляции сознанием!

— Понимаю, дорогой мой оппонент. Только ведь когда Вы ему сказали «Спасибо» — Вы ведь сделали это… с корыстной целью!

— Как это!?

— Поговорим. Только вначале, как и положено, сделаем вывод по поводу «недопустимости воздействия на подсознание помимо воли человека». Получается — допустимо. Получается, можно. И тогда — продолжайте манипулировать улыбаясь коллегам, манипулировать желая здоровья знакомым, манипулировать… манипулировать… Можно, получается. А вот теперь — и о корысти, как о главной характеристике манипулятивного воздействия. Поговорим.

Манипулирование с корыстной целью — разве это плохо?


Манипулирование является «криминалом», когда корыстной целью является завладение «кошельком» собеседника, т.е. когда хотят причинить ущерб или даже нанести человеку вред. Согласен. А если влиять на подсознание, влиять помимо воли человека и влиять, преследуя корыстные цели (сколько «криминала!»), но если при этом корыстная цель не материального порядка? Например, я влияю на Ваше подсознание помимо Вашей воли только с одной целью — расположить Вас к себе — это манипулирование?
— А это всё зависит от того, с какой целью Вы будете меня располагать к себе… может, чтобы кошелек украсть?

— Нет, дорогой мой оппонент, я хочу расположить Вас к себе, чтобы мы дружили, чтобы у нас были хорошие отношения…

— И всё?

— Ну да…

— Но тогда какая же это корысть-то? Тогда никакой корысти тут и нет, профессор!

— Ошибаетесь, дорогой мой оппонент, цель расположить человека к себе воздействуя на его подсознание помимо его воли — это еще какая корыстная цель! Поговорим.

Корыстная цель с благими намерениями — возможно ли?


Вы хорошо воспитаны, и поэтому у Вы есть потребность сказать «здравствуйте», сказать «спасибо», сказать «очень приятно познакомиться»… Приучены, воспитаны, имеете такую потребность… А когда Вы удовлетворяете свою потребность делать людям хорошо, Вы испытываете при этом чувство удовлетворения, получаете положительные эмоции (что не всегда Вы осознается). А положительные эмоции (в отличие от отрицательных) — это комфортное состояние для психики, для организма. А комфортное состояние способствует сохранению и продолжению жизни. (Кстати, Вы слышали, что оптимисты живут дольше, чем пессимисты? Нет? Тогда наверняка слышали: «Улыбайтесь почаще, и Вы продлите свою жизнь». Оказывается, в этом высказывании, в этой рекомендации — глубокий психофизиологический смысл).

Выгодно ли делать себе хорошо? Или «корысть» и «выгода» — синонимы.

Итак, когда Вы делаете человеку хорошо, Вы одновременно делаете хорошо и себе.
И получается, что человек вовсе ни бескорыстен в своих действиях (добровольных, разумеется): чтобы он ни делал, он при этом удовлетворяет — в конечном счете — свою главную потребность — потребность в самосохранении. Вы захотели сказать человеку «здравствуйте» (пожелать ему здоровья), Вы захотели сказать ему «спасибо» («спаси Бог» — попросить Бога спасти его) — захотели и сделали — значит, удовлетворили свою потребность.

— Но ведь и человеку я таким образом сделал хорошо.

— Верно, дорогой мой оппонент, и человеку, ибо, не будь у Вас удовлетворения от этого сделанного, то и «руки бы не подал», «слова доброго ему не сказал бы».
А что такое «корысть», как не стремление сделать себе хорошо?

Желание сделать себе хорошо не обязательно за счет других — это и есть корысть…

И получается, что любой поступок человека (добровольный — не устану повторять) — суть корыстный поступок, ибо он направлен на самосохранение человека. Вы лучше «сохранитесь» тогда, когда Вам будет хорошо, а Вам будет хорошо тогда, когда Вы сделаете хорошо другому человеку (хорошему, разумеется). Вот и вся логика. Только помните, пожалуйста: обычно так люди не рассуждают, так они не говорят себе обычно, и в их сознании такого мотива поведения обычно нет. Но от этого механизм, именуемый «инстинкт самосохранения», не перестает работать.

А теперь вернемся к манипулированию. Воздействие на подсознание помимо воли человека с корыстной целью далеко не всегда безнравственно. Манипулируйте и с корыстной целью, если другому от этого не плохо, если он не потеряет от этого свой кошелек или не будет иного ему ущерба или вреда.

А теперь скорректируем ранее представлено определение манипулированию, как недопустимое воздействие: допустимое манипулирование — это воздействие на подсознание человека помимо его воли с корыстной целью, но без нанесения ущерба или вреда этому человеку. Годится?

— Может, в этом и есть некая логика, только… а вот если это воздействие осуществляется вопреки воле человека? Скажете, тоже допустимо? Или, если у человека против его воли создают желание? А ведь так и делают при манипулировании… как тогда?

— Вопрос серьезный. Поговорим.

Воздействие на психику человека вопреки его воле — допустимо ли? Оказывается, допустимо.
…А допустимо потому, что используется, во-первых, вполне официально, а во-вторых, в самом гуманитарном виде профессиональной деятельности — в педагогике, при воспитании подрастающего поколения.

Хотя академическая педагогика (отечественная) ничего не говорит о воспитательном воздействии на подсознание детей, в практике воспитания это — постоянное явление. Ведь кто такой воспитанный ребенок? А это тот, который совершает необходимые действия («уступить место старшим», «мыть руки перед едой», «вежливо разговаривать», «помогать товарищу» и т.п.) не задумываясь, надо ли так делать или не надо. А это будет только тогда, когда подобные действия будут осуществляться автоматически, подсознательно, т.е. осуществляться по программам подсознания. Воспитанный человек не должен задумываться надо протянуть руку утопающему или не надо, надо поблагодарить за помощь или не надо…, не говоря уж о том, надо ли вымыть руки пред едой или не надо… педагоги говорят, что «это должно быть у ребенка в подкорке» (простим их психологическую неграмотность… для некоторых из них «подсознание» — не из их тезауруса).

А чтобы так и получилось, надо эти ценностные ориентации переводить в подсознание детей помимо (а чаще и вопреки!) их воли. Ему не хочется делать уроки, он не хочет, чтобы ему об этом говорили, чтобы его «заставили» это делать… И тогда опытный педагог адресует свое воздействие подсознанию, вызывая у ребенка (подростка) желание учиться вопреки его воле! Повторю, в отечественной педагогике об этом не говорится, отечественная педагогика во многом либо директивная: «не хочешь — заставим», вместо: «не хочешь — сделаем так, чтобы захотел», либо рационалистичная: «ребенку надо объяснить». И это — еще одно заблуждение, поскольку, во-первых, понимание, знание не являются сами по себе детерминантой поведения (Может, мы еще будем иметь возможность опровергнуть распространенный лозунг «Знание — это сила»… может, поговорим и об этом заблуждении). А во-вторых; источником мотивации являются не знания, а собственные потребности (желания) человека. Ну, а кроме того, в психологии описаны ситуации рационально неразрешимых противоречий, когда рационализация в принципе невозможна.


Заставить человека сделать что-либо, или сформировать у человека желание это же сделать — что же лучше?


И что лучше: заставить делать против воли или сформировать желание это делать порой тоже вопреки воли? Ведь не так уж много найдется детей, которые бы изначально желали, сами желали бы — от рождения желали бы делать все то, что родители и воспитатели их заставляют делать (выполнять домашние задания, мыть с мылом руки и лицо…). Основной механизм превращения ценностей воспитателей в потребности ребенка — через формирования у ребенка желание делать то, что пока заставляют старшие, и что пока он не хочет делать. По сути, воспитание — это превращение желания воспитателей в желание ребенка, т.е. «сделать» желание вопреки воле ребенка. Характеристика манипулирования? Безусловно, каждый автор, определяющий манипулирование, обязательно говорит об этом «криминале» — формировании желания против воли человека. А если добавить, что подобная цель достигается воздействием преимущественно на подсознание (о чем не только многие родители, но и многие воспитателя не знают, сами воспитаны на существовании лишь «подкорки»), то — получается — воспитание полностью отвечает признакам манипулирования в варианте его крайнего толкования («воздействие с целью сформировать желание действовать определенным образом вопреки изначальному желанию ребенка не подвергаться этому воздействию»). И, разумеется, эти педагогические воздействия на подсознание для формирования, допустим, на уровне автоматики желания «уступить место старшим», не противоречат существующим нормам морали о свободе воли. Наоборот, противоречит этой норме стремление «заставить» ребенка сделать — вопреки его «желанию сделать»; а сформировать «желание сделать» — цель педагогического воздействия в процессе воспитания.

Вот и этот «криминал» оказался опровергнутым. И что же тогда остается?

То, что называют «манипулированием» — это чаще нравственное воздействие, чем безнравственное…

Манипулирование как недопустимое воздействие — это воздействие с целью нанесения ущерба, вреда человеку. Вот настоящий «криминал»! А все остальные «криминалы» вроде «влияние на подсознание человека», «влияние на подсознание человека с корыстной целью», «влияние на подсознание человека с корытной целью помимо или даже вопреки воле человека» — всё это — вовсе и не «криминал»... всё это вполне допустимо. А назвать ли это манипулятивным воздействием или как-то иначе — да какая разница. Да хоть горшком… лишь бы не было вреда…
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Деловой мир в
и
Деловой мир в
и
35 комментариев
Никакие благие намерения не могут оправдать "желание" манипулировать людьми, особенно зависимыми людьми от манипулирующего.
0
+1
Ответить
Игорь Сырбу
06 мая в 10:58
Все, что мы делаем в жизни, можно подвести под категорию манипулирования.
0
+1
Ответить
Благодарю за комментарий уважаемый Игорь. Вы совершенно правы, Игорь, многие виды психического воздействия одного человека на другого отвечают тем характеристикам, которые используют при определении манипулирования: воздействие на подсознание, воздействие помимо воли или даже вопреки воле человека, воздействие с достижением чувства собственного удовлетворения и даже с целью нанесения вреда или ущерба человеку… При этом, если исключить последнее (с целью нанесения вреда…) другие подобные виды психического воздействия могут быть вполне приемлемыми… Так что, уважаемый Игорь, Вы правы…
0
0
Ответить
Если принять логику автора, то и эта статья является одной из попыток манипулировать нами. Но меня такае "партнёры" никогда не устраивали. Я манипулирую, он манипулирует, а в чём же здесь сотрудничество?
0
+1
Ответить
Если под манипулированием понимать и стремление изменить взгляд, позицию другого человека – то да, уважаемый Леонид, цель моей статье именно в этом – показать, что не всё, что называют манипулированием, неприемлемо. Если Вы такую цель считаете манипулированием, то тогда Ваше понимание манипулирования расходится с общепринятым. Ибо в таком случае все психотехники убеждающей коммуникации (см., например, книгу о психотехнологиях убеждающей коммуникации: «Как убеждать в своей правоте? Современные психотехнологии убеждающего воздействия»), все приемы доказательства (приёмы аргументации, контраргументации), все иррациональные приёмы убеждения – все они должны быть под запретом, поскольку преследуют цель изменить что-либо в системе ценностных ориентации другого человека. Мы с Вами расходимся в понимании манипулирования: Ваш покорный слуга придерживается общепринятого определения термина «манипулирование», Вы, как я понял, не принимаете определение, которое представлено практически во всех словарях и пособиях по психологическому воздействия. И это нормально, если у людей разный взгляд… А как же иначе, если есть желание изменить позицию, например, автора анализируемой статьи… а иначе – зачем же писать комментарий. Кстати, по Вашему – Вы тоже манипулируете мною, автором, за что я благодарю Вас, ибо уверен, у Вас нет цели нанести ущерб или вред… Спасибо, Леонид.
0
0
Ответить
Автор, Вы плохой манипулятор, потому что не смогли заставить прочитать меня Вашу скучную статью до конца...или Ваша манипуляция как раз в этом и была?)))
0
+1
Ответить
Благодарю за комментарий уважаемая Наталья. Если Вы придерживаетесь позиции, что манипулирование – это воздействие с целью нанести ущерб или причинить вред, то – благодарю за добрые слова – у меня это не получилось, ибо писал я для Вас с благими намерениями показать: не всё, что по неграмотности называют манипулированием, является неприемлемым психическим воздействием. Спасибо еще раз, уважаемая Наталья.
0
0
Ответить
Карл Райтер
06 мая в 12:22
Прежде договоримся о терминах. Если фокусник "манипулирует" человеком так, чтобы не провалить фокус - это хорошо или плохо?

Обманывать с целью добиться преимуществ от неподознхревающего человека - это обман и смешивать его с манипулированием нельзя.

Уговаривать и подбирать доводы с целью согласия - допустимое манипулирование.

А еслсли оппонент пень с глазами и его можно развести на любую ерунду, то это не манипулирование, а использование доступных обстоятельств.

Автор статьи продемонстрировал все качества, которыми любому грех не воспользоваться. Он полжизни потратить в подозрении, что им манипулируют, а вторую будет огорчаться, что его все-таки, несмотря на академические познания, развели.

В отношение автора и ему подобных допустима и оправдана любая манипуляция. Даже эта.

0
0
Ответить
Благодарю за комментарий уважаемый Карл. Позвольте мне ответить на каждый Ваш посыл прямо по тексту:
Прежде договоримся о терминах. ((вот это мне уже нравится.. хочется сказать: «Свой человек», спасибо)) Если фокусник "манипулирует" человеком так, чтобы не провалить фокус - это хорошо или плохо? ((если от действий актера нет вреда зрителю, а более того – у зрителя появились эндорфины – так конечно же – хорошо)).

Обманывать с целью добиться преимуществ от неподознхревающего человека - это обман и смешивать его с манипулированием нельзя. ((Согласен, Карл))

Уговаривать и подбирать доводы с целью согласия - допустимое манипулирование. (( Если данное психическое воздействие отвечает всем признакам манипулирования кроме одного »нанесение вреда» то это приемлемое манипулирование))

А еслсли оппонент пень с глазами и его можно развести на любую ерунду, то это не манипулирование, а использование доступных обстоятельств. ((Извините, Карл, по общепринятому определению это – недопустимое манипулирование)))

Автор статьи продемонстрировал все качества, которыми любому грех не воспользоваться. Он полжизни потратить в подозрении, что им манипулируют, а вторую будет огорчаться, что его все-таки, несмотря на академические познания, развели. ((Извините, Карл, не понял, скорее всего в силу опечаток… Извините…))

В отношение автора и ему подобных допустима и оправдана любая манипуляция. Даже эта ((Если Вы имеете в виду Ваше воздействие на автора – полагаю эту манипуляцию (в той части, которая понята автором) приемлемой)) можно считать допустимой)). Благодарю еще раз, уважаемый Карл.
0
0
Ответить
Анатолий Жуков
06 мая в 13:25
Автор статьи называет корыстной целью то, что ею не является. Если я желаю коллеге по работе здоровья и при этом не вынашиваю цели в будущем получить от него какую-то услугу, то это не является манипуляцией. Если коллега является не объектом моего воздействия, а субъектом, субъектом равноправным со мной, то мои отношения с ним не являются корыстными и, следовательно, я не являюсь манипулятором. Если мы с коллегой получаем удовлетворение от совместного доброжелательного приветствия оба, если ни один из нас не рассчитывает при этом удовлетворить в будущем свои корыстные интересы за счет другого, то это не манипуляция, это мотивированные доброжелательные отношения. Если следовать логике автора статьи, то у нас в любой организации нет стимулирования персонала, а есть только манипуляция. На самом деле, если во взаимоотношениях руководителя и подчиненного согласованы интересы и каждый считает, что отношения распределения результатов труда и взаимоотношения являются справедливыми, и каждый рассматривает другого не как объект воздействия, а как равноправный субъект, то это не манипуляция, а стимулирование или мотивация. Автор называет манипуляцией воздействие воспитателя на ребенка против его воли, но если это воздействие не удовлетворяет корыстные интересы воспитателя, то это не манипуляция, это – мотивация ребенка. Если воспитатель воздействует на ребенка против его воли, но в интересах ребенка и при этом воспитатель не преследует свои корыстные интересы, то это не манипуляция.
0
+1
Ответить
Спасибо, Анатолий! Я прочувствовала-Вы академически описали! Подписываюсь. ;)
0
0
Ответить
Благодарю за комментарий уважаемый Анатолий. Суть нашего расхождения – в различном понимании терминов. Вероятно, я не очень четко изложил психологическое понимание феномена «корысть», которое по многим словарям является синонимом термина «выгода». Но в быту понятие «корыстная цель» всегда понимается как действие, связанное с нанесением ущерба, вреда человеку. Извините, уважаемый Анатолий, я бы более подробно описал психологическое понимание термина «корысть», но… Анатолий, если Вас это интересует серьезно, то вот книга «Психология подсознания. Всё о подсознании человека», где Ваш покорный слуга описал всё это более подробно, равно как и в книге «Как убеждать в своей правоте»… Извините, если Вы это примете за моветон, извините…
О понимании манипуляции: это психическое воздействие на подсознание помимо или даже вопреки воле человека с корыстью, цель которой либо получить удовлетворение без ущерба или вреда для собеседника (и в этом случае манипулирование считается допустимым), либо цель которой нанести ущерб или вред собеседнику – и в этом случае манипулирование считается неприемлемым.
Уважаемый Анатолий, в быту существует психологическая установка: «манипулирование» - это плохо, «корысть» - это плохо. Но если эти термины пропустить через призму психологических знаний, науки, то во фразу «это плохо» необходимо будет вставить словосочетание «не всегда», т.е. читать «это не всегда плохо». Вот это и пытался показать автор… И извините, Анатолий, если это удалось не в полной мере… извините…
0
0
Ответить
Под категорию манипуляции может попасть любое действие направленное в сторону человека в соответствии со статьей автора. С одной стороны абсурд..., хотя наверное можно и так классифицировать ! Моё мнение под категорию манипуляции сознанием попадает только гипноз, когда человеку навязывают делать действия не свойственные ему или в корыстных целях гипнотизера. Я считаю что это противозаконно как со стороны закона , морали, а так же христианской этики! Потому что даже Господь Бог сотворил нас людьми со свободной волей, а не марианетками! Иначе Бог не был бы Богом , а мы Его детьми! ( конечно наверное нам было бы проще поступать и жить по указке , а не искать всю жизнь путь уготовленный нам.)
0
0
Ответить
Благодарю за комментарий уважаемый Андрей. Позвольте мне ответить Вам прямо по тексту Вашего поста:
Под категорию манипуляции может попасть любое действие направленное в сторону человека в соответствии со статьей автора ((Вероятно, Андрей, компьютер что-то «проглотил»: я писал, что манипулирование – не любое действие, а психологическое воздействие на сферу подсознания…)). С одной стороны абсурд ((тогда это действительно был бы абсурд, согласен))..., хотя наверное можно и так классифицировать ! ((Нельзя!)) Моё мнение под категорию манипуляции сознанием ((Извините, Андрей, любое манипуляционное воздействие во всех словарях и пособиях определяется как воздействие на подсознание… хотя большинство наших соотечественников отождествляют понятие «сознание» и «психика» - по понятным причинам, о чем я предполагаю написать в одной из последующих статей)) попадает только гипноз ((можно, конечно и так говорить, если отбросить общепринятое определение термина «манипулирование»)), когда человеку навязывают делать действия не свойственные ему или в корыстных целях гипнотизера. Я считаю что это противозаконно ((согласен с написанным только что)) как со стороны закона , морали, а так же христианской этики! Потому что даже Господь Бог сотворил нас людьми со свободной волей, а не марианетками! Иначе Бог не был бы Богом , а мы Его детьми! ((И с этим полностью согласен, Андрей)) ( конечно наверное нам было бы проще поступать и жить по указке , а не искать всю жизнь путь уготовленный нам.) А посему, уважаемый Андрей, еще раз спасибо за внимание.
0
0
Ответить
Спасибо! Хорошая статья и очень интересная тема...
0
0
Ответить
По Э.Бёрну, любое общение - игра. Т.е., читай, манипуляция.
А главные манипуляторы - дети, к-рые вертят старшими (особенно дедушками и бабушками, как хотят :)))
0
+1
Ответить
Александр, Вы правы. Но в реальной жизни существует разница. Одна ситуация - Вы созерцатель (смотрите игру актёров). Другая - к Вам подходит цыганка и предлагает погадать (всё рассказать и предсказать) и Вы становитесь не столько субъектом игры, сколько её объектом. И во втором случае, общение - уже не игра, а явно запланированный проигрыш (поражение). Это Вам надо?
0
0
Ответить
С этим нельзя не согласиться, уважаемый Александр.
0
0
Ответить
Игорь Луценко
07 мая в 10:44
Манипуляция, это процесс изменения ценностей манипулируемого, для формирования такой его поведенческой реакции, которая повышает спрос на продукт манипулятора :-)
0
0
Ответить
Игорь, а Вы хотели бы, чтобы при манипулировании Вами, именно Вы меняли (теряли) ценности? Какова тогда будет Ваша реакция, такая же нейтральная или всё-таки - отрицательная (негативная)?
0
0
Ответить
Не хочу, Леонид. Мне хочется чтобы мои ценности изменялись осознанно, а не путем давления на кнопки под названием "чувства", "отношения" и "ограничения".
0
+1
Ответить
Игорь, полностью с Вами согласен.
0
0
Ответить
Юлия Кротова
07 мая в 11:59
Нет желания рецензировать работу автора, так как все строится на позиции теории психологии, при этом понятие манипуляция, хоть и введенное в статью при прочтении каждым считывается по разному. Это может зависеть и от уровня подготовки, и от уровня ценностных ориентиров. Соглашусь, что использование любых техник, работающих с бессознательных в рамках корысти-это манипуляция и я её откровенно не приемлю. Один раз приняв для себя, что ты стал объектом доя кого-либо, пересматриваешь свои решения и используешь опыт.
С другой стороны-фильтр восприятия-мной манипулируют или просто желают здоровья-в голове принимающей;) это зависит от степени открытости/закрытости. А неискренние и корыстные пожелания здоровья очень многим людям удается распознавать. Спасибо тем, кто академически отрецензировал статью. Мне не пришлось по душе соотнесение тезиса с аргументацией. Примеров не хватило. Воспитание деток-как корысть рано или поздно вернется корыстным манипулированием вами. Введение общественных норм, правил считаю важным через смыслы, ценности и личный пример. Спасать кого-то, рискуя собой -вряд ли это сможет сделать манипулятор, если это не спланированная акция...
0
+1
Ответить
Юлия, для того чтобы избежать опасности, нужно знать её признаки. В этом смысл дискуссии. К сожалению, многие ученые не воспринимают картину мира достаточно полно, чтобы делать системно обоснованные выводы. Манипуляция это всегда плохо, даже если у манипулятора «добрые намерения». Типичный пример манипуляции с «благой» целью: «Пока не выучишь уроки не пойдешь гулять!» (Хочу чтобы ты принял порцию нужных знаний, иначе ограничу твою свободу) :-)
0
+1
Ответить
Уважаемая Юлия, благодарю за комментарий. Мы действительно расходимся в оценке написанного по той причине, что мы по-разному интерпретируем два центральных понятия этой статьи. О манипуляции: общепринято - это психическое воздействие на подсознание помимо или даже вопреки воле человека с корыстью, цель которой либо получить удовлетворение без ущерба или вреда для собеседника (и в этом случае манипулирование считается допустимым), либо цель которой нанести ущерб или вред собеседнику – и в этом случае манипулирование считается неприемлемым. И о термине «корысть», которое по многим словарям является синонимом термина «выгода». Но в быту понятие «корыстная цель» всегда понимается как действие, связанное с нанесением ущерба, вреда человеку. Иначе говоря, уважаемая Юлия, расхождение между автором и многими, написавшими здесь свои комментарии, в том, что существует психологическая установка: «манипулирование» - это плохо, «корысть» - это плохо. Но если эти термины пропустить через призму психологических знаний, науки, то во фразу «это плохо» необходимо будет вставить словосочетание «не всегда», т.е. читать «это не всегда плохо». Вот это и пытался показать автор… но видно, не совсем ему удалось это сделать. Спасибо, что показали мне это уважаемая Юлия, спасибо.
0
0
Ответить
Уважаемый Александр, благодарю за ответ! Основная мысль стала понятна , посыл был ясен еще при прочтении. Особо признательна за доброжелательный настрой ко всем комментариям! Успехов Вам в продолжении Ваших трудов.
0
0
Ответить
Юлия Кротова
07 мая в 17:58
Спасибо, Игорь, за комментарий. Полностью согласна.
0
0
Ответить
Спасибо Вам, Юлечка, за желание разобраться. Меня несколько смутила Ваша ранимость и, вероятнее всего, печальный опыт, полученный в похожих ситуациях... Он есть у всех, но некоторых задевает особенно сильно :-(
0
0
Ответить
Юлия Кротова
07 мая в 21:29
Игорь, спасибо, я писала отстраненно, а получилось, что как буд-то про себя;) видимо не стоит писать от первого лица;))
0
0
Ответить
Даже синтетический опыт может стать личным... Сам не всегда понимаю, мое ли это прошлое со мной? :-)
0
0
Ответить
Бла-бла-бла.

Проблема в неопределённости терминов.

Когда жена говорит мне: "Сашенька, сделай мне приятное, одень шапку!" - это - манипуляция? Какая? Хорошая или плохая?

По-моему (извините за цинизм), вся наша жизнь, - это попытки управления окружающими. Кому-то удаётся, кому-то нет. Кто-то делает на этом деньги. И очень большие.

Так стоит ли внимания вопрос, поставленный в заголовке статьи?

ДОПУСТИМО ЛИ РЫБЕ ПЛАВАТЬ В ВОДЕ И МЕТАТЬ ИКРУ?

- Нет! Это глупо и пошло! Давайте об этом поговорим :(((
0
+1
Ответить
Мне кажется слишком много текста и переплетений, что уводит разговор в общие рассуждения и многочисленные комментарии это подтверждают.
Мы живем в мире манипуляций - от отношений в семье и на работе до общемировых идей. Стоит ли рассуждать о том плохо это или хорошо - это так есть, просто имейте это в виду и будьте внимательны.
0
+1
Ответить
Благодарю за комментарий, уважаемый Василий. Ваша такая точка зрения - не единственная, но я её обязательно учту, когда буду писать следующие статьи на эту тему (покажу, что есть разные точки зрения, в том числе и такая точка зрения). Ещё раз благодарю...
0
0
Ответить
Валерий Меркулов
09 января в 10:35
Если поставить знак равенства между "манипуляцией" и "воздействием", - что очевидно! То воздействие начинается друг на друга, когда встретились два человека. Это как Земля и Луна, или как два электрона. Они не могут не оказывать воздействия друг на друга. В природе все взаимосвязано.
Электричество "открыли", но оно существовало всегда. И те многие из нас, кто толком не знает как это все работает, им пользуются.
Также и "манипуляция"-"воздействие". Кто-то придумал термин и дал, опять же манипуляция, негативный окрас.

Любая продажа - это манипуляция! А мы все 100% покупатели! И 100% - продавцы! Хотя кто-то будет себя бить в грудь, что это не так! Хорошо! Ответьте тогда на вопрос: "Вы хоть раз устраивались на работу?" Ну как? Продали себя?

Человек по своей сути эгоистичен, если не брать Христа и Будду. То воздействие явное или скрытое будет обязательно. А что не воздействие? Воспитание? Нагорная проповедь? Присяга в армии или "Клятва врача"? Обучение в школе, институте, на курсах? В СМИ? Посмотрите на американскую "свободную" прессу, четкая направленность против своего законно избранного Президента. Что это как не манипуляция массовым сознанием?

А как вам то, что на государственном уровне утверждается, что древние укры выкопали "Чорне море"?

Если кто-то еще по наивности делит "манипуляцию" на "хорошую" и "плохую", то вспомните В.С. Высоцкого "Притча о правде и лжи"

Некий чудак и поныне за Правду воюет, -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
"Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь!"
0
0
Ответить
Александр Панасюк
10 января в 12:33
Благодарю, уважаемый Валерий. Если будет интересно - вот новый взгляд на подобное заблуждение: https://www.facebook.com/100001276824460/videos/1651045671614644/?id=100001276824460

0
0
Ответить
Отправить
Чтобы оставить комментарий, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь