Какие инструменты продвижения есть сейчас
Сейчас огромная мода на естественность и живые профили. Примером может быть амбассадор бренда, который транслирует определенный стиль жизни, очень близкий к конкретной целевой аудитории. А вот привычный анализ целевой аудитории умирает, и самое актуальное, на что стоит опираться, — сценарий потребления, сценарий того, зачем посетители приходят в заведение: на день рождения, свидание, на встречу с подругой и так далее. Если есть такой сценарий, то бренду проще пробиться на рынок, потому что у потребителя практически сразу возникают определенные ассоциации, с чем именно связано заведение.
Поэтому нужно выбирать амбассадора, стиль жизни которого похож на стиль жизни аудитории, отталкиваясь от определенной потребности гостя. Например, у нас заведение «про девочку» двадцати пяти лет со средним достатком. И здесь нужно четко понять сценарий продвижения, сразу давать затравку под события. Что хочет сделать эта девочка — отпраздновать день рождения, сходить на свидание или что-то еще? Нужно с чем-то ассоциироваться, «цеплять» свою целевую аудиторию, образно говоря, сразу определить «пицца или корица?». То же самое и с инфлюенсерами — нужно понимать их лайфстайл, понимать, что с ним ассоциируется, потому что именно лайфстайл и продается лучше всего.
Но, хотя инфлюенсеры — это очень важно, нельзя забывать, что лучше инструмента, чем сарафанное радио, пока еще не изобрели. Это всегда рабочая история, она будет работать еще долгое время. Психология человека такова, что мы активнее реагируем на людей, которым мы доверяем, активнее следуем их рекомендациям. Гораздо быстрее можно зайти к человеку через его друга, чем через самый лучший блог.
Еще один момент. Сейчас важно выстраивать собственную торговую марку, на рынке популярна история именно про команды. Основная тема — люди, которые стоят за брендом, поскольку бренд ассоциируется именно с людьми, со своей командой: барменами, менеджерами, официантами, шеф-поваром. Это нужно транслировать, нужно найти историю человека, чем он вдохновляется, почему пришел в профессию, и передать это гостям, чтобы у бренда появилась душа. Сейчас то время, когда большинство потребителей хотят не просто прийти в классический ресторан, они хотят прийти в заведение, где им будет комфортно, уютно, где есть своя изюминка, своя история.
От чего точно откажемся в 2024
Нельзя четко сказать: вот от этого инструмента нужно отказаться. Нет неработающих инструментов, есть неправильно примененные: в каком-то инструменте конверсия выше, в каком-то ниже. Все зависит от проекта, от его формата и деятельности. Один и тот же инструмент может быть рабочим для заведения формата Fast Casual и абсолютно нерабочим для Fine Dining. Вопрос в том, насколько он эффективен.
Для нашего формата не слишком хорошо показали себя гивы, то есть розыгрыши призов для привлечения аудитории. Слабо работает реклама в лифтах и на радио. А вот в регионах есть великолепные кейсы с радио, которые дают огромный прирост в продвижении бренда. Есть кейсы, где отлично сработали листовки, обогнав по уровню конверсии даже инфлюенсеров. А вот георассылки работают не очень эффективно, хотя в самом начале появления этого инструмента от него ожидали большей отдачи.
Что сейчас нового и необычного можно предложить ресторанам для продвижения
Во-первых, PR-рассылки. К сожалению, это направление в ресторанном бизнесе не слишком активно, и его используют не все бренды. Условно, PR-рассылка выглядит следующим образом: ресторан запускает новое меню или спешл, а инфлюенсерам и постоянным гостям направляется бокс с меню, приглашением и комплиментом по теме от шефа. Такие рассылки помогают поддерживать коммуникацию с постоянными клиентами и их лояльность.
Во-вторых, это семейные ужины, когда посетители приходят в ресторан как будто бы в гости к близким друзьям. Это отличный способ продвижения для определенных заведений: постоянных гостей приглашают специально для того, чтобы презентовать им какой-то новый спешл или новое меню. К гостям в процессе ужина выходит шеф или владелец, общается с ними. За этим форматом большое будущее, поскольку он дает возможность быть ближе к той аудитории, которая тебя выбирает в данный момент и каждый день.
В-третьих, можно назвать касдев (CustDev). Понятие пришло в ресторанный бизнес из IT, это маркетинговый инструмент, суть которого в том, чтобы собрать данные с конкретной группы людей и понять их мотивы поведения и потребности. Он подразумевает постоянное общение с гостями на различные темы, начиная с атмосферы в ресторане, заканчивая соцсетями. Вопросы можно задавать всем, кто готов на них ответить, чтобы понять, что и почему гостям понравилось, почему они выбирают именно это заведение, за что голосуют гости, и развиваться в этом направлении.
Можно стимулировать людей в соцсетях, чтобы они отмечали ресторан и оставляли свой отзыв. Мы, например, даем за отметку своим гостям специальный подарок — коктейли или десерт как благодарность за то, что они нас нашли, отметили и условно стали нашим голосом для своих друзей. Очень важен сбор обратной связи после визита. Например, у нас есть автоматические рассылки, которые приходят гостям уже после отметки. В них мы спрашиваем о впечатлении, которое осталось от визита, о том, что, по их мнению, можно сделать лучше, и так далее.
Отдельно можно отметить искусственный интеллект. Он сейчас очень активно выходит на рынок, и его, наверное, пора учиться использовать всем и во всех сферах, начиная от текстов и заканчивая какими-то идеями. Это огромный источник информации, он дает хороший анализ, дает данные, подкидывает классные идеи.
Как отстроиться от конкурентов в ресторанной сфере
Самое основное — это клиентоориентированность, нужно знать своих гостей в лицо, знать, что они любят и почему они ходят именно в ваш ресторан. Очень часто проектам даже не нужен маркетинг как таковой, им нужно научиться сервису, научиться слушать своего гостя, слышать, что он хочет, и быстро на это реагировать. В нашем ресторане был такой случай, когда мы на неделю заменили рис, и гости заметили и отреагировали на это в первый же день: «С рисом что-то не так, это другой продукт, он нам не нравится». Разумеется, мы пошли навстречу пожеланиям.
Еще один пример: по возможности мы всегда готовим блюдо не из меню. Если гость помнит определенную продукцию, пришел именно за ней, а у нас ее уже нет, мы постараемся исполнить пожелание гостя. Неоднократно мы собирали веганские роллы, сами придумывая состав, для людей, которые не едят рыбу, но которые все же пришли в наше заведение, например, в компании друзей.
Второе — это душа в своем продукте, а не просто копирование. Лучше пробовать сделать свою версию, чем просто скопировать готовое, потому что, к сожалению, копирование всегда хуже воспринимается, чем что-то свое, оригинальное. Даже если взять за основу чужой продукт, можно так его переделать, расцветить собственными красками и нюансами, что на выходе блюдо станет абсолютно новым.
И третье — понимание ДНК собственного бренда, его основы, того, с чем он ассоциируется и про что он вообще. Потому что когда вы начинаете это понимать, очень многое начинает складываться. Когда такого понимания нет и вы пытаетесь быть во всех местах сразу, это работает по-другому и в итоге отрицательно сказывается на конечном результате.
Свой кейс — удачный
Залог успешных кейсов — креатив, новые формы, интеграция гостя в процесс подачи. На этом сегодня строятся многие ресторанные концепции.
У нас есть большой кейс в виде меню «Гарри Поттера». В январе мы празднуем вместе с гостями Новый год и даем им возможность почувствовать себя детьми, дарим им массу бурных эмоций. Вряд ли в центре Москвы есть еще одно место, где можно бегать по всему заведению с волшебными палочками и стрелять в коктейли. Но для нас это очень важно, потому что мы знаем возраст нашей целевой аудитории и ее потребности. Поколение, с которым мы работаем, выросло на этом фильме, это уже не дети, но те взрослые, которые двадцать лет назад были его поклонниками. И они очень ценят возможность снова получить эмоции, связанные с этим фильмом. Именно поэтому уже второй год у нас есть такая январская традиция, и каждый январь она дает нам очень хорошие результаты.
Тенденция сопричастности развивается, сейчас во многих заведениях делают интегрированные подачи прямо при госте, чтобы он смог почувствовать себя участником, получить особые эмоции. Сегодня рестораны по факту становятся новой частью индустрии развлечений, потеснив кино и театр. Рилсы и ТикТок привели к тому, что люди привыкли к быстрым эмоциям, к быстрому дофамину. В ресторане можно получить дофамин здесь и сейчас, за короткое время, получить эмоции и общение. Именно поэтому в 2023 году был колоссальный спрос на ресторанный бизнес, и в текущем году, скорее всего, тенденция продолжится.